Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка.






Их можно разделить по различным признакам:

по направленности: а) позитивные, благоприятно сопутствующие деятельности предприятия; б) негативные, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия.

В зависимости от места возникновения: а) внутренние, зависят от деятельности самого предприятия; б) внешние, зависят от макроэкономической среды.

Внутренние причины объединяются в следующие группы:

-связаны с личностью руководителя и способности его команды, руководить предприятием;

-связаны с научно-техническим прогрессом на предприятие;

-связаны с совершенствованием организации производства;

-связаны с организационно-правовой формой;

-связаны с созданием благоприятного социально-психологического климата и заинтересованности членов коллектива в работе предприятия;

-связаны с качеством и конкурентоспособностью предприятия;

-связаны с амортизационной и инвестиционной политикой.

Кроме того, все внутренние факторы делятся на объективные и субъективные.

Теперь рассмотрим основные внешние факторы, влияющие на работу предприятия.

Объективные не зависят от субъектов хозяйствования (например: от условий погоды при ловле рыбы)

Субъективными является большинство факторов. Они находятся в поле зрения управленцев предприятия.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

-изменение конъюнктуры мирового и внутреннего рынка, что проявляется в значительных колебаниях цен;

-изменение политической обстановки как на внутри страны так и в глобальных размерах;

-изменения, связанные с инфляционными процессами;

-изменения, связанные с деятельностью государства: а) создание правовой базы рыночных отношений; б) создание цивилизованного рынка и надлежащей инфраструктуры; в) защита национальных интересов предпринимательства; г) уменьшение инфляции в стране.

 

4.Среда функционирования предприятия: характеристика внешней среды.

Внешняя среда предприятия — это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных,

природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предпринимательского предприятия.

Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить:

• внешние экономические факторы;

• внешние политические условия;

• внешние правовые составляющие;

• внешние научные и технические факторы;

• коммуникационные внешние условия;

• природно-климатические факторы и др.

Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результативность его деятельности.

Внешние экономические факторы включают обший уровень экономического развития страны, уровень рыночных отношений, конкуренции и т.д. — все, что представляет собой условия, в которых

функционирует предприятие. Основными параметрами внешней экономической составляющей служат многочисленные макроэкономические показатели: размер валового внутреннего продукта и его колебания, размеры инфляции, процентной ставки, валютный курс и его колебания, дефицит или профицит бюджета, уровень

производительности общественного труда, средней заработной платы, ставки налогообложения. В число параметров внешней среды предприятия входят также уровень экономического развития отдельных регионов, соотношение между потреблением и накоплением, экспортом и импортом, наличие финансовых резервов и инвестиционных ресурсов и др.

Внешние политические условия включают государственное устройство и государственную политику, в том числе внешнюю и внутреннюю. Внутренняя политика включает социальную, научно-

техническую, промышленную, кадровую, экономическую составляющие, а также налоговую, ценовую, кредитную, таможенную и др. От того, как устроена политическая система, зависит ее влияние

на деловую активность предприятий: она может способствовать их развитию или создавать трудности для него. Широкая информированность предприятий о политической системе, ее функционировании позволяет пользоваться благоприятными возможностями для развития своего дела, укрепления своих позиций, расширения сферы деятельности, избежать или снизить потери.

Вместе с тем и сами предприятия могут оказывать активное влияние на политическую сферу в своих интересах, в том числе на разработку и принятие законов и другие изменения ситуации в этой сфере.

Внешние правовые составляющие включают в себя: степень правовой урегулированности общественных отношений, состав действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспечения безопасности предприятий и граждан, четкость формулировок правовых норм и др. Внешние правовые составляющие оказывают огромное влияние на успешную деятельность предпринимательских предприятий. От своевременности принятия и содержания законов и правовых норм зависит правомерность заключения и выполнения тех или иных договоров или контрактов, законность и успешность деловых операций, возможность разрешения споров и других конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий, осуществляемой в рамках существующих законов и положений.

Значительное влияние на деятельность предприятий оказывают внешние научные и технические факторы: имеющийся в стране научно-технический потенциал, содержание и направления фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований, наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки и технополисы, различные инкубаторы прогрессивных технологий, фирм, занимающихся венчур-

ной деятельностью, лизингом лабораторных приборов и оборудования, исследовательских фондов и программ и др.

Наличие научных и технических факторов способствует предприятиям в выпуске новой и модернизации устаревшей продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологических процессов, широком внедрении инноваций.

Деятельности предпринимательских предприятий способствуют коммуникационные внешние условия: уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций. Важное значение в этом ряду имеет также уровень демократической гласности в обществе, доступность архивов, ведомственных баз

данных, библиотек и др. источников.

Наконец, определенное влияние на деятельность предпринимательских организаций оказывает и уровень природно-климатических факторов: рельеф местности, площадь территории, среднегодовая температура, господствующая роза ветров, влажность или сухость воздуха, преобладающие виды флоры и фауны, наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии и др.

На деятельность предприятия в той или иной степени будут оказывать влияние изменения климата, ограниченность природных ресурсов, усиление солнечной активности, другие природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды и др.

Отдельного изучения заслуживает важная часть внешней средыпредприятия — деловая среда, включающая потребителей и поставщиков, конкурентов, инфраструктуру, государственные и муниципальныеорганизации, международный сектор.

 

5. Среда функционирования предприятия: характеристика внутренней среды.

составляющие внутренней среды предприятия:

• производственно-технические факторы;

• социальные условия и составляющие;

• экономические факторы;

• информационная составляющая;

• маркетинговый фактор;

• фактор деловых отношений и поведения сотрудников.

Производственно-технические факторы включают всю совокупность машин, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов, полуфабрикатов, технологии производства продукции.

От состава машин и оборудования, инструментов и приспособлений, их прогрессивности, уровня физического и морального износа, интенсивности применения, технологии и качества обслуживания во многом зависит успех деятельности предприятия: количество и качество выпускаемой продукции, уровень рентабельности и размер прибыли.

Не меньшее влияние на эти показатели деятельности предприятия оказывают состав и качество используемых сырья и материалов, полуфабрикатов. Значительную роль и воздействие на все составляющие внутренней среды предприятия оказывают применяемые на предприятии технологии. Они оказывают влияние на персонал предприятия, его квалификацию и уровень образования, методы стимулирования труда, культуру поведения.

Социальная составляющая внутренней среды предприятия. Сюда входит весь сложный комплекс отношений между людьми, работающими на предприятии. От их способностей, отношения к труду, мотивации, поведения во многом зависят результаты работы предприятий. Уделяется большое внимание подбору кадров, их расстановке на предприятии, повышению их квалификации, созданию ясной и четкой системы продвижения по служебной лестнице.

В последние годы большое внимание уделяется формированию организационной культуры. Высокая организационная культура помогает предприятию успешно достигать поставленных целей и задач. Важное значение приобретает профессиональная этика, отражающая особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношений людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности.

Экономическая составляющая представляет собой совокупность экономических процессов, включающих движение капитала и денежных средств, экономические показатели деятельности предприятия. Среди последних следует выделить показатель рентабельности — соотношение затрат и доходов.

Информационная составляющая — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий.

Основное назначение информационных технологий — максимальное приближение персонала управления предприятием к вы-

полнению ими основной функции — принятию решений. Информационные технологии освобождают работников от рутинных операций подготовки информации для принятия решения и выработки соответствующих рекомендаций.

Маркетинг. Он предусматривает обеспечение потребностей покупателей в товарах или услугах предприятия путем изучения рынка, создания эффективной рекламы и системы сбыта. Маркетинг предполагает также активное воздействие на рынок, на существующий спрос в целях увеличения рыночной доли предприятия и повышения рентабельности продаж.

Деловыеотношения и поведение сотрудников — перекликается с социальными условиями. Многие предпринимательские предприятия теряют значительную долю успеха из-за несложившихся деловых отношений и поведения сотрудников. В процессе деловых отношений выделяют ряд этапов: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопроса, проблемы, принятие решения, выход из контакта. Задача делового общения — не только ус-

пешно общаться с людьми, но и влиять на них в нужном для вас направлении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.