Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дилеры фондового рынка






Вопросы к экзамену по дисциплине

«Управление операциями с ценными бумагами»

1 .Место и роль РЦБ в экономике

 

Для любой экономической системы характерна ситуация, когда в одних ее сегментах возникает недостаток средств, в других – их излишек (временно свободные денежные средства). У одних предприятий, например, идет смена оборудования и срочно нужны деньги, у других после продажи партии товара появляются временно свободные денежные ресурсы, или государство (федеральные органы власти), как это часто бывает, имеет дефицит бюджета, ему срочно необходимы дополнительные средства, так как если включить печатный станок, то за этим последует рост инфляции, т.е. денежную эмиссию проводить нельзя, в это же время достаточно большая группа населения держит деньги! в чулке» и не прочь приумножить их количество, но боится всевозможных мошенников. Возникает противоречие, без разрешения которого оживить экономику фактически невозможно. Для этого и существует механизм перераспределения денежных накоплений через рынок ценных бумаг, основное назначение которого состоит в аккумулировании временно свободных денежных средств и направлении их в перспективные отрасли экономики, на государственные нужды и т.д.

Таким образом, необходимо отметить, что рынок ценных бумаг является объективным механизмом регулирования финансовых потоков в приоритетные отрасли экономики и в наиболее перспективные и эффективно работающие предприятия, естественно, при условии, что государственное регулирование фондового рынка эффективно.

Показать объективный характер механизма регулирования финансовых потоков в приоритетные отрасли экономики и эффективно работающие предприятия можно на примере такой ценной бумаги, как акция.

Цена акции зависит от многих факторов, но один из главных – величина дивидендов: чем она больше, тем выше цена акции, а дивиденд в основном зависит от наличия прибыли у предприятия. Высокий уровень прибыли у тех предприятий, которые выпускают качественную продукцию с низкими затратами, имеющую покупательный спрос.

Итак, на товар есть спрос, значит он нужен покупателю, увеличиваются дивиденды и соответственно растет цена акций этого предприятия. Естественно, что население и корпорации стремятся также скупить данные акции, так как это выгодно, и тем самым финансовые потоки общества перекачиваются в те отрасли, которые нужны обществу в данный момент.

Таким образом, деньги населения не лежат в «чулке», а работают на общественное производство и сферу услуг; происходит инвестирование нужных обществу отраслей; постоянном движении мгновенно реагирует на изменение ситуации.

Таков классический пример действия закона экономической заинтересованности через рынок ценных бумаг. Надо четко понимать, что в процессе фондовых операций мало кто думает непосредственно об общественном благе, но объективные экономические законы как бы заставляют работать в нужном направлении.

Кроме того, рынок ценных бумаг осуществляет и такую функцию, как привлечение средств в бюджет государства. Эта функция дает эффект лишь в том случае, если привлеченные средства расходуются достаточно квалифицированно. Во многих странах с развитыми рыночными отношениями государственный долг значителен, но это фактически никогда не приводит к тому, что произошло в России.

Важной функцией рынка ценных бумаг является функция «естественного отбора» в экономике, происходящего вследствие перераспределения различных пакетов акций, в первую очередь контрольного пакета, внутри акционерного общества.

 

2. Определение и функции РЦБ.

Рынок ценных бумаг — это отношения между его участниками по поводу выпуска, обращения и гашения ценных бумаг. Рынок ценных бумаг есть рынок вообще и финансовый рынок в частности. Поэтому и все его функции условно могут быть поделены на общерыночные и на специфические. Общерыночные функции рынка ценных бумаг: • коммерческая. Целью любого рынка является получение прибыли (чистого дохода) или приумножение вложенного в рынок капитала. Инвесторы на рынке ценных бумаг стремятся увеличить свой капитал; • оценочная (ценностная, измерительная). Любой товар на рынке, в том числе и ценная бумага, получает свою собственную рыночную цену; • информационная. Информация о событиях на рынке должна быть выявлена и доведена в установленном порядке до всех его участников; • регулирующая. Рынок действует по вырабатываемым им правилам, которые его участники обязаны соблюдать добровольно или в силу их законодательного закрепления. Функции рынка ценных бумаг как финансового рынка: • перераспределительная. Посредством финансовых рынков осуществляется перераспределение сбережений или вообще свободных денежных средств из их простых денежных форм в различные формы капитала. Покупка доходной ценной бумаги означает, что деньги инвестора превратились в капитал; • защитная, или антирисковая. Финансовые рынки предоставляют своим участникам инструменты защиты капитала от тех или иных рисков. Изучая рынок ценных бумаг, важно не только понимать перечисленные функции и их общий характер, но и во всех этих функциях раскрывать специфику самого рынка ценных бумаг. В кратком виде можно указать на следующие наиболее очевидные стороны такой специфики. Специфика коммерческой функции рынка ценных бумаг состоит в том, что процесс их обращения вызывает к жизни существование многочисленного слоя участников рынка, называемых спекулянтами, которые стремятся получить по ценной бумаге не тот доход, который устанавливает ее эмитент, а доход от колебаний ее рыночной цены. Спекулянт — это тот же инвестор как участник рынка, но нацеленный на получение дохода от ценной бумаги в виде устраивающей его разницы в ее ценах. В настоящее время термин спекулянт в практике рынка по понятным причинам обычно заменяется более благозвучным термином трейдер (торговец). Специфика оценочной функции рынка ценных бумаг состоит в том, что цена ценной бумаги есть денежная оценка представляемого ею капитала, так как после обмена ее на деньги инвестора никакой другой стоимости у нее не появляется. У капитала имеется только одна цель — безграничное возрастание, а потому и общая оценка (цена) ценной бумаги в качестве оценки капитала обычно имеет тенденцию к росту. Специфика информационной функции на рынке ценных бумаг состоит в установлении требуемого баланса между открытостью и закрытостью информации об участниках данного рынка. Открытость информации необходима для процесса рыночного ценообразования или для текущей оценки представляемого ценной бумагой капитала. Закрытость информации есть одно из непременных условий конкуренции на рынке. Утечка важной информации может ослабить позиции компании на рынке, снизить ее прибыли и, соответственно, цену ее ценных бумаг. Специфика регулирующей функции на рынке ценных бумаг находит свое выражение в ее нацеленности не просто на соблюдение тех или иных правил работы на рынке. Она состоит в стремлении всех регуляторов рынка обеспечивать, поддерживать и укреплять доверие рядовых инвесторов, всех частных лиц к справедливости и обоснованности цен и прибылей на рынке ценных бумаг. Специфика перераспределительной функции рынка ценных бумаг кроется в том, что обмен денег на ценную бумагу при ее выпуске в обращение может означать максимально короткий путь превращения свободных денежных средств в функционирующий капитал. Однако обращение ценных бумаг между инвесторами может вообще не иметь никакого отношения к реальным инвестициям, поскольку денежные средства в этом случае используются только для покупки ценных бумаг, а не для покупки материальных ресурсов и найма рабочей силы. Такое обращение есть процесс перераспределения капитала между инвесторами без какой-либо видимой пользы для роста экономики. Специфика защитной, или антирисковой, функции рынка ценных бумаг состоит в том, что инвестирование свободных накоплений в ценные бумаги позволяет в основном защитить их от инфляции. Другая сторона этой же функции коренится в огромном количестве выпускаемых ценных бумаг одного и того же вида разными эмитентами. Это позволяет защищать капитал инвестора путем его распределения между различными видами ценных бумаг и ценными бумагами разных эмитентов. Способ защиты капитала путем его правильного распределения между разными ценными бумагами, включая и иные возможные его вложения в другие инструменты, называется диверсификацией.

3.Структура законодательства о РЦБ

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка " с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления. [15]

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4. Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

® организация движения финансовых ресурсов; ® обеспечение качества ценных бумаг;

® информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

® координация; ® регулирование; ® прогнозирование; ® стимулирование; ® организация

® контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). [10] В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования " билетов МММ” в первой половине 1990-х гг. [11]

В соответствии с Федеральным законом " О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q эмитентов ценных бумаг;

Q профессиональных участников;

Q саморегулируемых организаций

B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления [6]

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие органы государственной власти:

1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2. Президент издает указы.

3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента. [15]

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Æ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Æ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

Æ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Æ обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

Æ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

Æ создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

Æ устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ. [14]

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. [15]

Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II

В данном нормативно-правовом акте описываются основные положения всей системы рынка ценных бумаг: дается определение ценной бумаги, ее виды, требования к ней, операции, производимые с ценной бумагой. [1]

2. Федеральный закон " Об акционерных обществах”

Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок выпуска ими ценных бумаг, управление акционерным обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п. [11]

3. Закон " О рынке ценных бумаг”

Данный закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение эмиссионных ценных бумаг, помещение информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций. [6]

4. Федеральный закон " О банках и банковской деятельности”

В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую лицензию. [3]

5. Федеральный закон " О Центральном банке Российской Федерации”

Статьи 22 и 46 описывают все возможные виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций). [8]

6. Закон " О товарных биржах и биржевой торговле”

Оговариваются права государственных органов по регулированию товарных бирж, при этом учитывается неотъемлемость права биржи на самоуправление [7]

7. Закон " О валютном регулировании и валютном контроле”

Описывается проведение операций с внешними ценными бумагами, отдельно оговариваются права резидентов и нерезидентов, а также возможность вывоза ценных бумаг за рубеж. [4]

8. Федеральный закон " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”

Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость в ней определенных органов государственной власти. [5]

9. Федеральный закон " О переводном и простом векселе”

10. Закон " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”

11. Федеральный закон " Об ипотеке”

12. Федеральный закон " О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”

13. Федеральный закон " Об инвестиционных фондах”

14. Федеральный закон " Об инвестиционных ценных бумагах”

15. Постановление ФСФР России " Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”

16. Постановление ФСФР России " Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций”

17. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг

18. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. [11]

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами. [10]

Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:

a) разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

b) регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

c) определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению. [2]

В соответствии с Федеральным законом " О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. [6] Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.

В конце 1994г. в России была создана " Профессиональная ассоциация участников фондового рынка” (ПАУФОР). 2 саморегулируемые организации – " Совет крупнейших регистраторов и депозитариев” (СКРО) и " Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев” (ПАРТАД) – стали инициаторами разработки положения " О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг” (принято 21 июня 1995г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация – " Национальная ассоциация участников фондового рынка” (НАУФОР) и некоммерческое партнерство " Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций” (ОПИАК). [10]

НАУФОР объединяет преимущественно брокерские, дилерские и управляющие компании на РЦБ. Была создана в 1995г. Имеет региональные филиалы. Основные направления деятельности НАУФОР: разработка правил и стандартов профессиональной деятельности, разработка этических кодексов поведения профессиональных участников на рынке, осуществление мониторинга состояния рынка ценных бумаг, помощь в выходе на рынок вновь организуемым компаниям по торговле ценными бумагами, представление интересов сообщества профессиональных торговцев в соответствующих органах государственной власти.

ПАРТАД объединяет регистраторов и депозитариев. Учреждена в 1994г. Ее целью является развитие инфраструктуры РЦБ в области регистрационных и депозитарных услуг. Она активно разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче лицензий и квалификационных аттестатов. [11]

4. Составные части РЦБ.

Рынок ценных бумаг — совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал.

Организация рынка ценных бумаг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов:

• предмет торговли (ценные бумаги и их производные);

• профессиональные участники;

• система регулирования.

Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход.

Для реализации этой цели необходимо наличие следующих условий;

• свобода передвижения капитала;

• обеспечение ликвидности ценных бумаг, которая достигается за счет большого числа продавцов и покупателей и небольших разниц в ценах продажи и покупки;

• наличие торговых систем, обеспечивающих контакт продавца и покупателя;

• информационная прозрачность рынка.

Информационная база должна быть точной, правильной и содержательной. Поэтому большое внимание на фондовом рынке уделяется раскрытию информации со стороны;

• эмитентов о финансовом состоянии предприятия, о предстоящих выпусках ценных бумаг, крупных акционерах и т. д.;

• профессиональных учасников фондового рынка о своей квалификации, условиях предоставления различных услуг;

• организаторов торговли о правилах торговли, условиях листинга и т. д.;

• органов регулирования об изменениях нормативно-правовой базы, системе контроля за деятельностью на рынке и соблюдении правил работы.

Под инфраструктурой рынка ценных бумаг обычно понимается совокупность технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

Для обеспечения нормального функционирования рынка ценных бумаг инфраструктура должна состоять из следующих систем:

1. Система раскрытия информации. Инвестор на РЦБ должен иметь информацию о существующих ценных бумагах, их достоинствах и недостатках. Для того чтобы сделать эту информацию доступной, нужно организовать систему раскрытия информации об эмитентах и о состоянии рынка.

2. Торговая система. Чтобы сделка состоялась, инвесторам необходимо найти друг друга. При этом они пожелают узнать, насколько надежен потенциальный партнер по сделке. Эту функцию берут на себя посредники — брокеры. В свою очередь брокеры находят друг друга в одной из торговых систем (фондовые биржи).

3. Система регистрации прав собственности. Для уменьшения рисков участников торгов принимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. В ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение — депонировать их в депозитарии. Депозитарий — это особое хранилище, в которое владельцы ценных бумаг могут отдать их на хранение.

4. Система клиринга.

Задачей этой системы является контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись.

5. Система платежа.

Это часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками.

6. Система ведения реестра.

В случае, когда эмитент выпустил небольшое их число, подтверждение прав акционера относительно несложно — в администрации эмитента ведется реестр— специальная база данных, в которой отражается, кто и каким количеством акций владеет. Регистратор — держатель реестра.

Таким образом, инфраструктура рынка ценных бумаг содержит ряд подсистем:

• учета прав на ценные бумаги (регистраторы и депозитарии);

• торговые системы (биржи и внебиржевые);

• системы клиринга;

• системы платежа (банковская система);

• система раскрытия информации (информационные агентс тва, рейтинговые агентства и др.).

5.Участники РЦБ. Участниками рынка ценных бумаг могут быть физические и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в том числе кредитные организации, которые осуществляют следующие виды деятельности:

§ брокерская деятельность;

§ дилерская деятельность;

§ деятельность по управлению ценными бумагами;

§ деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

§ депозитарная деятельность;

§ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

§ деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

 

Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп:

§ эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение;

§ инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг;

§ фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги);

§ брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом).

§ дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).

§ организации инфраструктуры;

§ организации регулирования и контроля.

6.Эмитенты ценных бумаг. Классификации эмитентов.

Под эмитентом понимается субъект фондового рынка, являющийся инициатором и исполнителем процесса эмиссии. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Он поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности.
Можно разделить эмитентов на несколько групп.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Согласно законодательству Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления также могут выступать эмитентами ценных бумаг
Хозяйствующие субъекты. Наиболее многочисленной группой рганизаций, выпускающих ценные бумаги, являются хозяйствующие субъекты. Они отличаются друг от друга организационно-правовой формой. Хозяйствующие субъекты можно разделить на две большие группы: юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Хотя лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, практически не представлены на российском фондовом рынке, тем не менее, они могут в своей повседневной практике выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чеки.
Основными эмитентами ценных бумаг на российском фондовом рынке являются юридические лица. Они могут выпускать все виды ценных бумаг, разрешенных российским законодательством к обращению на территории Российской Федерации, конечно, за исключением государственных ценных бумаг.
Юридические лица могут представлять собой коммерческие и некоммерческие организации. Отличие между ними состоит в том, что коммерческие организации в своей деятельности в качестве основной цели ставят перед собой получение прибыли, а некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставной цели некоммерческой организации. Полученную прибыль некоммерческие организации не распределяют между учредителями, а направляют на реализацию уставных целей организации.

Эмитентов ценных бумаг можно классифицировать в зависимости от инвестиционной привлекательности выпущенных ими ценных бумаг.
Эмитентов можно классифицировать по той политике, которую они проводят на фондовом рынке. Они могут осуществлять активную политику, выходя на организованные торговые площадки, инициируя процедуру листинга своих ценных бумаг и поддерживая их котировку. Эта политика может быть безразличной, когда эмитент не обращает внимания на свои ценные бумаги. Она может быть и негативной, когда эмитент всячески стремится ограничить обращение своих ценных бумаг на фондовом рынке.
Эмитенты могут отличаться по тому кругу инвесторов, для которых осуществляется новая эмиссия ценных бумаг. Например, на привлечение отечественного или иностранного инвестиционного капитала рассчитана эмиссия. По характеру инвесторов выпуск акций может быть спланирован следующим образом:
1. акции могут быть вылущены по закрытой подписке для ограниченного круга стратегических инвесторов;
2. выпуск акций может быть организован по открытой подписке, ориентированной, однако, на ограниченный круг институциональных инвесторов;
3. эмиссия акций может быть предназначена для размещения среди большого количества частных инвесторов.
Можно классифицировать эмитентов по различным признакам, наиболее существенными из них являются следующие:
1. виды эмитентов как формы государственно-правового образования;
2. организационно-правовая форма эмитентов;
3. направления профессиональной деятельности эмитентов;
4. инвестиционная привлекательность эмитентов;
5. политика, проводимая эмитентами на фондовом рынке (активная, рассчитанная на привлечение стратегических инвесторов, распыление капитала, на отечественный капитал, на иностранный капитал и т. п.);

6. национальная принадлежность эмитентов. Эмитентов можно разделить по национальной принадлежности, т. е. на резидентов и нерезидентов. В большинстве стран установлены определенные ограничения на обращение ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных фондовых рынках.
По направлениям профессиональной деятельности эмитентов можно разделить на следующие основные группы:
- промышленные и торговые компании;
- коммерческие банки;
- инвестиционные компании и инвестиционные фонды;
- страховые компании, пенсионные фонды и прочие институциональные инвесторы.
Таким образом, под эмитентами понимаются субъекты фондового рынка, являющиеся инициаторами и исполнителями процесса эмиссии. На рынке ценных бумаг они занимают позицию продавца и поставляют на фондовый рынок товар - ценные бумаги. Эмитентов можно классифицировать в зависимости от инвестиционной привлекательности выпущенных ими ценных бумаг, по той политике, которую они проводят на фондовом рынке, по формам государственно-правового образования, по организационно - правовым формам, по профессиональной деятельности и по национальной принадлежности.

7.Первичный рынок ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг. Первичный рынок ценных бумаг как правило охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций (последние вступаю в непосредственный контакт через инвестиционные банки и банкирские дома с кредитно-финансовыми институтами), приобретающими эти ценные бумаги. Через первичный рынок осуществляется главным образом финансирование воспроизводственного процесса. На первичном рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов, прежде всего КБ, страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов. Первичный оборот обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями, позволяющими осуществлять прямую связь между эмиссионером ценных бумаг и их покупателем. Однако единственным организующим посредником здесь выступают инвестиционные банки. Первичный рынок, обладающий собственными методами размещения, представляет собой самостоятельный, довольно сложный и разветвленный механизм. Однако этот механизм не имеет собственного определенного места торговли ценными бумагами в отличие от биржи. Особенность первичного рынка заключается также в том, что он пропускает через себя новые выпуски акций и облигаций, которые затем при их последующей покупке и перекупке уходят на фондовую биржу. Но подавляющая часть новых облигаций не возвращается на биржу и находится в руках (активах) кредитно-финансовых институтов.

Основная роль первичного рынка связана с торговлей облигациями, однако на нем продаются и акции. В этих случаях посредничество на себя берут, как правило, инвест. банки, банкирские дома и специализированные брокерские и диллерские фирмы. Объем и стоимость акций первичного оборота значительно уступает аналогичным показателям биржи, однако наблюдается тенденция к их росту. Широкий выход акции, например в США, на первичный рынок связан в основном с особенностями диверсификационных процессов и спекулятивными сделками, а также со спецификой образования новых компаний. Кроме того, издержки размещения акций здесь могут оказаться ниже, чем на бирже, где обычно действуют дорогостоящие специализированные посредники. Оценивая количественное и стоимостное соотношение первичного рынка и биржи можно сказать, что в количественном отношении первичный рынок больше биржевого, поскольку на первый поступает ежегодно большое количество выпусков ценных бумаг. В то же время в стоимостном выражении биржевой рынок может быть больше, чем первичный, т. к. на бирже сосредоточено много дорогих фондовых ценностей. Кроме того, частые спекуляции, бумы, инфляции подталкивают к росту стоимости акций.

К методам эмиссий относят:

Андерайт – подписка;

Директ (прямой) – непосредственная продажа корпораций инвесторам минуя банки, выступающие только в роли консультантов;

Публичный – когда объединяются несколько банков и начинают размещать на условиях эмитирующей корпорации;

Конкурентные торги – аукционы;

Новая технология размещения ценных бумаг – корпорации создают специальные отделы, которые напрямую размещают ценные бумаги.

8.Инвесторы. Классификации инвесторов. Инвестор - это физическое или юридическое лицо, которое вносит финансовые денежные средства в учреждение (в кредитное учреждение, прежде всего в банк) или в предприятие на хранение, в рост или для участия в получении прибыли.
1. По направленности основной хозяйственной деятельности:

· - Индивидуальный инвестор;

· - Институциональный инвестор;

Данная классификация выделяет тех инвесторов, которые представляют собой отдельных лиц. занимающихся инвестиционной деятельностью и организационно оформленную группу, как правило, осуществляющую многоплановую деятельность, в т.ч. и инвестиционную.

2. По целям инвестирования:

· - Стратегический инвестор, который должен осуществить вложения на сроки достаточные для получения результатов (эффекта) от инвестиций.

· - Портфельный инвестор - стремится получить инвестиционную прибыль на определенном этапе действий; быстрый вход и вход из дела; вложения с отдачей; почти не входит в управление делом.

3. По ориентации на инвестиционный эффект:

· - Инвестор, ориентированный на текущий инвестиционный доход;

· - Инвестор, ориентированный на прирост капитала в долгосрочном периоде;

· - Инвестор, ориентированный на получение внеэкономического эффекта (инвестиции на реализацию социально значимых программ)

4. По отношению к инвестиционным рискам:

· - Инвестор, который не расположен к риску;

· - Инвестор нейтральный к риску;

· - Инвестор, расположенный к риску;

5. По менталитету инвестиционного поведения:

· - Консервативный инвестор - выбирает хорошо апробированные инвестиционные идеи с невысокой степенью риска, в тех отраслях, в которых он имеет опыт;

· - Умеренный инвестор - защита инвестиций, обеспечение их безопасности, высокая доходность, склонность к риску;

· - Агрессивный инвестор - высокая доходность вложений, склонность к высокому риску;

6. По принадлежности к резидентам:

· - Отечественный инвестор;

· - Иностранный инвестор.

9.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Брокерская деятельность.

Бро́ кер на рынке ценных бумаг — торговый представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счёт или от своего имени и за счёт клиента на основании возмездных договоров с клиентом.[1].

Представля́ ющий бро́ кер — независимое физическое или юридическое лицо, которое принимает заявки от клиентов на заключение биржевых сделок, но сам не ведёт их счета и не принимает деньгиили ценности в уплату депозита или маржи.

Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемым видом деятельности. В Российской Федерации с 1 сентября 2013 года лицензия на осуществление брокерской деятельности выдаётся Центральным банком Российской Федерации. Ранее выдавалась Федеральной службой по финансовым рынкам (до 2004 года — Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг).

Бизнес-брокер — юридическое или физическое лицо, посредник между продавцом и покупателем готового бизнеса, агент сделок слияния и поглощения бизнеса.

Брокерские услуги[

К брокерским услугам относится покупка или продажа ценных бумаг по поручениям клиентов. Для предоставления таких услуг участнику рынка необходима лицензия на осуществление брокерской деятельности. Также брокер может проконсультировать своего клиента касательно той или иной ценной бумаги и дать совет о приобретении какой-либо ценной бумаги. Для этого брокеры анализируют рынок (ценных бумаг, товарный рынок, валютный рынок) для выявления и прогнозирования тренда цен на тот или иной актив

10.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Дилерская деятельность.

Ди́ лер - (от англ. dealer - торговец) - (на рынке ценных бумаг) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт.

Ди́ лер — физическое или юридическое лицо, которое закупает оптом продукцию компании, а продаёт её в розницу или мелким оптом (например, автомобильный дилер).

Дилеры фондового рынка

Особенностью дилерской торговли являются дополнительные обязательства, которые берёт на себя дилер путём публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценам в оговоренный промежуток времени. Это позволяет крупным дилерам становиться маркетмейкерами

. Дилером по российскому законодательству может быть только юридическое лицо. Дилерская деятельность является лицензируемым видом деятельности. В Российской Федерации лицензия на осуществление дилерской деятельности выдаётся ЦБ РФ — ФСФР(с 1.09.2013 ФСФР упразднена, теперь лицензии выдаются ЦБ РФ) (ранее — ФКЦБ). Без лицензии на осуществление дилерской деятельности юридическое лицо не может быть участником торгов на бирже.

Имеется два вида лицензий на дилерскую деятельность:

· по операциям с корпоративными ценными бумагами

· по операциям с государственными ценными бумагами

Для обеспечения гарантий исполнения сделок дилер должен обладать достаточным собственным капиталом, минимальная величина которого устанавливается законодательно. Дилер может совмещать свою деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской деятельностью.

Принимая на себя обязательства по котированию

ценных бумаг, дилеры формируют дополнительную ликвидность фондового рынка. Объявляя публичные котировки, дилер может сообщить и другие существенные условия, необходимые для заключения договора купли-продажи: количество покупаемых (продаваемых) ценных бумаг, срок действия объявленных цен и др. Участник рынка, зная условия совершения сделки, оценивает их и, если они его устраивают, заключает сделку с дилером на предложенных условиях. Дилер обязан эту сделку исполнить. Особенностью российского законодательства по ценным бумагам является то, что если дилер не предложил существенных условий совершения сделки, кроме цены, то он обязан заключить договор купли-продажи на существенных условиях, предложенных другим участником сделки. В случае уклонения дилера от заключения договора на условиях клиента по объявленным дилером котировкам, к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и возмещении клиенту понесённых убытков.

Объявляя котировки ценных бумаг, дилер, как правило, обладает информацией о состоянии эмитента. Однако эта информация не всегда доступна широкому кругу участников рынка. Поэтому на дилера возлагается обязанность раскрывать информацию об эмитенте и консультировать клиентов по вопросам приобретения тех или иных ценных бумаг.

Законодательно дилер обязан:

· действовать исключительно в интересах клиентов;

· обеспечивать своим клиентам наилучшие условия исполнения сделок;

· доводить до клиентов всю необходимую информацию о состоянии рынка, эмитентов, ценах спроса и предложения, рисках и др.;

· не допускать манипулирования ценами и понуждения к совершению сделки путём предоставления умышленно искажённой информации об эмитентах, ценных бумагах, динамике изменения цен и др.;

· совершать сделки по купле-продаже ценных бумаг в соответствии с поручением клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям, если дилер совмещает свою деятельность с брокерской деятельностью.

От осуществления своей деятельности дилер может получать доход в виде:

· спреда (разница между заявленными ценами покупки и продажи);

· комиссий;

· платы за консультации и предоставление информации.

11.Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Деятельность по

управлению ценными бумагами

у частники рынка ценных бумаг выполняют следующие виды профессиональной деятельности:

§ брокерскую;

§ дилерскую;

§ деятельность по управлению ценными бумагами;

§ по определению взаимных обязательств (клиринг);

§ депозитарную деятельность;

§ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Безусловно, каждая из них имеет свою особенность, но одно из них объединяет — это лицензирование и подчинение требованиям, предъявляемым федеральным органом исполнительной власти. В частности, к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг:

§ к лицам, выполняющим функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, которую они не могут осуществлять, если у организаций, возглавляемых ими, были аннулированы лицензии или вынесено решение о применении процедур банкротства по истечении менее трех лет;

§ к лицам, имеющим судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

§ к лицам, избранным на должность единоличного исполнительного органа или назначенным руководителем контрольного подразделения (контролером) фондовой биржи, организации, осуществляющей клиринговую деятельность и депозитарную деятельность, а также выполняющей расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах фондовых бирж.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.