Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление процессом рекрутирования кандидатов на вакантные должности.




В процессе рекрутирования кандидатов на вакантные должности можно выделить несколько этапов: исследование рынка, разработка товара, ценообразование, продвижение товара.

Исследование рынка в ходе рекрутирования подразумевает, прежде всего, выявление общих характеристик рынка труда в данном регионе и в данное время, сегментацию рынка, т.е. определение специфики занятости по отдельным профессиям и возрастным группам, а также конкретный анализ сегментов, интересующих организацию. Необходимо исследовать уровень безработицы, тенденции занятости, стратегии конкурентов на рынке трудовых ресурсов, общие черты поведения и психологического склада потенциальных кандидатов. Определенная часть данной информации может быть почерпнута из официальной статистики, но для детального анализа рынка кадровым подразделениям организации часто необходимо проводить самостоятельные социологические исследования.

"Разработка товара" в маркетинге на рынке рабочей силы представляет собой, прежде всего обеспечение конкурентоспособных условий труда, т.е. того, чтобы рабочее место само по себе было привлекательным и это нашло отражение в рекламной информации. Условия труда могут быть в значительной степени скорректирован усилиями менеджмента организации. С тем. Чтобы сделать окружающую обстановку на работе более комфортной вводятся различные методы психологичесой разгрузки. В немалой степени на данные процессы влияет традиционный для компании стиль руководства. Обеспечение наиболее <человеческих> условий труда ценно во многом благодаря некоторому общему положительному настрою персонала, который в значительной степени снижает текучесть кадров и привлекает новых работников. Как показали множественные исследования, трудно доказать непосредственную связь между социально комфортными условиями труда и производительностью, но, с точки зрения оптимизации процесса рекрутирования кандидатов на вакантные должности, внимание к таким условиям принципиально важно.

"Ценообразование" в процессе рекрутирования кандидатов подразумевает, прежде всего, разработку системы заработной платы, определение льгот и компенсаций для различных должностей. Здесь следует отметить, что спрос и предложение в определенной мере все-таки влияет на эту сферу. Поэтому, если организация не обросла бюрократическими инструкциями, заработки принимаемых на работу кандидатов могут серьезно колебаться в зависимости от объективных условий рынка. Так, в случае высокой безработицы заработки, как правило, стабилизируются, а могут даже и снизиться. С другой стороны, "цена" работника будет зависеть и от специфических условий подбора кандидатов: одно дело, когда организация принимает людей, которые сами ищут работу, и совсем другое - когда она переманивает работников других организаций. Для последних необходимо будет предусмотреть серьезную надбавку к зарплате как один из факторов, способных подвигнуть их покинуть предыдущее место работы.



Наконец, "продвижение товара" и составляет суть рекрутирования кандидатов на вакантные должности. Выполнение данной функции подразумевает построение эффективной системы коммуникаций с внешним окружением, прежде всего, той его частью, которая будет в последствии задействована в процессе пополнения рудового потенциала предприятия.

Комплекс рекрутирования кандидатов на вакантные должности включает в себя три метода: рекламу, выставки и презентации, а также паблик релейшенз.Реклама подразумевает оплачиваемое распространение информации - как правило, весьма сжатого объема - о имеющихся вакансиях с помощью средств массовой информации или другими способами. Для организации рекламной деятельности на рынке трудовых ресурсов, прежде всего, важно правильно выбрать средства распространения информации. Такой выбор основывается в основном на трех критериях:

1. Затраты

2. Адресность

3. Желаемое количество кандидатов.

Хорошо известно, что существуют телевизионные передачи, в рамках которых даются объявления о работе <Требуются: Требуются>, <Времечко>). Такой вид рекламы хорош тем, что аудитория очень велика и информация доходит до тех людей, которые равнодушны к другим средствам массовой информации и, может быть, захотят откликнуться, увидев объявление. Если нужно экстренно закрыть ту или иную вакансию, или необходимо большое количество кандидатов, такая реклама может себя оправдать. Она важна и сточки зрения создания благоприятного имиджа компании, действующей на всероссийском рынке и заботящейся о подборе самого лучшего персонала.



Но и с точки зрения затрат (телевизионная реклама самая дорогая), и с точки зрения адресности (телевидение смотрит множество людей, но среди них может не оказаться тех, кто нужен организации) она не выдерживает критики. Поэтому телевизионная реклама работы не является распространенной. Однако развитие сетей местного и кабельного телевидения может внести в будущем серьезные изменения в эту ситуацию, так как реклама здесь стоит значительно дешевле и географическая адресность значительно выше.

Совсем по-другому обстоит дело с рекламой в печати. Она существенно дешевле и одновременно более адресна в том смысле, что, выбирая определенное издание для рекламы работы, можно сконцентрироваться на определенной аудитории - читателях. Во многом благодаря данным достоинствам реклама в прессе является сегодня наиболее популярным средством размещения информации о вакансиях. По своим возможностям и особенностям с позиции рекрутирования кандидатов прессу можно разделить на три группы:

- во-первых, это специализированные рекламные либо издания, целиком посвященные рекламе вакансий, либо имеющие большой соответствующий раздел;

- во-вторых, общие неспециализированные издания (иногда их называют общеполитическими);

- в-третьих, специализированные издания, рассчитанные на определенные - прежде всего профессиональные группы читателей.

В первом случае, помещая объявление в издание типа еженедельника <Из рук в руки>, <Работа для вас>, <Работа сегодня>, <Работа &зарплата> и подобных им изданиях, организация будет ориентироваться на людей сознательно ищущих работу - основную или дополнительную. Для них характерна в среднем высокая рекламная эффективность. По сравнению с другими газетами и журналами издания данной группы публикуют наибольшее количество объявлений как от самих компаний. Так и от фирм, занимающихся подбором кадров. Конечно, такая реклама является наиболее целенаправленной, но при этом привлеченные по таким объявлениям кандидаты могут не удовлетворять некоторые высокие запросы, предъявляемые компанией, потому что выбирать необходимо будет только из тех, кто не имеет на сегодня работу или кого совсем не удовлетворяет занимаемое им место. С помощью такой рекламы практически невозможно переманивать квалифицированных работников и достаточно трудно привлекать хороших специалистов.

В частности, газета <Из рук в руки> характерна тем, что еженедельно в ней публикуется порядка 3000-4000 объявлений от людей, ищущих работу. По этим объявлениям можно находить кандидатов на временную работу (например, квалифицированных рабочих ремонтно-строительных специальностей). Также здесь можно найти способных работников, меняющих профессию, прошедших переобучение, но не имеющих опыта работы.

Реклама в общих изданиях( таких как <Известия>, <Финансовые известия>. <МК>, и др.) во многом преодолевает этот недостаток. На подобную рекламу может откликнуться любой читатель. Если объявление грамотно составлено и содержит реальные и привлекательные условия, оно может подтолкнуть человека к тому чтобы попытаться получить такую работу (хотя до того рационального и конкретного желания уйти с сегодняшней - у него не было). Кроме того, реклама в общеполитических изданиях - в особенности федерального уровня - носит также имиджевый характер. С помощью такой рекламы организация может напоминать читателям о своем существовании и тех видах деятельности, которые она осуществляет. Набор новых сотрудников через общественно-политические издания должен показать, что организация развивается, совершенствует свою деятельность. Но, как и в случае с рекламой в изданиях, посвященных поиску работы, недостатком здесь будет то, что реклама не является достаточно концентрированной - на привлекательные объявления может откликнуться масса кандидатов, и тогда отбор лучших из них потребует больших временных и финансовых затрат.

Среди данной группы особым образом следует выделить газеты . Эти газеты распространяются преимущественно бесплатно в престижных гостиницах, магазинах, бизнес-центрах и т.п., что формирует в какой-то мере элитную читательскую аудиторию. Значительное количество объявлений от зарубежных фирм и ведущих агентств пол подбору персонала, характер предлагаемых должностей при высокой стоимости объявлений показывают, что данные газеты имеют высокую эффективность в поиске кандидатов на должности квалифицированных специалистов и менеджеров со знанием иностранного языка.

Реклама в специализированных изданиях является с этой точки зрения гораздо более предпочтительной. Выбирая из читателей определенной профессии или квалификации, организация концентрирует внимание на людях, специально подготовленных в нужной области и имеющих интерес в работе к ней. Не стоит говорить о том, что для переманивания специалистов реклама в специализированных изданиях подходит как ни какая другая.

К сожалению, реальность современной России такова, что очень небольшое количество людей выписывают специальные издания. Исключения могут составить экономисты, юристы, бухгалтеры и некоторые другие специальности, имеющие достаточно высокий уровень дохода. К ним же можно отнести работников крупных национальных корпораций т, таких как МПС, обладающее целым рядом специализированных изданий. Другие люди либо вообще не читают специальную прессу, либо используют библиотеки (как государственные, так и в организациях), а в этом случае эффективность рекламы оказывается минимальной. Однако потенциал радиорекламы используется явно недостаточно. Фактически, не существует ни одной популярной специализированной радиопередачи для людей. ищущих работу. Объявления о вакансиях звучат в эфире крайне редко, в особенности они нехарактерны для радиостанций, ориентирующих свои программы на молодежь.

Определенными достоинствами обладает и радиореклама, которая занимает среднюю нишу между телерекламой и рекламой в прессе. С развитием FM-диапозона радио становится все более популярным как в столичных городах, так и на периферии. Стоимость рекламы здесь не так высока. Как и в общественно-политических изданиях, рекламные объявления на радио приобретают имиджевый характер. Кроме того, такая реклама может стать в высокой степени адресной в случае поиска особых категорий кандидатов на вакантные должности (в частности людей, обладающих личным автотранспортом).

Самой современной рекламой вакансий является реклама в Интернете. Ее доступность, оперативность, возможность осуществить быструю обратную связь с кандидатами делают ее все более популярной. Поэтому самые различные организации все чаще прибегают к привлечению кандидатов посредством создания специальных разделов на своем сайте. При анализе обращений на сайт должно быть учтено то обстоятельство, что в России Интернет распространен еще не повсеместно и, ориентируясь только на рекламу в сети, можно изначально существенно сузить количество возможных кандидатов. С другой стороны, абсолютная <демократичность> работы в сети уже сегодня привела к тому, что Интернет переполнен резюме различных людей, ищущих или когда-либо искавших работу. В дальнейшем может произойти ситуация, при которой только первичное рассмотрение данных кандидатов может занимать несколько часов времени. Многие организации реализуют планы первичной электронной обработки получаемых резюме. Кроме того, в Интернете отсутствует контроль за качеством кандидатов, а конфиденциальная информация относительно личных сторон жизни кандидата становится весьма уязвимой. Поэтому нельзя сказать, что рекрутирование в сети имеет одни положительные стороны. Как и в отношении множества иных видов <виртуальной> деятельности, самые оптимистические прогнозы и в этом случае могут не оправдаться Несомненно одно - реклама вакансий в сети набирает силу и отнимает часть заинтересованной аудитории у традиционных средств рекламы. Насколько большой будет эта часть, покажет время.

Вторым методом рекрутирования кандидатов являются презентации и специальные выставки. Как правило, такие мероприятия проводятся для выпускников различных учебных заведений - прежде всего университетов, а также отдельных регионов. Рекрутирование среди выпускников может быть чрезвычайно эффективным, так как организация получает работника не "испорченного" другой корпоративной культурой и еще не до конца сориентировавшегося на рынке трудовых ресурсов. Если такому работнику создать условия, при которых он не захочет покидать организацию, он будет самым серьезным образом приобщен к ценностям организации и нормам поведения в ней, причем для подобного приобщения не нужно будет ломать сформировавшиеся на другой работе стереотипы. Презентации в вузах, как правило, сопровождаются активным рекрутированием с помощью работников администрации и преподавателей. Недостатком полученных таким образом кандидатов является недостаток опыта. Но если организация может с этим смириться, то и с точки зрения затрат, и с точки зрения адресности, и с точки зрения количества и подготовки кандидатов такой метод является оптимальным. Необходимо при этом понимать, что в современных российских условиях студенты, как правило, начинают работать гораздо раньше своего выпуска. Поэтому при участии в подобного рода презентациях следует предусмотреть возможности временного задействования студентов в деятельности организации, что со временем может послужить основой для успешного заполнения будущих вакансий на постоянной основе.

Специализированные выставки проводятся различными фондами и образовательными программами с целью анализа современного состояния подготовки и распределения трудовых ресурсов, а также налаживания эффективного взаимодействия между различными организациями, работающими в данной области. Здесь следует выделить "Дни карьеры", проходящие в настоящее время в большинстве наиболее престижных вузов, а также региональные выставки (<Ярмарки вакансий> и др.), ориентированные на помощь в трудоустройстве самого широкого количества кандидатов. Необходимо отметить, что участие в подобных выставках позволяет не только решить конкретные задачи подготовки и трудоустройства людей, но и создать имидж организации, устойчиво работающей в современных условиях, заботящейся о своих трудовых ресурсах и способной успешно конкурировать на рынке труда.

На достижение такого рода целей направлен и третий метод рекрутирования кандидатов - паблик релейшенз или паблисити, т.е. распространение благоприятной информации об организации как месте работы. Паблисити на рынке трудовых ресурсов является, по всей видимости, даже более значимой, чем на рынке товаров и услуг. Приходя работать в организацию, человек в той или иной мере связывает с ней свою судьбу, поэтому его очень интересует, насколько благожелательной, прогрессивной, творческой будет окружающая его обстановка. Такую информацию должны предоставлять материалы паблик релейшенз: публикуемые в СМИ интервью с руководителями компании, репортажи и статьи о позитивных сторонах работы в организации. Важно сделать так, чтобы компания стала интересным объектом для журналистов, причем не только с точки зрения ее деятельности, но и с позиции условий работы в ней. Необходимо найти такие стороны организации, которые выгодно отличают ее от других. Это могут быть самые различные аспекты деятельности: общественная значимость и статус, особенности управления и стиля руководства, льготы и компенсации и многое другое.

В ряде случаев рекрутирование кандидатов может представлять серьезную проблему, в особенности тогда, когда речь идет о найме дефицитных специалистов. Поэтому организации часто прибегают к помощи посредников. В качестве таковых выступают биржи труда, различные кадровые агентства (агентства по трудоустройству, рекрутингу и т.п.). Различия между ними определяются, прежде всего, формой собственности (государственная или частная, а также спецификой подбираемого персонала. Биржи труда традиционно предлагают недефицитные трудовые ресурсы, хотя сегодня в России, когда рынок труда и его инфраструктура еще не сложились, здесь могут иметь место весьма заметные исключения. Частные фирмы занимаются, прежде всего, поиском высококлассных специалистов и менеджеров (так называемый executive search), переманиванием работников из других организаций, а также комплексным подбором персонала для тех или иных проектов. Кроме того, ряд крупных консалтинговых фирм - как отечественных, так и зарубежных - решают вопросы подбора соответствующих специалистов, наряду с осуществлением проектов в других областях (управленческой, финансовой, юридической и др.). Данный рынок стал развиваться в России еще с конца 1980-х годов и сегодня представляет собой достаточно развитую инфраструктуру, в особенности в крупных городах.

Развитие связей с посредниками на рынке трудовых ресурсов требует постоянного внимания к их компетентности и особенностям их деятельности. В случае регулярного обращения к услугам посредников желательно завязать постоянные отношения на уровне руководителей соответствующих фирм с целью получения наиболее пригодных кандидатов для занятия вакансий и четкого определения ответственности сторон в процессе рекрутирования персонала.

Сопряженность процесса рекрутирования кандидатов с маркетинговыми мероприятиями обуславливает возможные серьезные затраты и необходимость творческого подхода к его осуществлению. С развитием отечественного рынка трудовых ресурсов и соответствующей инфраструктуры подобного рода деятельность будет осуществляться более рационально и в большей мере определяться сложившимися стереотипами. Сегодня же эти стереотипы только вырабатываются, полноценный рынок труда только создается. Поэтому рекрутирование становится для организации серьезной проблемой, успешное решение которой зависит во многом от интуиции менеджеров по персоналу.

 

25. Оценка трудовой деятельности: методы и функции.

Оценка труда работника направлена на выявление степени эффективности работы отдельных лиц и коллективов в организации. Одним из первых в индустриальную эпоху стал разрабатывать весьма технологичные методы оценки производительности своих рабочих Роберт Оуэн еще в начале XIX века на своей фабрике в Нью-Ланарке.

Оценка трудовой деятельности может быть возложена на линейных менеджеров, менеджеров по персоналу, а также на специальные аттестационные комиссии. При этом менеджеры по персоналу определяют конкретные процедуры и "регламент" оценки, ее значение для продвижения работника по службе. Оценка труда представляет существенный интерес ввиду нескольких моментов:

(1) Она непосредственно влияет на определение и дифференциацию вознаграждения. Эта очевидная цель отнюдь не является исчерпывающей и всепоглощающей. Во многих организациях процесс оценки труда и определение вознаграждения сознательно разделяют, чтобы не подчинять всю данную сферу деятельности менеджмента только прагматическим финансовым интересам, принижая при этом другие функции управления персоналом (прежде всего консультационные). Казалось бы, четкая связь между оценкой труда и деньгами, получаемыми за этот труд, должна быть принципиальным приоритетом в любой организации. Однако, как свидетельствует практика, постоянное проставление оценок лишает человека определенной степени свободы, при которой он, не боясь за свое вознаграждение, может задавать вопросы, опробовать новые методы, пытаться разобраться в своих проблемах. Если оценка - это деньги, у работника "все всегда будет в порядке", хотя в действительности дело может обстоять совсем не так.

(2) Не менее важна оценка труда и с точки зрения консультирования работника. На основании проведенной аттестации работник совместно с менеджером выявляет свои проблемы, пути их разрешения как в области эффективности работы, профессионализма, использования дополнительных знаний, так и в области отношений с коллективом. Результатом такого консультирования может стать реальное улучшение труда работника, что, безусловно, представляет собой нечто более важное, чем определение финансовых выплат. Работник в процессе оценки своего труда получает реальную обратную связь от своего руководства; он понимает, как относятся к его труду, является ли это отношение субъективным или основанным на определенных, вполне конкретных показателях. Подобная информация является исключительно важной для того, чтобы работник мог определить, на какие участки своей работы необходимо обратить особое внимание, где приложить максимум усилий, а где проявлять себя менее настойчиво, так как это направление его деятельности не слишком ценится организацией в лице ее руководства.

(3) Наконец, совершенно особое значение оценка труда приобретает в свете вопросов трудовой мобильности. Руководители организации должны четко представлять себе, кого из работников они должны будут повышать, кого записывать в кадровый резерв, кого направлять на получение дополнительного образования или повышение квалификации. Все эти вопросы самым непосредственным образом связаны с оценкой труда, определением лучших работников, работников, хорошо зарекомендовавших себя в решении новых, нетривиальных задач.

В современных рыночных организациях существует два основных метода оценки труда. По своим целям, задачам и процедурам они во многом противоречат друг другу, однако, из-за того, что и тот, и другой имеют свои явные преимущества, они продолжают сосуществовать, постоянно конкурируя друг с другом. Речь идет об оценке по результатам и оценке по проявленным характеристикам. Коротко различие между этими принципами можно определить так: оценка по результатам предполагает в первую очередь оценку того, что работник делает, в то время как оценка по характеристикам основной акцент делает на том, как он трудится.

Оценка по результатам представляет собой достаточно простой и понятный как для менеджера, так и для работника принцип сравнения достижений отдельных людей. Эта его "экспликативность" (то есть возможность объяснить, что к чему) и подкупает в данном подходе. Здесь используются количественные или очень конкретные качественные критерии. Оценка делается исключительно объективной, конкретной и понятной. При этом она не всегда пригодна для консультирования, так как объективные данные часто не содержат в себе своих причин. Такие данные четко показывают, что работник не выполняет норму и по каким критериям, но не говорят о том, почему это происходит.

Кроме того, объективистская оценка не учитывает дополнительных усилий работника. Один работник по первому требованию остается работать сверхурочно, помогает менеджеру решать различные задачи, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью (поэтому их выполнение невозможно представить как некий конечный результат), в конце концов, многое делает для сплочения коллектива, создания нормального психологического климата. Другой работник, напротив, принципиально не выходит за рамки определенных инструкцией юрисдикций и не делает всего вышеперечисленного. Разница в оценке таких работников оказывается упущенной, если используется принцип оценки по результатам.

Оценка по результатам может быть произведена несколькими методами. Первый, наиболее очевидный метод подразумевает оценку по конкретным показателям: количеству выполненной продукции, числу обслуженных клиентов, количеству брака, числу рекламаций и т.п. Данный метод в полной мере вобрал в себя все описанные выше преимущества и недостатки оценки труда по результатам. К тому же недостатком здесь становится то, что подобные конкретные показатели не учитывают различия объективных ситуаций, в которых находятся разные работники, и часто не дают точного представления о качестве выполненной работы. Что касается неравенства ситуаций, то с этим сталкивается большинство менеджеров, управляющих сложными организационными процессами. Задания, которые на первый взгляд кажутся идентичными, на поверку оказываются различной сложности. При этом в рамках каких-либо конкретных показателей эти различия описать практически невозможно.

Прежде всего, это относится к сбытовикам, действующим в разных регионах. Различные регионы и даже небольшие районы, могут очень сильно отличатся по характеристикам социально-экономической среды. Работая в одном районе, сотрудник тратит гораздо больше времени и сил, чем его коллега из другого района. При этом он может быть исключительно талантливым и изобретательным. Но это не найдет отражения в конечных показателях продаж и тем самым в оценке его труда. С другой стороны, сотрудник, работающий в выгодных регионах и даже не обладающий качествами первого, может существенно перекрыть показатели своего коллеги. Процесс оценки труда по результатам в данном случае лишь усилит объективно сложившуюся несправедливость.

Другим методом оценки по результатам, в какой-то мере преодолевающим эти недостатки, является тестирование. Сфера его применения значительно уже, чем у метода оценки по показателям. Традиционно данный метод применяется в сфере услуг. В данном случае работа оценивается комплексно, и вопросы качества не упускаются из виду. Недостатком здесь служит то, что подобное тестирование очень сложно производить все время, а когда время проверки известно, все показатели работы в данный период чаще всего оказываются значительно выше, чем в обычное время. Типичным примером такого положения вещей является ревизия в ресторане.

Наиболее совершенными из методов оценки труда по результатам можно с известной долей условности считать методы управления по целям или, иначе говоря, программно-целевые методы управления (Management by objectives -MBO). Известный теоретик современного менеджмента Питер Друкер был первым, кто описал и обосновал применение этих методов. Суть методов управления по целям заключается в том, что результатом становится достижение или недостижение определенной конкретной цели. Работник ставит перед собой некоторую цель и в течение года делает все, чтобы ее достичь. В итоге оценивается именно это направление его деятельности. В той степени, в какой работник достигает цель, он может претендовать на высокую оценку. Данный метод обладает рядом существенных преимуществ. Во-первых, критерии оценки (то есть в данном случае сами цели) вырабатываются с участием самих работникаов, они не являются навязанными, привнесенными извне. У работника нет отторжения от этих целей, его участие в их выработке - залог ответственности в ходе их выполнения. Во-вторых, выполнение целей отслеживается своевременно (не реже одного раза в квартал), и не создается такой ситуации, когда в конце года оцениваются, прежде всего, несколько последних месяцев, а то, что происходило в январе-феврале, полностью выпадает из поля оценки. В-третьих, к достоинствам этого метода традиционно относят конкретность цели. Ее формулируют очень "операционально", то есть таким образом, чтобы можно было действительно отследить, выполнил ее работник или нет. В формулировках отсутствуют слова: хорошо, качественно, своевременно, надежно - все эти термины облекаются в ряд конкретных показателей, прежде всего количественных.

Традиционно постановка целей происходит один раз в год, отслеживание их выполнения - раз в три месяца или чаще. В конце года следует отчет о выполнении целей работниками и постановка целей на следующий год. В практику управления по целям могут быть внесены известные дополнения и изменения. Изменения касаются, прежде всего, процесса постановки целей. Это может происходить в ходе групповых собраний, где менеджер выступает в качестве консультанта, медиатора или вообще без него, когда уже после проведения такого собрания подчиненные улаживают разногласия с руководством. С другой стороны, цели могут быть выработаны и в ходе непосредственных бесед один на один менеджера с подчиненным. В этом случае влияние рабочей группы, коллектива на постановку цели будет косвенным, преломленным взглядами менеджера по поводу наилучшей координации совместной деятельности. Иногда в ходе таких бесед менеджеры буквально предписывают подчиненным те или иные цели, при этом потенциал целевых методов, безусловно, снижается.

Одной из важнейших проблем целевых методов управления являются ресурсы. Для выполнения большинства целей требуются средства. От того, будут ли выделены деньги и если да - то в каком объеме, зависят масштабы и эффективность использования целевых методов. Конечно, для достижения ряда целей вообще не нужны средства (например, для того, чтобы вовремя приходить на работу, избавиться от ошибок, зависящих от недостатка внимания, вежливо обращаться с клиентами и т.п.). Но когда целевые методы сосредотачиваются на таких мелких косметических улучшениях, эффект от них не может быть значительным. Поэтому вопрос обеспечения поставленных целей соответствующими ресурсами приобретает большое значение.

Еще одной немаловажной проблемой целевых методов становится координация целей отдельных работников внутри подразделений и подразделений внутри организации в целом. Собственно, это извечный вопрос всех организаций - каким образом уладить противоречия между общими целями и целями отдельных людей, составляющих организацию? В данном случае высшее руководство должно четко довести до линейных менеджеров приоритеты на данный период времени с тем, чтобы работники ставили перед собой задачи именно в интересующих руководство областях. Но даже в этом случае цели все равно могут оказаться не слишком увязанными друг с другом, да еще и требующими при этом для своего выполнения больших средств. Индивидуальный характер целей, с одной стороны, повышает личную ответственность работника, а с другой стороны, может быть причиной определенных проблем в плане координации деятельности различных членов организации.

Таким образом, оценка труда по результатам, имеющая своими главными преимуществами рациональность, объективность и общедоступность, часто приходит в противоречие с оцениваемым объектом - деятельностью самых разных людей в самых различных ситуациях, деятельностью, осуществляемой работниками одновременно и совместно, и по отдельности, деятельностью, выражающейся и вместе с тем не выражающейся в конкретных количественных показателях.

Наряду с оценкой труда работника по результатам существует также оценка труда по определенным проявленным характеристикам. Труд оценивается с точки зрения профессионализма, дисциплинированности, точности, своевременности выполнения задач, инициативности и др. Основными методами такого рода оценки являются рейтинги и шкалы. К недостаткам этих методов нужно отнести в первую очередь субъективизм оценки - -менеджеры субъективно, по своему разумению оценивают, в какой степени за истекший период его подчиненный проявил те или иные качества. В значительной степени именно в противовес этому субъективизму и начали разрабатываться целевые методы управления. Кроме того, руководитель при таком подходе часто сталкивается с вопросом: какую характеристику считать более важной? Вместе с тем оценка работника по ряду характеристик открывает большие возможности для анализа деятельности, исследования проблем и соответственно для консультирования персонала. При этом труд оценивается комплексно, то есть не происходит выделение какой-либо одной характеристики (цели), которая полностью превалирует над другими. В процессе такой оценки важно обратить внимание на дополнительные усилия человека: готовность помогать другим, выполнять дополнительные поручения, вносить свои предложения, убеждать коллег в своей правоте и многое другое. Происходит преодоление одномерного технократического отношения к человеку как функции в производственной системе. Именно поэтому оценка труда по характеристикам, несмотря на всю критику в ее адрес, продолжает существовать в большинстве организаций.

Рейтинг работников как метод оценки труда является наиболее обобщенным и поверхностным. Работники ранжируются руководством в определенном порядке, каждому из них присваивается место, которое он занял по итогам выполнения работы за определенный период. Данный метод дает очень конкретные данные в плане оценки возможностей повышения или понижения работника. Если работник занял первое или второе место в рейтинге, у него есть реальный шанс повысить свой статус в ближайшее время; если же он оказался в конце списка, такая возможность исключается. Вместе с тем абсолютный субъективизм оценки в рейтинге, неясность относительно того, что было более важным для руководства в ранжировании подчиненных, не дает возможности для последующего анализа и не выявляет проблем, которые следовало бы разрешить на основе оценки трудовой деятельности. При этом людей можно сравнивать лишь тогда, когда они занимаются схожей деятельностью, в противном случае рейтинг вообще не эффективен. Как правило, в процессе составления рейтинга ясность возникает относительно первых и последних мест, однако, проставление мест в середине списка часто является произвольным. Поэтому рейтинги целесообразно использовать только для небольших групп людей, выполняющих одну и ту же функцию в организации, и в основном, с целью определения кандидатов на повышение.

Другим инструментом оценки трудовой деятельности по проявленным характеристикам становятся шкалы. Они являются очень распространенными, и суть их применения заключается в том, что работник оценивается по ряду независимых характеристик, степень проявления которых и находит свое отражение на шкале. Оценки с помощью шкал дают наибольшие возможности для анализа труда и обратной связи с работниками. Последние понимают, что в их работе не удовлетворяет менеджеров, на что необходимо обратить первостепенное внимание. В беседе с менеджером работник может выяснить наиболее приемлемые методы исправления положения и улучшения той или иной характеристики своей деятельности.

К недостаткам использования шкал в качестве инструмента оценки можно отнести прежде всего возможный субъективизм проставляемых с их помощью оценок, который проявляется в следующем:

(1) Менеджеры имеют тенденцию оценивать деятельность за весь истекший период на основании того, как человек трудился в самое последнее время.

(2) Хорошая оценка, полученная работником по одной из шкал, особенно значимой для менеджера, может быть некритически распространена и на оценку других характеристик.

(3) Тип личности менеджера часто влияет на то, как в среднем оцениваются подчиненные (при этом все оценки могут находиться либо в начале шкалы, либо в конце, как будто все подчиненные являются либо плохими, либо хорошими), при этом сравнивать оценки, проставленные различными управленцами практически невозможно.

Для преодоления субъективизма оценки часто применяются так называемые "поведенческие шкалы". В данном случае под каждым баллом или несколькими баллами на шкале закрепляется определенный вид поведения с наиболее характерными положительными и отрицательными сторонами. Баллы проставляются не произвольно, а на основе сопоставления работы человека с идеальным типом, описанным в шкале. Пример такой шкалы приведен в таблице 5.4.. Безусловно: составление такого рода шкал является процедурой весьма трудоемкой и сложной, поэтому их используют, когда оценивается большое количество работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности.

Интересно, что, как показывают опросы, проведенные в западных компаниях, менеджеры чаще всего используют оценку труда, для того чтобы мотивировать и "приободрить" своих подчинен-ных, а отнюдь не для того, чтобы аккуратно, точно и бесп-ристрастно оценить их деятельность. Такая ситуация еще раз подчеркивает ограничение "прямо-го рационализма" в сфере управления людьми. Оценка труда, имеющая вполне конкретные и абсолютно рациональные функции, используется менеджерами совсем не по назначению, а может быть даже вопреки ему. Фактически, эти скрытые (латентные) функции любого начинания в управлении персоналом и делают невозможным применение обычных логических закономерностей при построении структуры данной сферы в организации.

Балл Характерная ситуация
Всегда выполняет необходимые процедуры для обеспечения сохранности улик и вещественных доказательств на месте преступления. Знает обо всех последних судебных решениях и законодательных актах, действует в соответствии с ними. Проводит обыск транспорта граждан, если есть вероятность провоза наркотиков.
Перед арестом подозреваемого тщательно изучает ордер на арест, его действительность в данное время. Способен различать ситуации, где действительно необходимо вмешательство полиции. Редко спрашивает других по поводу трактовки тех или иных пунктов закона.
Плохо знаком с законодательством и распоряжениями по местному отделению полиции. Может арестовать человека, имеющего алиби на момент преступления. Дезинформирует население из-за того, что не знает законодательство.

Таблица 5.4 Поведенческая шкала оценки деятельности патрульного полицейского в США.

Осуществление оценки труда подчиненных влечет за собой выполнение функций, отнюдь не связанных с оценкой как таковой, а призванных поддерживать объект управления в некотором приемлемом состоянии. Понимание этой ситуации, а также сложности оцениваемого объекта обуславливает весьма неоднозначное отношение к любому из применяемых в ходе оценки трудовой деятельности методов.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал