Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная психология личности






От рождения до смерти каждый человек является участником различных групп, и ни его самого, ни его чувства и поведение нельзя понять в отрыве от факта такого участия.

Е. В. Шорохова, подходя к личности с социально-психологической точки зрения, рассматривает её как продукт социальных условий, совокупность ролевых функций и их влияния на общественную жизнь.

Она выделяет следующие задачи исследования личности: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и профессиональные особенности личности; закономерности формирования и проявления общественной активности личности; проблемы внутренней противоречивости личности и пути её преодоления; самовоспитание личности.

Социальная психология изучает, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность.

Она рассматривает поведение и деятельность социально обусловленной личности и вклад личности в деятельность группы.

В этой области психологии важно выявить закономерности, которым подчинено поведение и деятельность личности, включённой в какую-либо группу.

По мнению В. С. Мерлина, тип взаимоотношений в группе влияет на формирование свойств личности, характерных для данного коллектива в целом.

Социально-психологические качества личности – это те качества, которые формируются в совместной деятельности (характеризуют возможность и эффективность деятельности человека в группе) и общении и с людьми (способность устанавливать и поддерживать контакт и взаимоотношения). Личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение.

Богатство связей личности с миром состоит в богатстве её связей с людьми в группах, в которые она входит. В совместной деятельности и общении во всех этих группах формируются её черты. И наоборот, имеющиеся характеристики личности влияют на группы, которые она выбирает и на особенности функционирования в них.

Социальные отношения создают определённое впечатление о личности не только для окружающих, но и для неё самой. В течение всей жизни человек создаёт и поддерживает своё представление о себе самом, т. е. свою субъективную картину «Я», которая зависит от представлений о себе как о личности и как о социальном индивиде.

Из социальной области на его самосознание влияют:

• принадлежность к определённой культуре (характерные традиционные особенности большой группы накладывают отпечатки на индивида)

• включённость в какие-либо малые группы

• играемые социальные роли,

• социальное сравнение (сознание того, кем мы являемся, требует от нас осознания того, кем мы не являемся),

• суждения и оценки других людей (часто мы используем других людей в качестве зеркала для восприятия себя самого),

• повседневный опыт межличностного взаимодействия (успех повышает самооценку).

Поначалу структура личной определённости привносится из социума, а потом уже становится относительно автономной, но, тем не менее, продолжает испытывать воздействия извне.

Поскольку человек самоопределяет себя (не только сознательно и самостоятельно, но и в процессе воспитания и общественного воздействия), то есть понимает, что он есть тот, кто он есть, он принимает соответствующие этому права и обязанности и получает определённый статус в группе. Он знает своё место и узнаётся другими, благодаря чему его взаимоотношения и взаимодействия с другими уже определены.

Немаловажная характеристика в данном отношении - социальный статус человека - включает в себя 3 компонента:

а) совокупность присущих данному индивиду черт – это объективная статусная характеристика;

б) особенности восприятия его другими людьми - это субъективная статусная характеристика;

в) уровень, положение среди других групп самой этой группы.

Таким образом, формирование Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом и возникает в условиях совместной деятельности.

Взаимодействуя, человек формируется и изменяется. В это же время он оказывает обратное воздействие на своих партнёров.

Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности.

Наши социальные убеждения и суждения оказывают влияние на наши чувства, мнения и действия. Значит, создают нашу действительность и наше будущее.

Поведение человека – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.

Поскольку люди, живущие в той или иной социальной общности, взаимозависимы, каждый должен считаться с тем, как его поступки скажутся на других. Однако не всегда такие самоотчёты о своих поступках соответствуют реальности. Их может искажать фактортак называемой социальной желательности – фактор, искажающий самоотчёты личности в сторону увеличения частоты тех, которые кажутся более социально приемлемыми и привлекательными.

Среди других вопросов, важными являются изучение социализации и социальной установки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.