Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрелость






- насыщение (или спад)

Проанализируем рынок йогурта г. Улан-Удэ исходя из этих стадий. В стадии внедрения, выхода на рынок находится новинка от «Erhmann» «Глашенька» в пластиковом стаканчике.

В стадии роста на рынке города Улан-Удэ представлены товары, производители которых только начинают входить на Улан-Удэнский рынок. Это такие товары как: йогурт «Янта», биойогурт «Моя ферма» («Молоко Бурятии»), йогурт «Глашенька» («Erhmann»)

В стадии зрелости сейчас на рынке представлена продукция таких промышленных «гигантов» как: «Здрайверы», «Агуша», «Био Мах» (ОАО «Вимм-Билль-Данн») «Даниссимо», «Активия», «Растишка» («Danone»), «Фруатель», «Биойогурт» (ОАО «Молоко Бурятии»). На этой стадии компании активно продолжают расширять ассортимент, улучшать упаковку.

В стадии спада на рынке города Улан-Удэ не наблюдается ни один йогурт.

Результаты анализа рынка йогурта с точки зрения ЖЦТ представлены в таблице 30.

 

 

Таблица 30 – Деление продукции в зависимости от этапов ЖЦТ

Товары в стадии внедрения, выхода на рынок Товары в стадии роста Товары в стадии зрелости Товары в стадии спада
«Глашенька» (Erhmann) «Для всей семьи» (Danone) «Здрайверы» (Вимм-Билль-Данн)  
Йогурт (Янта) Актимэль (Danone) «Агуша» (Вимм-Билль-Данн)  
«Моя ферма» (Молоко Бурятии) Йогурт «Select» (Erhmann) «Био - Мах» (Вимм-Билль-Данн)  
    «Даниссимо» (Danone)  
    «Активия» (Danone)  
    «Растишка» (Danone)  
    «Фруатель» (Молоко Бурятии)  
    «Биойогурт» (Молоко Бурятии)  
Итого:
       

 

На рисунке 3 представлено процентное соотношение нахождения товаров в разных стадиях.

 

Рисунок 3- Структура рынка йогурта с точки зрения жизненного цикла товара

 

Таким образом, из рисунка видно, что основная доля йогурта, реализуемой в городе, находится в стадии зрелости (54%). В стадии внедрения и роста находится одинаковом количестве по 20 %. А на стадии спада находится самый меньший процент продукции 7 %.

Это означает, что на рынке города Улан-Удэ представлены товары, обладающие жизнеспособностью и находящиеся достаточно долго на рынке, так как они пользуются спросом, приносят доход производителям и продавцам.

 

2.3 Анализ потребительских предпочтений

С развитием рынка йогуртов в России потребителями йогуртов стали практически все слои населения, всех возрастов и различных уровней дохода. Потребители имеют высокий уровень приверженности маркам и производителям, представленным на рынке. Но всё же рынок йогуртов имеет значительные перспективы роста.

Цель нашего исследования - выявить информацию о том, какая торговая марка и вкусовые предпочтения о йогурте наиболее пользуется спросом потребителей в городе Улан-Удэ.

Задачи:

- изучить наиболее популярную марку йогурта среди респондентов;

- исследовать предпочтения покупателей относительно упаковки, вкусовых добавок;

- узнать влияние на конкретный выбор йогурта, где и как часто его приобретают;

Предметом исследования являются анкеты с перечнем вопросов о йогуртах.

Объектом являются предлагаемые варианты ответов о йогурте.

Способ исследования – анкетирование.

Для того чтобы анализировать спрос на какие именно йогурты на рынке города Улан-Удэ, необходимо изучать предпочтения потребителей. Основные моменты, которые необходимо было затронуть в рамках исследования, были изложены в анкете [см. приложении 2]. Данная анкета состоит из 15 вопросов, касающихся предпочтений покупателей о магазинах, марках, производителей, вкусовых предпочтений йогурта.

Чтобы рассчитать число респондентов, которое требуется для опроса, определяется по формуле:

, где n – объем выборки;

Z - нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности;

p - найденная вариация для выборки;

q - точность, которая равна (100-р);

e - допустимая ошибка.

Нормативное отклонение определяется, исходя из выбранного уровня доверительности. Уровень доверительности равен 95%, который соответствует нормированному отклонению 1, 96.

Для получения значения объема выборки принимаем вариацию равную 50%, допустимая ошибка –10%. Используя известные данные, рассчитываем объем выборки по формуле:

n= (1, 96*50*50)/10=96

Рассчитанное значение означает, что для проведения анализа покупательских предпочтений необходимо опросить не менее 96 человек.

Согласно выборке, которая была установлена, в опросе участвовали 70 человек (52 женщины и 18 мужчины). Также была установлена выборка по возрасту, которая представлена в таблице 31.

Таблица 31 - Выборка по возрасту

Возраст Количество респондентов Процентное соотношение, %
До 20 лет    
От 20 до 30 лет    
От 30 до 40 лет    
От 40 до 50 лет    
От 50 до 60 лет    
Более 60 лет    
Итого    

 

Исходя из данных видно, что большинство опрошенных людей имеют возраст от 30 до 40 лет. Также в данном опросе 26% людей участвовало в анкетировании возрасте от 40 до 50 лет. Самое малое процентное количество опрошенных людей составило в возрасте до 20, от 50 до 60 и более 60 лет (9%, 6% и 2% соответственно).

Также в анкетировании было затронут вопрос о доходах в семье на человека. На рисунке 4 представлено процентное соотношение доходов в семье на человека опрошенных потребителей йогуртов.

Рисунок 4 – Процентное соотношение доходов в семье на человека

Из данных представленных на рисунке видно, что большинство опрошенных имеют доход на человека от 20-40 тысяч рублей (40%). Самую малую долю из опрошенных занимает люди с доходом больше 60 тысяч рублей.

Также по данным исследования было установлено, какие слои население были опрошены в данной анкете (рис.5).

Рисунок 5 – Процентное соотношение по виду деятельности

Из данных видно, что большинство опрошенных работающие люди (26%) и предприниматели (21%), также студенты и служащие составляют не малую часть покупателей. И самую малую долю составляют учащийся и безработные и пенсионеры (5%, 6% и 8% соответственно).

Из опрошенных людей только два человека ответили, что не покупают йогурт. Поэтому их в дальнейшем анализе не учитываются.

По результатам маркетингового исследования можно понять, что чаще всего потребители покупают питьевые йогурты и предпочтение отдаётся йогуртам с кусочками фруктов, со злаками и био - йогурты (без каких-либо добавок).

На рисунке 6 представлено, какой йогурт потребители покупают чаще всего в магазинах.

 

Рисунок 6 – Предпочтение потребителей в зависимости от вида йогурта

 

Из данных анализа видно, что потребители йогурта и мужчины и женщины предпочитают питьевой йогурт (56% и 51% соответственно). А наименьшим спросом у покупателей являются вязкие йогурты у женщин на 44%, а у мужчин 49%.

Выбор питьевых йогуртов обуславливается быстрым ритмом жизни современного человека, который зачастую не предусматривает полноценный обед дома во время рабочего дня. Поэтому питьевой йогурт – это один из наиболее оптимальных вариантов перекусывания на ходу, который принесёт скорее пользу, чем вред, в отличие от альтернативы – fast food, тем более йогурт быстро снимает чувство голода, как и большинство кисломолочных продуктов, к тому же он приносит удовольствие своими вкусовыми характеристиками.

Прежде, чем говорить о частоте покупки йогурта, нужно выяснить какой объём упаковки является наиболее популярным, потому что при ответе «1-3 раза в неделю» человек может покупать упаковки объемом 125 грамм и 1 литр, а это уже совершенно разные величины.

Приведём рисунок 7 зависимости предпочитаемой упаковки от пола респондента.

 

Рисунок 7 – Предпочтение потребителей в зависимости от объема упаковки

 

Из диаграммы видно, что мужчины и женщины предпочитают объём упаковки в 250 грамм (42% и 48% соответственно). Наименьшее количество женщин выбрали 500 грамм (24%), а из мужчин предпочитают купить 125 грамм (22%). Это во многом связано с тем, что мужчины очень мало тратят времени на совершение покупки.

Теперь рассмотрим рисунок 8, где наглядно представлен частота покупки.

 

Рисунок 8 – Предпочтение потребителей в зависимости от частоты покупки.

 

Здесь предпочтения мужчин и женщин почти равные, хотя респонденты мужского пола покупают йогурты чуть чаще, но всё же в среднем 3-5 раз в неделю. Отсюда можно сделать вывод, что большинство респондентов употребляют в пищу йогурт через 2 дня. Это можно объяснить тем, что при потреблении йогурта каждый день, он может быстро надоесть, но, с другой стороны, считается, что этот продукт вкусен, полезен и удобен в употреблении, поэтому 3-5 раза в неделю это оптимальный вариант потребления.

Самый главный вопрос, который задавался респондентам, чем они руководствуются при покупке йогуртов. Это был вопрос с множественным ответом, который представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 - Критерии оценки йогурта при покупке

Таким образом, можно выделить две основных критерия, которыми руководствуются при покупке йогуртов:

1. Цена

2. Вкус

Приверженность бренду – это привязанность клиентов к определенному бренду, даже если он дороже брендов конкурентов. Приверженность бренду — цель всех маркетологов. Ее очень трудно добиться и очень легко потерять. Если бренд утрачивает связь со своей идентичностью, предает свои ценности или слишком расширяется, он нарушает этот контракт и теряет лояльность потребителей. Потребитель следует схеме повторной покупки, потому что именно эта торговая марка хорошо удовлетворяет его потребности или потому что у него формируется личная приверженность марке. Приверженность марке также может быть следствием ее эмоционального влияния на потребителя или ее влияния на самооценку потребителя.

В ходе исследования была проанализирована приверженность потребителей к определенной марке/производителю. При этом респондентам задавался вопрос о том, йогурты какой марки они предпочитают покупать.

На рисунке 10 представлена приверженность потребителей к определенной марке.

Рисунок 10 – Приверженность потребителей к определённой марке

 

Наибольшее количество из опрошенных мужчин выбирают йогурт «Био-Мах» – его выбирают 26%. Женщины данное наименование йогурта выбрали только 18%. Среди опрошенных большинство женщин выбирают йогурт «Эрмигурт» (22%), а мужчины этот йогурт выбрали только 16%. Йогурт «Растишка» набрал наименьший процент у мужчин и женщин (8% и 12% соответственно). Также 24% мужчин и 20% женщин ответили, что не имеет значения какой йогурт им покупать в магазине.

Большую роль в анализе приверженности покупателя к определённой марке йогуртов играет определение того, знает ли потребитель заранее, какую марку йогуртов купит, или же он покупает, непосредственно приходя в магазин.

На рисунке 11 представлен выбор марки йогурта при покупке потребителей.

Рисунок 11 – Выбор марки йогурта при покупке

 

Исходя из данных видно, что 63% покупательниц принимают решение о покупке йогурта непосредственно в магазине: пробуют товар, если это возможно (дегустация, например), изучают упаковки, беседуют с продавцами, читают листовки на прилавках, плакаты на стенах и т. д. Из опрошенных мужчин 48% выбирают в магазине марку йогурта. Большинство мужчин заранее знают, какую марку йогуртов купят. Они уверенно и быстро проходит в определенную секцию магазина, берет нужную вещь и почти сразу направляется платить за нее.

Чтобы наиболее полно оценить приверженность к определённым маркам йогуртов, предложили респондентам представить, что они не нашли в магазине марку, которую регулярно покупают.

На рисунке 12 представлена реакция на отсутствие любимой марки.

 

Рисунок 12 - Реакция на отсутствие любимой марки

 

Из данных видно, что большинство из опрошенных женщин купят любой йогурт, похожий на привычный йогурт (42%). Также видно, что женщины чаще всего отложат покупку данного вида йогурта, чем мужчины (24%). Из опрошенных некоторые женщин пойдут в другой магазин, чтобы купить ту марку йогурта, который им нужен (10%). Большинство мужчин купят любой йогурт (64%), также купят любой йогурт похожий йогурт (30%).

Для наиболее полного оценки приверженности покупателя к определённым йогуртам, респондентам были перечислены несколько производителей йогуртов (на рисунке 13).

 

Рисунок 13 – Приверженность покупателей к производителям йогуртов

 

Исходя из данных видно, что большинство из опрошенных людей покупают йогурт от производителя «Danone», «Вимм-Билль-Данн» и «Молоко Бурятии (24%, 22% и 20% соответственно). А наименьшим спросом у покупателей является производители «Erhmann» и «Янта»(18% и 16%).

Источниками получения информации о новинках на рынке продукции в наше время являются СМИ, в местах продажи товаров, на улицах и т.д.

Для исследования данного факта были опрошены покупатели, которым было перечислено несколько мест, где обычно они могут узнать о новинках данного продукта. Итоги этого опроса представлено на рисунке 14.

 

Рисунок 14 – Места получения информации

 

Исходя из данных на рисунке видно, что покупатели чаще всего получают информацию из ТВ (42%). Также информацию о новинках продукта получают из рекламы представленных в магазинах (30%). Но меньше всего узнают о новинках из радио (12%).

Также в опросе было затронуто вопрос о том обращают ли покупатели внимание на рекламу продукта. Данные опроса представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 – Реклама продукта

 

Из данного рисунка видно, что большинство женщин и мужчин обращают внимание на рекламу продукта (86% и 55% соответственно). А вовсе не замечают на рекламу продукта только 45% мужчин и 14% женщин. Большинство из них работающие люди и предприниматели, в них число можно также соотнести студентов и служащий. Самую малую часть покупателей составляют учащиеся, пенсионеры и безработные.

В ходе анализа потребительского предпочтения йогурта с помощью анкеты было выявлено, что основными потребителями являются люди в возрасте от 20 лет до 50 лет. Из этого числа самыми активными потребителями являются женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Потребители данного продукта в большей степени имеют доход от 10 до 40 тысяч рублей на человека в семье.

Мужчины и женщины покупают в большей степени питьевой йогурт, это обусловлено тем, что такой йогурт удобно и практично брать на обед или просто перекусить. Поэтому именно питьевые йогурты покупают чаще чем вязкие. Это могут быть производители питьевых йогуртов, таких как Danone (Био-йогурт «Био-Баланс», йогурт «Активия», «Для всей семьи», «Растишка» и т.д.), Вимм-Билль-Данн («Био-Мах», «Имунеле» и т.д.), Молоко Бурятии («Био-йогурт», «Моя ферма», «Фруатель») и био-йогурты от «Янта». Вязкие йогурты берут в основном детям или для употребления дома в качестве завтрака. В их число можно отнести такие йогурты как «Растишка», «Даниссимо» (Danone), «Чудо», «Агуша» (Вимм-Билль-Данн), «Эрмигурт», «Глашенька» (Erhmann). Их покупают нечасто, но если покупают для детей, то их берут более 5 дней в неделю. Из перечисленных в анкете наименований йогуртов было выявлено, что женщины предпочитают «Эрмигурт», «Даниссимо», а у мужчин более предпочтительны «Био-Мах», «Эрмигурт».

Большинство потребители предпочитают покупать йогурты массой 250 грамм. В других представленных упаковках мужчины выбирают йогурты по 500 грамм, а женщины в этом случае по 125 грамм. Большинство респондентов покупают йогурт как десерт. Поэтому при выборе йогурта они в первую очередь обращают внимание на вкус и цену йогурта. Помимо этого женщины при покупке обращают внимание на жирность, срок годности, полезность. А мужчины более равнодушно, чем женщины, относятся к рекламе, производителю.

Большинство мужчин, приходя в магазин, точно знают, какой им йогурт нужен, а женщины больше тратят времени на покупку. Чаще всего на их выбор влияют реклама, акции и скидки и т.д. Мужчинам не имеет значения, какое наименование йогурта покупать, им без разницы, они могут купить любой йогурт, когда отсутствует их привычный покупаемый йогурт. А женщины стараются в этом случае купить похожий йогурт.

О новинках йогурта большинство из опрошенных людей ответило, что узнают по ТВ, в рекламах, размещенных в точках продажи. На рекламу продукта большинство потребителей ответило, что относятся положительно. Но в это число не входят большее количество мужчин, участвовавших в анкетировании.

Таким образом, из приведенного анализа видно, что основными потребителями йогурта являются люди в возрасте 20-50 лет со средним уровнем достатка (от 20-40 тыс. руб.) и молодежь (с невысоким уровнем достатка до 10 тыс. руб.).

Опрошенные респонденты покупают как питьевые, так и вязкие йогурты. Вязкие йогурты, в основном, покупают для детей. Частота покупки йогуртов, в основном, 3-5 раза в неделю.

Определяющим фактором покупки йогуртов определённой марки является не только низкая цена, но и вкусовые свойства йогуртов, а так же его полезность.

 

2.4 Сегментация потребительского рынка и выбор целевых сегментов рынка

 

Сегментация — это разделение рынка на отдельные группы, различающиеся параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы реализации, качество обслуживания, наличие сопровождающих услуг и т. д.).

Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом и обладающие определенными общими признаками группы потребителей составляют сегменты рынка.

Сегментация потребительского рынка йогурта была проведена по поведенческому признаку, по которому все потребители йогурта были разделены на 3 групп. В основе каждой группы лежат основные высказывания, характеризующие особенности поведения потребителей данной группы (рис. 16).

 

 

Поклонники классического йогурта либо с кусочками фрукта
Йогурт
Покупка новинок. Доверие рекламе и упаковке
Предпочтение местных либо крупных известных марок

 

 


Рисунок 16 – Высказывания, характеризующие особенности потребительского поведения

 

В результате сегментирования было выделено три группы потребителей:

- Активные потребители йогуртов. В эту группу входят те, кто покупает йогурты либо каждый день, либо несколько раз в неделю. Для таких людей йогурт является незаменимым продуктом питания, у этих потребителей сформировалась привычка регулярно включать йогурты в свой рацион.

- Пассивные потребители йогуртов. К этой группе мы относим тех, кто покупает йогурты с периодичностью от 3-5 раз в неделю.

- Случайные потребители йогуртов. К этой группе мы отнесли тех потребителей, кто покупает йогурты эпизодически, то есть 1-2 раза в неделю.

Далее были исследованы социально-демографические характеристики этих групп потребителей.

Самую большую часть активных потребителей составляют люди в возрасте от 20 до 40 лет (52% от числа всех активных потребителей), причем активность женщин в 1, 5 выше, чем мужчин. По роду деятельности это в основном работающие (42%), квалифицированные служащие (33%), домохозяйки (14%) и студенты (11%).

Любимой упаковкой активных потребителей является «европейские» стаканчики по 125г (их покупают 29% активных потребителей) и по 250 грамм (41%), также по 500 грамм (30%). За один раз 58% представителей этой группы покупают по 2 упаковки и 42% по одной упаковки. Наиболее популярными у таких потребителей являются йогурты производства компании Danone (36%), Молоко Бурятии (34%) и Вимм-Билль-Данн (30%).

Самую большую часть пассивных потребителей составляют люди в возрасте 35-54 года (44% от числа всех пассивных потребителей). По роду деятельности такие потребители чаще всего являются предприниматели (38%), специалисты (34%) и работающие (28%).

Такие потребители предпочитают покупать йогурты те же типа упаковок, что и «активные»: 67% покупает йогурты в стаканчиках по 125 г, 33% в упаковках по 250 г. Остальные по 500 грамм питьевые йогурты. Около 57% опрошенных респондентов за один раз покупают 2 упаковки, 43% — по одну упаковки. Чаще всего такие потребители покупают йогурты Danone (32%), Вимм-Билль-Данн (28%) и «Молоко Бурятии» (17%).

К группе случайных потребителей относятся в основном люди старше 55 лет (56% от числа всех случайных потребителей). По роду деятельности такие потребители в основном являются пенсионерами (40%), рабочими (16%) и специалистами (16%).

Чаще всего они покупают йогурты в упаковках по 125г (42%), по 250г и по 500 грамм (35 и 23%). За один раз около трети потребителей покупают 1 упаковку, около четверти 2 упаковки. Более 70% случайных потребителей вообще не обращают внимания на марку йогурта, который покупают (это в 12 раз больше, чем среди «активных» покупателей и в 9 раз больше среди «пассивных»), 44% чаще всего покупают йогурты «Молоко Бурятии», 18% «Danone».

Таким образом, потребителями йогурта являются такие сегменты как «Активные потребители», «Пассивные потребители», «Случайные потребители», которые представлены в таблице 32.

Таблица 32 – Сегментирование рынка потребителей йогурта

Наимено-вание сегмента Количество человек, % Описание сегмента Предпочитаемые виды и степень потребления йогурта
       
Активные потреби-тели 10% Они обращают большое внимание на авторитет производителя, на скидки, также и на новинки продукта. Это скорее люди молодого, среднего возраста. В основном потребителями данного сегмента являются женщины в возрасте от 30 до 50 лет. Люди, имеющие доход среднего или выше среднего уровня. Покупают йогурты для детей, на завтрак или на работу. Чаще всего покупают йогурты с кусочками фруктов (73% употребляет йогурты каждый день или несколько раз в неделю), Остальные виды йогуртов -ароматизированные и без каких-либо добавок «активно» потребляет соответственно 13% и 10%. Берут, в основном, больше вязких йогуртов, чем питьевых, по 125 и 250 грамм.
Пассивные потреби-тели 48% Это люди среднего и старшего возраста. Вполне могут стать основой местной марки. Не обращают существенного внимания на производителя продукта. Потребителями являются люди со средним уровнем достатка (от 20-40 тыс. руб.) и молодежь (с невысоким уровнем достатка до 10 тыс. руб.). Основными представителями являются женщины. Наибольшей популярностью пользуются йогурты с кусочками фруктов (60%), ароматизированные — чуть меньшее число — 24%, а йогурты без добавок пользуются наименьшей популярностью — всего 16%. Покупают питьевые йогурты номиналом по 250 грамм и по 500 грамм.

Продолжение таблицы 32

       
Случайные потребители 52% Не акцентируют внимание на производителе. Люди среднего возраста, пенсионеры. Приобретают товар без интереса, по привычке, либо по указанию других членов семьи. Основными представителями являются мужчины. Выбирают йогурты c кусочками фруктов (70%), реже ароматизированные и без добавок (по 15%). Покупают йогурт как питьевой, так и вязкий.

 

Исследовав сегментирование рынка потребителей йогурта в городе Улан-Удэ, было обнаружено, что самыми большими покупателями йогурта являются «Случайные потребители» представляют тех людей, у которых всегда есть жажда познания и новых впечатлений – 52%. Равнодушны к покупкам. Для повышения продаж на йогурт среди таких покупателей, продавцу, для повышения спроса, важно, чтобы присутствовала как широта, так и полнота ассортимента.

«Пассивные потребители» – 48%. Чтобы поддерживать уровень продаж у них, необходимо проводить рекламные компании, стимулировать потребителя бесплатными пробами, внедрять новинки.

«Активные потребители»– 10%. Для повышения уровня продаж необходимо, чтобы ассортимент йогурта был всегда устойчивым, то есть набор товаров должен удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Таким образом, магазины должны расширять ассортимент предлагаемого йогурта за счет введения новинок, а также в продаже всегда должны присутствовать традиционные виды йогурта, пользующиеся устойчивым спросом.

 

2.5 Экспертиза качества йогурта

2.5.1 Анализ информативности упаковки

 

Анализ информации на маркировке проводится в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза " Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)

Для проведения анализа были использованы образцы трех био-йогуртов от разных производителей, но одного массой доли жира.

Рассмотрим маркировку данных образцов в таблице 33.

 

Таблица 33 – Маркировка йогуртов

Наименование показателя Образец №1 Образец №2
     
Наименование продукта Био-йогурт со злаками и вишней «Молочная Азбука»  
Значение массовой доли жира, %   2, 5% 2, 5%
Наименование и место-нахождение изготовителя ОАО «Молоко Бурятии» 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 6 ООО «Данон Индустрия» Россия, 14380, Москвская область, Чеховский р-он, п. Любучаны, ул. Полевая, 4
Массы нетто или объема продукта 500 грамм 100 грамм

 

Продолжение таблицы 33

     
Состав продукта молоко цельное, наполнитель «клубника-злаки» (ягода-клубника; злаки: крупа пшеничная, крупа овсяная, отруби; сахар – песок; стабилизатор Кроун; регуляторы кислотности – лимонная кислота; краситель натуральный: кармин; ароматизатор идентичный натуральному – клубника; консерванты: сорбат натрия, сорбат калия, вода очищенная); молоко сухое обезжиренное, сливки, с использование йогуртной закваски и концентрата бифидобактерии. Молоко обезжиренное, вода, сахар, сливки фруктовая добавка (сахарный сироп; концентрированное малиновое пюре; загуститель – Е1442; концентрированные соки клюквы и черной моркови; ароматизатор натуральный; регуляторы килотности-цитрат натрия, лимонная кислота), молоко сухое обезжиренное, глюкоза, витамин В6, витамин D3, йогуртная закваска, лактобактерии L.Casei Imunitass
Пищевая ценность (в 100 г) жиры-2, 5 грамм, белки-2, 93 грамм, углеводы-11, 29 грамм (в том числе сахароза-7, 5 грамм) жир-2, 5 грамм, белки-2, 65 грамм, углеводы (в т.ч. сахароза 8, 5гр., витамины В6 0, 3мг., D3 -1.5мг)-11, 5 гр
Условия хранения 4 ± 2°С градусов 4 ± 2°С градусов  
Дата изготовления и упаковывания 10.05.15 08.05.15
Срок годности 7 суток 12.06.15
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт СТО 00432202-001-2009 ТУ 9222-049-48779702  
Информация о подтверждении соответствия есть есть

Таблица 34 – Маркировка йогурта

Наименование показателя Образец №3 Образец №4
     
Наименование продукта Био-йогурт – Б обогащенный бифидо -бактериями фруктовый «земляника» Био-йогурт фруктовый – персик – курага, обогащенный пробиотическими культурами и преобиотиками «Эффективный»
Значение массовой доли жира, %   2, 5%   2, 5%
Наименование и местонахождение изготовителя ОАО «Иркутский масложир-комбинат» Россия, 664043 г. Иркутск, ул. Д.Банзарова, 1 ОАО «Вимм-Билль-Данн» Россия, 127591, Москва, Дмитровское шоссе, дом 108
Массы нетто или объема продукта 500 грамм 300 грамм
Состав продукта Молоко цельное, сливки, молоко сухое обезжиренное, сахар, фруктовый наполнитель «Земляника», закваска, состоящая из термофильного молочнокислого стрептококка, болгарской молочнокислой палочки, бифидобактерий молоко нормализованное, вода, фруктовый наполнитель (сахар, глюкозно – фруктозный сироп, вода, персик, курага, стабилизатор-Е1422, пектин, гуаровая камедь, ароматизаторы идентичные натуральным (персик, абрикос), краситель натуральный – аннато, эмульгатор –Твин 80, регуляторы кислотности - лимонная кислота, цитрат кальция), молоко цельное концентрированное, молоко сухое обезжиренное, пребиотики (инулин, пектин), закваска, пробиотические культуры. Изготовлено с использованием сухого молока

Продолжение таблицы 34

     
Пищевая ценность (в 100 г) жир-2, 5 грамм, Белки-2, 8 грамм Углеводы (в том числе сахароза)-11, 0 грамм (7, 4 грамм) жир-2, 7 грамм, белки-2, 9 грамм, углеводы-13, 9 грамм (в том числе сахароза 4, 9 грамм), пребиотики – 1, 15 гр. (5, 8%)
Условия хранения 4 ± 2°С градусов от +2°С до +6°С
Дата изготовления и упаковывания 05.05.15 16.04.15  
Срок годности 10 суток 26.05.15
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт ТУ 9222-084-00419785 ТУ 9222-047-05268977-03
Информация о подтверждении соответствия есть есть

 

Анализ маркировки четырех образцов йогурта выявил что, все они соответствует с техническим регламенту Таможенного союза " Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011)

 

2.5.2 Экспертиза органолептических показателей

 

По органолептическим характеристикам йогурт должен соответствовать требованиям ГОСТа Р 51331-99. Анализ данных органолептических показателей представлен в таблице 34.

 

Таблица 34 - Органолептические показатели качества йогурта

Наименование показателя Характеристика
Вкус и запах Кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. При выработке с сахаром или подсластителем - в меру сладкий. При выработке с вкусоароматическими пищевыми добавками и вкусоароматизаторами - с соответствующим вкусом и ароматом внесенного ингредиента
Цвет Молочно-белый, равномерный по всей массе. При выработке с вкусоароматическими пищевыми добавками и пищевыми красителями - обусловленный цветом внесенного ингредиента.
Консистенция и Внешний вид Однородная, в меру вязкая. При добавлении стабилизатора-желеобразная или кремообразная. При использовании вкусоароматических пищевых добавок- с наличием их включений.

 

Органолептические показатели продуктов нельзя выразить в привычных физических размерных шкалах. Характеристику вкуса, запаха, консистенции и других сенсорных признаков приводят в качественных описаниях. Чтобы перевести качество в количество, при экспертной оценке используются безразмерные шкалы: обычно в баллах, реже в долях единицы или процентах.

Перед началом анализа следует выявить самые значимые органолептические показатели, соответствующие ГОСТу Р 51331-99. И выявить их характерные признаки для последующего анализа четырех отобранных образцов, эти данные представлены в таблице 35.

Таблица 35 - Характерные признаки качества йогурта

Показатели Характерные признаки
Вкус Сладкий С привкусом введенных вкусовых добавок Кисломолочный Чистый вкус
Запах Сладкий Приятный Аромат внедренного наполнителя Без постороннего запаха
Консистенция и внешний вид Вязкая Наличие кусочков фруктов Однородная Кремообразная
Цвет Равномерный Цвет введенного наполнителя

 

Перед началом построения объединенного профиля по тем или иным органолептическим показателям необходимо провести сенсорную экспертизу с помощью экспертов. Результаты проведенной работы экспертов представлены в таблицах 36, 37, 38

 

Таблица 36 - Статистическая обработка результатов сенсорной экспертизы био-йогурта «Молочная азбука»

Эксперты Образец №1
Вкус Запах Консистенция Цвет
Сладкий С привкусом введенных вкусовых добавок Кисломолочный Чистый Сладкий Приятный Аромат введенного наполнителя Без постороннего запаха Вязкая наличие кусочков фруктов Однородная Кремообразная Равномерный цвет введенного наполнителя
                             
                             
                             
                             
                             
средзнач. 4, 6 4, 6 4, 6 4, 4 3, 6 4, 4 3, 6 4, 6 3, 4 4, 8 4, 6 3, 6 4, 6  

 

 

Таблица 37 - Статистическая обработка результатов сенсорной экспертизы йогурта «Био-Баланс»

Эксперты Образец №2
Вкус Запах Консистенция Цвет
Сладкий С привкусом введенного вкусовых добавок Кисломолочный Чистый вкус Сладкий Приятный Аромат веденного наполнителя Без посторонних запахов Вязкая наличие кусочков фруктов Однородная Кремообразная Равномерный Цвет введенного наполнителя
                             
                             
                             
                             
                             
средзнач   4, 6 4, 6 4, 4 4, 4 3, 6 4, 6   3, 4 4, 8 4, 6 3, 6 4, 6 4, 6

 

Таблица 38 - Статистическая обработка результатов сенсорной экспертизы «Биойогурт - Б»

Эксперты Образец №3
Вкус Запах Консистенция Цвет
Сладкий С привкусом добавленного ингредиента Кисломолочный Чистый вкус Сладкий Приятный Аромат введенного наполнителя Без посторонних запахов Вязкая наличие кусочков фруктов Однородная Кремообразная Равномерный Цвет введенного наполнителя
                             
                             
                             
                             
                             
сред знач 4, 4     3, 6         3, 6 4, 4 4, 6     4, 6

 

 

Таблица 34 - Статистическая обработка результатов сенсорной экспертизы био-йогурта «Био-Мах»

Эксперты Образец №4
Вкус Запах Консистенция Цвет
Сладкий С привкусом введенного вкусовых добавок Кисломолочный Чистый вкус Сладкий Приятный Аромат веденного наполнителя Без посторонних запахов Вязкая наличие кусочков фруктов Однородная Кремообразная Равномерный Цвет введенного наполнителя
                             
                             
                             
                             
                             
средзнач       4, 6 4, 6 4, 6 4, 4   4, 4 4, 6 4, 4 4, 6    

 

После обработки результатов сенсорной эксперты следует выявить интервалы для построения объединенных профилей органолептических показателей которые представлены в таблице 41.

 

Таблица 41 - Результат сенсорной экспертизы йогурта

Наименование показателя и характеристика признаков Образец №1 Образец №2 Образец №3 Образец №4
Вкус
Сладкий   4, 4 4, 4  
С привкусом добавленного ингредиента 4, 6      
Кисломолочный 4, 6 4, 6    
Чистый вкус 4, 4 3, 4 3, 6 4, 6
Запах
Сладкий 3, 6 4, 4   4, 6
Приятный 4, 4 3, 6   4, 6
Аромат введенного наполнителя 4, 6 4, 6   4, 4
Без посторонних запахов 4, 6      
Консистенция
Вязкая 3, 4 4, 6 3, 6 4, 4
Наличие кусочков фруктов 4, 8 4, 4 4, 4 4, 6
Однородная   4, 6   4, 4
Кремообразная 3, 6 4, 5   4, 6
Цвет
Равномерный 4, 6 3, 6 4, 6  
Цвет введенного наполнителя 4, 6 4, 4 4, 6  

 

На рисунках 19, 20, 21 представлены профили органолептических показателей йогуртов по результатам сенсорной оценки.

Рисунок 19- Объединенный профиль вкуса

 

Из представленных данных на рисунке 1 видно, что более выраженным вкусом является у образца 4. Так как у данного образца йогурта более ярко выраженно все органолептические показатели вкуса.

 

Рисунок 20 - Объединенный профиль запаха

 

Анализ представленных данных показал, что у образца 3 запах приятнее, также показатель по аромату, чем у остальных образцов. Выявлено также, что всех образцов йогурта не обнаружено посторонних запахов.

Рисунок 21 - Объединенный профиль консистенции

Как видно из представленных данных самым хорошим по консистенции выявлено у йогурта образца под №4. Так как у этого образца йогурта хорошая консистенция, чем у остальных.

 

Рисунок 22 - Объединенный профиль цвета

Результат представленных данных показал, что по показателю цвета йогурта более подходящим является образец 4. Также соответствует по показателю цвета введенного наполнителя

В ходе проведенной экспертизы органолептических показателей с помощью профильного метода выявлено, что у йогуртов «Био-Мах» и «Биойогурт-Б» лучшие показатели. По показателям вкуса и запаха самым лучшим преобладает у образца йогурта «Био-Мах», а по показателям консистенции и цвета у йогурта «Биойогурт - Б».

 

2.5.3 Оценка физико-химических показателей

Методами оценки

Определение кислотности: в коническую колбу отмеривают 10мл продукта и добавляют 20 мл дистиллированной воды. Содержимое тщательно перемешивают. Добавляют 2-3 капли раствора фенолфталеина и титруют 0, 1 н раствором щелочи до слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение минуты. Количество щелочи, пошедшее на титрование, умножают на 10.

Определение массовой доли сухих веществ: в металлическую бюксу на дно укладывают два кружка марли, высушивают их с открытой крышкой при 105 С 20 минут. Охлаждают в эксикаторе, взвешивают бюкс. В подготовленную бюксу взвешивают 2-3 г йогурта с учетом до третьего знака после запятой. Равномерно распределить йогурт по марли. Закрыть крышкой и взвесит вместе с бюксой. Затем бюксу вместе с открытой крышкой помещают в сушильный шкаф при температуре 105° С на 60 мин., после чего бюксу закрывают, охлаждают и взвешивают.

Жир

Фосфатаза

 

 

. Оценка конкурентоспособности ассортимента йогуртов в магазинах г. Улан-Удэ

 

Конкурентоспособность любого предприятия во многом зависит от конкурентоспособности продукции, которую оно производит и предлагает к продаже. Конкурентоспособность магазина также во многом определяется конкурентоспособностью товара, который он предлагает к продаже. Однако магазин предлагает к продаже не один, а множество товаров, составляющих его ассортимент. Таким образом, конкурентоспособность магазина во многом определяется конкурентоспособностью его ассортимента, или, другими словами, конкурентоспособность магазина зависит от соответствияассортиментной матрицы требованиям и предпочтениям покупателей.

Как известно, конкурентоспособность — это способность товара или предприятия достигать успеха в конкурентной борьбе, или, что то же самое, выглядеть выигрышно на фоне конкурентов. Таким образом, оценка конкурентоспособности ассортимента магазина является неотъемлемым элементом при определении конкурентной позиции самого магазина на рынке розничной торговли.

Как было сказано ранее, ассортимент можно характеризовать с позиции таких показателей, как ширина, глубина, новизна, устойчивость и рациональность. Последний показатель является результирующим, поэтому в ходе оценки конкурентоспособности на него можно сделать акцент.

Чтобы проанализировать конкурентоспособность ассортимента магазина, целесообразно осуществить следующие мероприятия.

1. Выбрать основных конкурентов магазина (обычно 3—5), относительно которых будет оцениваться ассортимент. При этом необходимо помнить, что основными конкурентами являются не самые успешные магазины на рынке, а магазины, более всего схожие с вашим: по формату, целевой аудитории, предлагаемому ассортименту, ценовой политике и т.д. Это означает, что если у вас небольшой продуктовый ларек, то ваши основные конкуренты — это такие же небольшие точки розничной торговли, а если у вас крупный торгово-развлекательный центр, то и основную конкуренцию вам будут составлять подобные центры.

2. Определить эталонное значение показателей ассортимента, свойственных формату магазина, так как для узкоспециализированного магазина ключевым показателем будет глубина ассортимента, а для универсального магазина — напротив, его ширина. Для определения оптимальных значений показателей ассортимента можно прибегнуть к помощи экспертов, в качестве которых могут выступать специалисты в сфере розничной торговли. Обычно для проведения экспертного опроса достаточно привлечения 5—15 специалистов, основные требования к которым — высокий профессионализм, независимость и незаинтересованность в результатах исследования. Так, в качестве экспертов не могут быть привлечены сотрудники вашего магазина или сотрудники магазинов, которые также будут участвовать в исследовании. К экспертам можно обратиться с просьбой определить оптимальное значение для каждого показателя ассортимента, соответствующее определенному формату магазина и/или предложить им присвоить каждому показателю весовые коэффициенты, характеризующие их степень значимости в формировании конкурентоспособного ассортимента.

Также для определения оптимальных значений показателей ассортимента (ширина, глубина, новизна и устойчивость) и определения степени их значимости можно провести опрос потребителей. В данном случае потребители, по крайней мере основная их часть, не являются достаточно компетентными для определения оптимальных знаний показателей, однако их предпочтения относительно ассортимента магазина можно исследовать с помощью следующих вопросов.

Совершая покупки в нашем магазине, испытываете ли вы недостаток в каких-либо товарах? Если испытываете, укажите в каких.

Вы обычно покупаете стандартный набор товаров или постоянно пробуете что-то новое?

Часто ли вы сталкиваетесь с ситуациями, когда товар, который вы собирались купить в магазине, присутствует, но нет вашего размера, любимого вкуса, нужной торговой марки и т.д.?

3. Рассчитать показатели ассортимента для своего магазина и основных конкурентов и сравнить полученные данные с базовым вариантом. К оценке конкурентоспособности магазинов привлекаются эксперты, которые данные показатели разу оценивают в баллах, а не рассчитывают по формулам. В таблицу заносится значение, полученное как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов. Для наглядности полученные результаты целесообразно занести в табл.

Таблица






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.