Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самообразование как социальный феномен: понятие, функции, виды, перспективы развития.






Самообразование средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. Человек должен постоянно и непрерывно развиваться повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал личности, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура.

Самообразование - это вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Функции самообразования:

— Индивидуализации;

— Индивидуально-личностной самоидентификации;

— Самореализации;

— Удовлетворения потребностей в различных видах деятельности;

— Саморазвития;

— Саморегуляции.

Виды самообразования:

Ø С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время.

Ø По критерию направленности самообразования - профессиональное и общеразвивающее самообразование.

Ø С точки зрения пространственной локализаци самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).

Ø По типу организации можно говорить об институционализированном и неинституционализированном самообразовании.

Ø По сферам самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и др.

В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:

ü прогностический – когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;

ü адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;

ü самореализационный – ведущая цель которого – саморазвитие субъекта;

ü конструктивистский – как форма самоконструирования субъекта самообразованиия.

Социальные трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу повышают роль самообразования, потому что:

-Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении.

- Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху.

В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.

Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования.

В информационном обществе происходит постепенное смещение соотношения " образование – самообразование" к доминантному превалированию последнего.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.