Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеральные выборы






За период после принятия Конституции 1993 года в России прошли пять циклов федеральных выборов – выборы депутатов Государственной Думы и через 3 – 6 месяцев после них выборы Президента. Обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, явка на президентских выборах всегда выше (на 5 – 9%), чем на парламентских выборах того же цикла. Во-вторых, изменения явки на парламентских и президентских выборах в каждом цикле направлены в одну и ту же сторону: если активность повышается – то и на тех, и на других выборах, если снижается – то так же.

Что касается динамики, то она не имеет единой тенденции. В циклах 1999 – 2000 и 2003 – 2004 годов явка снижалась по сравнению с предыдущими циклами. В цикле 2007 – 2008 годов явка значительно выросла – почти до уровня 1995 – 1996 годов, однако в последнем цикле она вновь снизилась, но осталась выше уровня 2003 – 2004 годов.

Снижение активности избирателей на федеральных выборах, по-видимому, обусловлено объективными причинами. Повышение же явки в цикле 2007 – 2008 годов было достигнуто административными методами. В следующем цикле административный ресурс также активно использовался \, однако технологии несколько изменились. В частности, была заметна линия на понижение явки. Тем не менее, официальные итоги голосования в цикле 2011 – 2012 годов, в том числе и официальные показатели явки, также подвергаются сомнению исследователями. Отмечена устойчивость региональных различий в активности избирателей. Показано, что основными факторами, действующими в сторону снижения явки, являются доля русского населения, доля городского населения и удаленность региона от Москвы.

Региональные выборы. Исследователи отмечают, что для российских регионов характерны две закономерности: явка на региональных выборах ниже чем на федеральных, а явка на выборах региональных парламентов ниже, чем на выборах глав регионов. Естественно, эти закономерности проявляются в том случае, если выборы проводятся раздельно. Однако выборы разных видов и уровней часто совмещаются. В связи с этим при исследовании явки на региональных выборах необходимо исключать кампании, совмещенные с федеральными, а для выборов региональных парламентов также исключать кампании, совмещенные с выборами главы региона. За период 2007 – 2012 годов прошли 111 выборов региональных парламентов, из которых 64 не были совмещены с федеральными. По этим 64 кампаниям средняя явка составила 48%. Таким образом, можно говорить о некотором росте показателя явки.

Активность. Активность избирателей в значительной степени зависит от двух факторов – типа региона и вида выборов. Региональные особенности проявляются в основном одинаково для разных видов выборов. Здесь играют главную роль три фактора: удаленность от Москвы (что проявляется как раскол по линии «запад – восток»), доля городского населения (что часто проявляется как раскол по линии «север – юг»), и доля нерусского населения. Причины низкой активности избирателей часто обсуждаются, но при этом редко обращается внимание на основной фактор – вид выборов. Среди общих причин называются усталость избирателя от выборов, недовольство властью, протест против «грязных» (или даже любых) избирательных технологий, недостаточная информированность граждан о выборах и кандидатах. В конкретных случаях могут играть роль и другие факторы: неудачно выбранный день голосования (например, совпадение с религиозным праздником), погодные условия, снятие с выборов популярных кандидатов или партий.

 

1. Вопрос 3. Основные характеристики сильных и слабых сторон мажоритарных избирательных систем.

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство, голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов

(минимум 50% + 1 голос), и системы относительного большинства (США, Англия Канада и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Если не один кандидат не получил свыше половины голосов проводиться второй тур, на котором представлены лишь два кандидата (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Сильные стороны.

1. Сравнительная легкость формирования правительства и его большая стабильность. Это достигается от побуждения партий к коалициям ещё до выборов путем распределения парламентских мандатов, среди крупных партий победителей.

2. Формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами.

Слабые стороны.

1. Искажает во многом реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация когда партия меньшинства побеждает. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

2. Зависимость выборов от распределения избирателей по округам. Создается опасность манипулирования тенденциозного нарезания избирательных округов.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку, полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигая атмосферу ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

 

 

1. Вопрос 4. Основные характеристики сильных и слабых сторон пропорциональных избирательных систем.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.