Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к пониманию права.






От нормативного понимания права отличают его широкое понимание. Сторонники понимания права в широком смысле исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права…. Р азличие в подходах отдельных авторов лишь в том, какой набор правовых (а иногда и неправовых) явлений они понимают под правом, диапазон которого расширяется вплоть до его отождествления с самой общественной жизнью. Такое понимание неизбежно ведет к растворению права в других правовых явлениях, размыванию нормативного содержания и специфики данного феномена. Для многих ученых, придерживающихся широкого (многоэлементного) понимания права, характерно признание приоритета в его стр-ре за правоотношениями, противопоставляемыми нормам права. Правоотношение – центральное звено права и правовой системы. Пашуканис, например считал, что в правоотношении право совершает свое реальное движение, а право не более как безжизненная абстракция. Но! Общественные отношения приобретают хар-р правовых лишь тогда, когда опосредуются правом. Также сторонники такого широкого понимания указывают на необходимость рассмотрения права в действии (социологический подход). Т е право – не застывшая совокупность норм, а деятельность.! Однако право – не сама деятельность субъектов, а особый регулятор этой деятельности. Нельзя не учитывать, что действия могут быть не только правомерными, но и неправомерными. Поэтому нельзя наделять действия свойством нормативного регулятора: они сами являются объектом правового регулирования. Другой довод в пользу широкого понимания права- различие права и закона. Они обосновывают возможность существования норм вне закона. В таком контексте право – выразитель общих (абстрактных) принципов, идей нравственности, прав человека и других ценностей. Они говорят, что право обладает большей цнностью чем закон, что оно в отличие от произвольного, несовершенного закона, всегда истинно, разумно, человечно.! Но такой взгляд создает расплывчатое представление о праве, т к абстрактные идеалы не могут служить критерием правомерного и неправомерного поведения. К тому же указанные ценности неодинаково понимаются участниками общественной жизни. Право не может существовать вне и помимо своего институционного, «знакового» выражения в юр источниках.

 

  1. Понятие и признаки юридической ответственности. Позитивная и ретроспективная ответственность.

Юр ответственность – меры государственного воздействия на лицо, совершившее правонарушение, которые выражаются в неблагоприятных последствиях личного, материального или организационного характера.

Из учебника, юр ответственность – возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеть соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Рассматривая юридическую ответственность в узком смысле, следует согласиться с теми авторами, которые определяют ее как предусмотренную санкцией правовой нормы меру государственного воздействия на лицо, виновное в совершении правонарушения, и предусматривающую для данного лица определенные лишения материального, личного или организационного характера.

Юридическая ответственность в широком смысле - это государственно-правовая оценка поведения субъектов права с возложением на них позитивных или негативных санкций.

В научной лит-ре выделяют несколько концепций: 1. Юр ответственность рассматривается как обязанность претерпеть неблагоприятные последствия. Такое восприятие ответственности правильно. Однако термин обязанность не совсем подходит для ее характеристики. Поскольку обязанность – более широкое понятие нежели ответственность. Отсюда некорректно приравнивать ответственность и обязанность. Получается специфическая схема: любая ответственность – обязанность, но не всякая обязанность – ответственность. 2. Ученые пытаются соотнести понятия ответственность и принуждение. Последнее является более широким понятием, поскольку может применяться к лицам, не совершавшим правонарушение (например, таможенный осмотр, обязанность стать на налоговый учет). 3. Соотношение ответственности и наказания. Отождествление указанных явления пришло из уголовного права, т к до революции существовал один вид ответственности – уголовная. В настоящее время понятие ответственности расширилось и оно перестало отождествляться с наказанием. И действительно, возможно привлечение к ответственности без наказания.

Возникает также дискуссия по поводу того, с какого момента лицо считается привлеченным к юр ответственности. Одни считают, что с момента совершения правонарушения и эта стадия носит латентный характер. Другие считают, что с момента возбуждения юр дела. Однако корректнее это явление назвать процессом привлечения к ответственности. Поскольку процесс привлечения к ответственности не всегда заканчивается осуждением, то более правильным будет связать данный момент с осуждением.

Представляется обоснованной позиция Б.Т. Базылева, который пишет: " По своему содержанию позитивная юридическая ответственность (перспективная) есть такая связь, в рамках которой государство, действуя от имени общества, формулирует абстрактную обязанность всех субъектов исполнять конкретные юридические обязанности, а само выступает субъектом, имеющим право требовать исполнения этой обязанности". Д.А. Липинский, говоря о единстве позитивных и негативных начал в юридической ответственности, характеризует позитивную ответственность как обязанность соблюдать требования, предусмотренные нормами права. Отношения, связанные с позитивной ответственностью, опосредуются в праве требования определенного в юридических нормах поведения от обязанных лиц. Это право, принадлежащее государству, связано с обязанностью субъектов вести себя в рамках юридических норм. Поэтому можно отметить, что позитивная юридическая ответственность лица является первичной по отношению к негативной ответственности, служит одной из предпосылок ее возникновения. Без позитивной ответственности негативная (ретроспективная) ответственность в правовом государстве просто невозможна. Она наступает именно потому, что гражданин, находясь в отношении ответственности с государством, посредством правонарушения разорвал это отношение и вызвал реакцию в виде негативной ответственности. Порой человек соблюдает нормы права, руководствуясь своими моральными установками или религиозными воззрениями. Следовательно, нормы морали и религии играют важную роль в вопросах позитивной юридической ответственности. По мнению авторов, именно в вопросах, связанных с позитивной юридической ответственностью, наиболее наглядно проявляется тесное взаимодействие норм права с иными видами социальных норм, с моралью и религией.

Праву как явлению, имеющему дело с последствиями нарушения баланса интересов, присущ только ретроспективный вид ответственности. Действование без нарушения не есть область права. Право - территория нарушения баланса, сфера дисгармонии (Ермолова). С подобной позицией нельзя согласиться. С точки зрения теории права у права есть две внутренних функции: регулятивная и охранительная. Процитированный выше автор фактически пытается свести право только к его охранительной функции, тем самым суживая сферу правового регулирования. В то же время нормы права закрепляют определенные общественные отношения, регулируют их, устанавливают правила правомочного поведения, определяют права и обязанности.

Ретроспективность юридической ответственности означает, что последняя всегда является следствием и наступает по факту совершения правонарушения Это классический вид ответственности, существующий на протяжении тысячелетий - с тех пор как возникли государство, право, законы, преступность. На первый план при рассмтрении такой отв-ти выходит карательно-принудительный момент.

 

Билет №29

  1. Функции гос-ва: понятие и классификация. Особенности ф-ий Российского государства на современном этапе.

Функции государства основные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.

Критерии классификации: 1. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции: выделяют внутренние и внешние функции. Среди последних различают основные и неосновные. Основные – наиболее общие, важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные – направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.

По продолжительности: - постоянные, т е направленные на разрешение задач, в той или иной степени, всегда стоящих перед гос-ом – экономические, социальные, охрана правопорядка….- временные, в определенные периоды времени существования гос-ва на первый план могут выдвигаться ф-ии, имеющие максимальное значение. Они прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер. Например, послевоенное восстановление.

От функций гос-ва следует отличать задачи государства. В задачах определяется социальное назначение гос-ва, цель, достижению которой оно служит. Задачи являются предпосылкой функций. Задачи гос-ва воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Функции современного Российского гос-ва: - охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. – экономическая, здесь важен вопрос о пределах вмешательства гос-ва в экономическую сферу; - налогообложение; - социальная защита; экологическая, - культурная (это внутренние функции). Внешние: -оборона страны основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. – поддержание мирового порядка (предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); - сотрудничество с др гос-ами в различных сферах (развитие политических, экономических, культурных отношений).

 

  1. Структура нормы права (юридическая, логическая).

Структура нормы – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: это юридическая структура.

1. гипотеза – указывает на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие. 2. Диспозиция – определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты поведения. 3. Санкция – определяет вид и меру юр ответственности для нарушителя ее предписаний. Не следует путать санкцию и наказание: например, в ГК РФ признание сделки недействительной - санкция, но не наказание.

Сердцевина юр нормы – диспозиция. Но сама по себе она не есть норма права несмотря на свою приоритетность. Каждый из трех элементов имеет в структуре нормы особое место и назначение. Уместно мнение: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой «если-то-иначе (в противном случае)».

В зависимости от строения гипотезы подразделяются: - простые (предполагает одно условие, через которое реализуется норма); сложная (связывает действие нормы с наличием 2 и более условий). Разновидность сложной – альтернативная гипотеза (для вступления нормы в действие достаточно наличия 1 из перечисленных условий). По форме выражения гипотезы бывают: абстрактные (указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на общих, родовых признаках). – казуистическая гипотеза (реализация нормы связана с отдельными, строго определенными частными случаями).

В зависимости от формы выражения д испозиции подразделяются: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Санкции различают по их отраслевой принадлежности: уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые.. также бываю санкции правовосстановительные и штрафные (карательные, это санкции уголовного и административного права).

Еще выделяют: абсолютно-определенные санкции (точная мера, которая подлежит применению); относительно-определенные (устанавливают низший и высший или только высший пределы); - альтернативные (выбор 2-х или нескольких возможных вариантов мер ответственности).

В юр лит-ре отрицается 3-элементная стр-ра. Например, одни предлагают ввести 4 элемент – указание на субъект. Но указание на субъект присутствует в гипотезе. Другие предлагают оставить лишь гипотезу и диспозицию. Действительно, санкция и диспозиция схожи, т к санкция закрепляет обязанность лица претерпеть последствия, но и диспозиция тоже может закреплять обязанность лица.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно‑ правовых актах.

Логическая структура нормы права включает три элемента:

  1. Гипотеза;
  2. Диспозиция;
  3. Санкция;

Структура логической нормы выражается формулой " если - то - иначе", где " если" – это начало гипотезы нормы, " то" - это диспозиция нормы, а " иначе" - это начало санкции правовой нормы. Но эти слова не присутствуют в тексте нормативного акта, они мысленно, логически подставляются в текст статей, чтобы сформулировать логическую норму.

пример - статья 560 ГК РФ говорит о форме договора продажи предприятия.

Логической нормой, соответствующей данной статье, будет следующая - если заключается договор продажи предприятия, то он составляется в письменной форме в виде документа, подписанного сторонами с обязательным приложением документов согласно перечню, иначе (в противном случае) договор будет недействительным.

 

  1. Юридические факты: понятие, виды. Фактический состав.

Юридические факты – определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми гос-ом, законом. Жизнь – разнообразные факты, явления, но не все из них приобретают юр значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, могут повлечь юр последствия. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни.

Классификация (виды). По волевому признаку выделяют:

  • События – обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Стихийные бедствия, пожары (но не поджоги), землетрясения…
  • Действия – факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия же подразделяются на правомерные (регистрация брака, выход на пенсию) и неправомерные.

Действия делятся на:

  • Юр акты – действия, направленные на достижение определенных юр последствий (обращение с заявлением в полицию, в суд…). Особое место среди них занимают акты – док-ты различных гос органов и должностных лиц (судебные приговоры, решения, договоры..).
  • Юр поступки – действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юр последствий (например, создание художественного произведения, которое в конечном счете приводит к возникновению авторского правоотношения).

Так же выделяют:

  • Правовые состояния не в полной мере зависят от воли и желания субъекта (нахождение на воинской службе, браке, родстве, в розыске..)

По характеру последствий:

  • Правообразующие
  • Правопрекращающие
  • Правоизменяющие (н-р, поступление в вуз порождает правоотношение, окончание – прекращает, а перевод на др форму обучения в этом вузе – видоизменяет данное правоотношение).

Юридический состав – когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Для возникновения правоотношения типа «студент-вуз» требуется: - аттестат об окончании средней школы; - сдача вступительных экзаменов; - проходной балл; - приказ ректора о зачислении.

Билет 30

  1. Политический и государственный режимы: понятие, признаки.

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти.

Если считать политику полем взаимодействия чел-ка и гос-ва, то необходимо иметь в виду 2 возможных варианта построения этих связей:

-первый тип выражается в подчинении, подавлении личности гос-ом. Такой тип образуется в рамках тоталитарных государственных систем. Постоянным спутником таких систем служат: стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации…

Второй тип связи человека и государства воплощает идея правового гос-ва, когда устанавливаются отношения следующего плана: - здесь признается, что не гос-во дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных прав. – уважение к закону, он рассматривается как доминирующий фактор упорядочения общественных отношений. Существенными признаками политических систем, действующих на основе принципов правового гос-ва являются: легитимность ПС выражается в принятии гос власти населением, признание ее права управлять и в согласии подчиняться. Один из аспектов легитимности – легальность, т е нормативность, т е способность оперировать законом и им ограничиваться.

ПР условно делится на 3 вида, т к каждое гос-во проходит свой уникальный путь и гос-в с одинаковым режимом не существует.

  1. Демократические (про него подробнее в билете №23). – когда обеспечивается право на участие народа в решении гос дел, уважаются и охраняются права человека. Гос-во выполняет в экономике роль «ночного сторожа»: охраняет, но не вмешивается.
  2. Авторитарные, когда функции управления обществом сосредотачиваются в одном лице или узком социальном слое. – народ фактически отстраняется от формирования гос власти и контроля за ее деятельностью. – устраняется оппозиция; - решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия. – личность лишена гарантий безопасности, устанавливается полный приоритет гос интересов над интересами гр-на.

В экономике может присутствовать частная собственность, рыночная экономика, но гос-во ощутимо присутствует в экономической сфере. В политике: провозглашаются права и свободы и на практике они могут реализовываться, хотя достаточно ограниченно. Имеет место гражд общ-во, органы самоуправления. Хотя и присутствует основная идеология, сохраняется все же плюрализм. К авторитарным относится большинство стран Ю. Америки.

  1. Тоталитарные: отрицаются или значительно ограничиваются права и свободы личности, жестко контролируются гос-ом все стороны жизни общ-ва. В экономике может сохраняться частная собственность, может и отсутствовать, но экономика милитаризирована (С. Корея). Присутствует единая идеология, инакомыслие рассматривается как преступление. Происходит сращивание партийного и гос аппарата, партия выполняет гос ф-ии.
  1. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

Правонарушение – виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

Признаки: 1. Это деяния людей, а не воздействие сил природы, предметов. Выражается деяние в виде действия/бездействия. Правонарушением не могут быть мысли и чувства. 2. Общественная опасность деяния. Она вкл в себя 2 момента: наличие вреда и его общественную оценку. 3. Противоправность. Границу противоправности устанавливает гос-во на основе оценки комплекса объективных и субъективных факторов: нац традиции, особенности исторической обстановки, значимость охраняемых отношений…одно и то же деяние при различных исторических обстоятельствах может оцениваться и как преступление, и как проступок, и как юридически безразличное поведение. 4. Деяние должно быть результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. Т е необходима возможность выбора варианта поведения, возможность поступить по своему усмотрению.

Виды:

А) В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются: - правонарушения в экономике, в управленческой деятельности, в семейно-бытовой сфере.

Б) В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели: - направленные на достижение конкретной цели и направленные на достижение неопределенной цели либо нескольких.

В) наиболее распространена классификация правонарушений в зав-ти от степени их социальной опасности (вредности). – преступления и – проступки. Первые отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным зак-ом. Объектами посягательства являются общественный и гос строй, формы собственности, личность, различные права граждан. Поэтому за их совершение устанавливаются более суровые меры наказания.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности. Они подразделяются на гражданские (ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба. Санкции носят правовосстановительный характер); административные ( проявляется в нарушении общеобязательных правил, установленных административными органами; наказание как правило, штраф, предупреждение), дисциплинарны е правонарушения (нарушают внутренний порядок деят-ти предприятий, организаций. Меры ответственности – выговор, замечание, увольнение).

 

  1. Правовой идеализм и правовой нигилизм. Понятие, формы, основные черты.

Правовой нигилизм – общее негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законам, нормативному порядку. Причины в юр невежестве, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Речь идет о невостребованности права обществом.

Формы выражения нигилизма: 1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. 2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр предписаний, когда субъекты не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполняемость законов – признак бессилия власти (мысль о том, что законы пишутся, чтобы их нарушать; неисполнение указов Президента….).3. война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов. Это зачастую приводит к коллизиям. С другой стороны, существуют отношения, не опосредованные правом, хотя нуждающиеся в этом. Дает о себе знать и насыщенная регламентация отдельных сторон жизни общества.4. подмена законности политической, идеологической или прогматической целесообразностью, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции. Нередко существует мнение, что ради дела, здравового смысла можно поступиться законом. Идея законности может в определенных ситуациях использоваться властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека. 5. Нарушение прав человека. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность гос-ва обеспечить порядок и спокойствие в общ-ве. Право как бы само выступает причиной нигилизма. Многие граждане, подвергшиеся преступным посягательствам, не обращаются в полицию, суд, т к не верят в их возможность защитить и наказать виновного.

Правовой идеализм - переоценка права. И нигилизм, и идеализм отражают деформированное правосознание, дефицит политико-правовой культуры. Эти крайности, несмотря на их противоположную направленность- две стороны одной медали.

В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды – оно не всесильно. Ожидание, что принятие законов улучшит жизнь, может не оправдаться и это может привести к разочарованию, правовому скепсису. Формы идеализма: - создание таких норм, которые будут регулировать отношения, еще не возникшие в обществе. – отсутствие реального механизма для реализации юр нормы; - недооценка тех экономических, политических условий, в которых будет работать норма.

 

Билет №31

  1. Особенности цивилизационного подхода к типологии государств.

Цивилизационный подход. в качестве цивилизационного критерия берется промышленность, или индустрия. Соответственно, все государства (и которые были когда-то, и которые существуют в наше время) можно подразделить на:

- доиндустриальные; в таких государствах промышленности не было или пока нет;

- индустриальные; в таких государствах существует развитая промышленность;

- постиндустриальные; в таких государствах наука становится средством производства, широко применяются передовые, наукоемкие технологии, развита инфраструктура транспорта, связи и т.п.

Во втором случае в качестве критерия берется более сложный набор цивилизационных факторов - господствующие формы собственности, характер государства, особенности общественного сознания, менталитета и т.п. По этому сложному критерию все государства можно подразделить на:

- западные; в таких государствах преобладает либо частная собственность на средства производства, либо плюрализм форм собственности; царит идеология прав человека, личности; государства строятся на принципе разделения властей, являются правовыми, социальными; политические режимы - демократические; экономика находится на передовых позициях; в иерархии общественных ценностей на первом месте стоит индивидуальное, частное, негосударственное;

- восточные; в таких государствах чаще преобладают государственная, коллективная формы собственности; правовые режимы - авторитарные или тоталитарные; уровень развития экономики и благосостояния - ниже; в иерархии общественных ценностей преобладает все коллективное, общественное, государственное;

- смешанные; в таких государствах имеется смешение черт западного и восточного типов государства. Многие государствоведы к смешанному типу государства относят и Россию.

Одно из направлений цивилизационного подхода к вопросу о типах гос-ва принадлежит Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В мировой истории он выделял более 20 цивилизаций, не связанных м/д собой общими закономерностями развития. Эти признаки скорее относятся к типологии общества, а не гос-ва.

Ростоу выделял теорию «стадий экономического роста». Все общ-ва можно отнести к одной из стадий: - традиционное общество; - переходное; - общество, переживающее процесс сдвига; - созревающее общество; - общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

 

  1. Систематизация нормативно-правовых актов (инкорпорация, кодификация, консолидация).

Систематизация – упорядочение НА в целях удобства пользования ими на практике.

Инкорпорация – процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения, исключаются статьи, пункты, потерявшие силу, явные противоречия. Юр сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия. Вопросами инкорпорации могут заниматься гос органы, общественные орг-ии и граждане. Поэтому выделяют инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальная предполагает утверждение унифицированных собраний и сборников инкорпоративных актов органами, издавшими эти акты. Это способ опубликовании яи переиздания действующих НА. Потребность в официальной инкорпорации закл в том, чтобы правоприменитель мог правильно и оперативно ориентироваться в нормативном материале. Приемы и способы такой инкорпорации: хронологический и предметный. Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными гос органами. Неофициальные собрания зак-ва формируются отдельными ведомствами, научными заведениями… на них нельзя ссылаться в процессе правоприменения.

Кодификация – деятельность, направленная на переработку действующего зак-ва путем принятия нового кодификационного акта. Форма кодификации- основы, кодексы, уставы, положения.

Отличие кодификации от инкорпорации:

  1. Инкорпорация – функция гос органов, направленная на поддержание «рабочего состояния» действующего зак-ва, не меняющая его содержания. Кодификация же напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и необходимости его объединения.
  2. Различен предмет воздействия. При кодификации мы имеем дело с правовыми предписаниями, при инкорпорации – с НПА, их технической обработкой.
  3. Разный результат. Инкорпорацию венчает собрание или сборник изданных в разное время НПА, содержание которых дается так, как было дано законодателем, а кодификация завершает новый как по форме, так и по содержанию ПА. Его текст подлинный, официальный.
  4. Кодификация всегда носит официальный характер и осущ-ся искл-но гос органами.

Различают: - всеобщую кодификацию (образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям зак-ва); - отраслевая (объединение нормативного материала по отрасли или подотрасли зак-ва – ГК РФ, УК РФ); - специальная (объединяет нормы определенного правового института – ВК РФ, ЛК РФ..).

Консолидация – ее цель –устранение множественности НА, их унификация и создание в стр-ре зак-ва крупных однородных блоков в кач-ве важнейшего промежуточного звена между правотворческим процессом и кодификацией. В стр-ру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, параграфы, расположенные в опред последовательности. Такие акты могли бы быть приняты по вопросам приватизационной, пенсионной политики гос-ва.

 

  1. Акты применения права: понятие, структура, виды.

Акт применения права – официальное решение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Признаки: - акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа. – акт содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения теми, кому адресовано. – имеет установленную законом форму; - направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений, в нем строго персонифицируются субъективные права и обязанности.

Отличие от НПА:

  1. Нпа носит общий хар-р, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам. Акт применения права носит индивид хар-р, регулирует конкретное отношение.
  2. Нпа устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он реализует общие предписания нпа в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций.

Классификация правоприменительных актов:

1. по субъектам, осуществляющим применение права: - акты гос органов и общественных организаций; - акты главы государства; - акты федер органов власти и управления; - акты органов власти и управления субъектов РФ; - акты правосудия; - органов прокуратуры; - акты органов надзора и контроля.

2. по предмету прав регулирования: - конституционно-правовые; - административно-правовые; - уголовно-правовые; - акты применения материального и проц права.

3. по функциональному назначению: - акты-регламентаторы, т е определяющие субъектов конкретного отношения, указывающие объем их прав и обязанностей. – правообеспечительные, выполняют роль в индивидуальном регламентировании обществ отношений, направлены на реализацию правоотношений.

4. по форме внешнего выражения: - акты-документы: это надлежаще оформленное решение компетентного органа, в письменном виде, с определенной структурой. В свою очередь, среди актов-документов выделяют: акты, которые включают все составные части (вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную); акты, которые содержат 3 части, без мотивировочной – характерно для следственных и административных протоколов; содержащие вводную и резолютивную (это акты-разрешения на совершение определенных действий). И акты, которые не имеют таких разделов, за исключением резолютивной (это резолюции, наложенные должностным лицом: «исполнить», «утвердить»..). по наименованию акты-документы бывают: указы, постановления, приказы, протоколы, предписания…

- акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные – устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным. Конклюдентные совершаются посредством совершения определенных жестов, движений и т п. действий, явно выражающих решение субъекта применения права (регулировщик).

5. по юр значению: основные и вспомогательные. Основные содержат завершенное решение по делу (приговор, решение суда); вспомогательные содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (процедурно-процессульные).

 

Билет №32

  1. Гражданское общество: понятие и основные признаки. Формирование го в России.

Это особое общественное явление, содержанием которого является способность людей к самоорганизации, самоуправлению. К самостоятельному решению своих внутренних вопросов. При этом решение самих вопросов, функционирование осущ-ся без участия гос-ва и в основе лежит частная инициатива. В тех странах, где сущ-ет ГО, гос-во выполняет те функции и решает те вопросы, которые решить общественными силами невозможно (речь идет об обороне страны, о реализации принуждения, общественной безопасности). ГО- это не единичное явление, это образ жизни! Когда люди добровольно объединяются в к-либо общности и участие в таких общностях помогает организовать весь образ жизни.

Например, основа гражданского общества – местное самоуправление, это м быть улица, дом. Здесь концентрируется свой бюджет, распределяются обязанности.

Го существует не только параллельно с гос-ом, но зачастую, находится в оппозиции с гос-ом.

В тех странах, где отсутствует го либо оно не развито, государство вторгается во все сферы жизни общества, включая самый нижний уровень. Самому обществу предоставляется возможность решать только те вопросы, от которых гос-во отказывается.

В основе го лежит психология индивидуализма и концепция индивидуализма. Индивидуализм: некоторые ученые считают, что он характерен для индоевропейцев, он является частью их психологии. Др ученые считают, что психология индвид-ма, как следствие го, есть результат экономических отношений, исторических условий и случайных фактов.

Концепция индивидуализма предполагает признание личности каждого человека в кач-ве высшей ценности и не человек служит общему благу, т е государству, а наоборот, гос-во и общество строятся так, чтобы создать условия жизни для каждого.

Индивидуализм предполагает признание прав и свобод другого человека, готовность поступиться своими правами ради интересов других. Главное в индивидуализме не есть рассмотрение самого себя как высшей ценности (это не эгоцентризм), это прежде всего уважение интересов других. Го предполагает, что у членов общества имеет место частная инициатива и активная жизненная позиция.

Из учебника: наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого го: 1. Экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2 безусловное признание и защита естественных прав человека и гр-на; 3. Легитимность и демократический хар-р власти; 4. Равенство всех перед законом и правосудием; 5. Правовое гос-во, основанное на принципе разделения властей. 6. Политический и идеологический плюрализм; 7 свобода слова, печати, независимость СМИ; 8 невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан.

Признаки го: 1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гр-на; 2. Самоуправляемость; 3. Конкуренция образующих его стр-р и различных групп людей; 4. Свободно формирующееся общественное мнение (плюрализм); - всеобщая информированность, и прежде всего, реальное осуществление права человека на информацию.

Формирование ГО в РФ:

при Президенте Российской Федерации создан Совет по развитию гражданского общества и правам человека, он является консультативным органом при главе российского государства. образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.

Начала работу Общественная палата. Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно Закону, Общественная осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти.

Развитие малого бизнеса является ключевым моментом в реализации идеи ГО. Государство, обеспечивая условия для бизнеса, дает гражданину экономические рычаги для самостоятельного управления своими доходами.

 

  1. Принципы юридической ответственности.

1. принцип законности означает неуклонное исполнение требований законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Главное, чтобы ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом и только в пределах закона.

2. обоснованность – процессуальная сторона юр ответственности, заключающаяся в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения как объективной истины.

3. справедливость означает выполнение требований: - недопустимость уг наказаний за проступки; - закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее не может иметь обратной силы; - ответственность должна соответствовать тяжести совершенного правонарушения; - за одно правонарушение может быть лишь одно наказание.

4. целесообразность означает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, свойств личности нарушителя, обстоятельств совершения правонарушения. Кроме того, этот принцип означает, что, если цели ответственности м быть достигнуты без ее осуществления, то она вообще может не иметь места (отсрочка исполнения приговора, применение мер общественного воздействия).

5. принцип неотвратимости означает неизбежность наказания. ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым. Неотвратимость ответственности – важнейшее условие ее эффективности.

 

  1. особенности нормативистского подхода к праву.

Это учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания — представления о нормативности как основополагающем признаке праве. Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое. Первое направление сформировалось в рамках зарубежного правоведения, связано преимущественно с именем Г. Кельзена, и именуется нормативистским. По Кельзену, праву как миру должного противостоит мир сущего или сама социальная жизнь. Юридические нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным общественным отношениям, а формально-юридическими установлениям государства или некоей «суверенной главной норме». Наличие этой основной нормы определяет пирамидальное построение права, при этом каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды. Право (как и государство) в понимании Г. Кельзена есть нормативно установленный и поддерживаемый правопорядок.

Второе направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным) право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых. Общность обоих направлений в концептуальном подходе: право есть некая формально признаваемая сумма норм. Преимущество нормативного понимания права заключается в том, что данный подход: фиксирует границы дозволенного и запрещенного юридическим предписаниями; содержит прямое указание на связь права с государством (хотя данная связь и представлена односторонне); фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определенны).

Для юриста — практика, применяющего право, такой подход вполне приемлем и иной, какой-то другой (более широкий) взгляд на право по вполне понятным причинам его не устраивает. Однако для непосредственных адресатов права (граждан, их объединений), равно и законодателя подобный взгляд на право представляется недостаточным.

Право при таком подходе поставлено в строгую зависимость от государства и по существу сводится к государственным установлениям, т.е. отождествляется исключительно с законодательством. Соответственно, правом признаются только те установления (нормы), которые исходят от государства. Все, что исходит от государства, т.е. все акты общего характера, как это вытекает из рассматриваемого подхода, это и есть право. А значит, то, что не исходит от государства, по этой схеме, есть «неправо». Признание монополии государства на «производство» права порождает иллюзию относительно истинной роли субъективного фактора в формировании права. При таком подходе правотворчество и правообразование отождествляются, вследствие чего нормативный юридический акт признается едва ли не единственным источником права. Практическое использование иных (неправотворческих) способов правового воздействия ослабляется, что ведет к ограничению актов саморегуляции в праве, увеличению государственного регулирования в сферах его (права) действия. Соответственно, растет массив нормативных актов, упорядочение которых юридическими средствами (инкорпорацией или кодификацией) становится невозможным.

Критикуемый подход к правопониманию не различает права и закона — одной из форм его выражения. А значит, любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, пусть он даже содержит правонарушающие предписания, ложные правовые нормы. В означенном случае правом следует также признать те законы, которые противоречат международно-правовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждение и др. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемого государством. Наконец, «узконормативный» подход объективно не в состоянии отразить деятельностный подход к праву, а следовательно, и раскрыть те движущие силы, которые как раз-то придают праву качество социального регулятора, мощной преобразующей силы в обществе. Для осмысления природы права именно в этом значении необходимо выйти за пределы традиционных представлений о праве как юридически должном, оценить его в контексте реальной системы общественных отношений и тем самым утвердить в праве деятельное начало, отображающее в себе и процессы правообразования и правоосуществления. Этим требованиям в большей степени соответствует так называемый социологический подход.

 

Билет №33

  1. соотношение и взаимосвязь государства и права. Формы воздействия гос-ва на право и права на государство.

Господствующей является точка зрения, что становление гос-ва и права – единый процесс и трудно сказать, что чему в этом процессе предшествует.

Их общее назначение состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений.

В современной лит-ре указывается на три возможные модели во взаимодействии гос-ва и права: 1. Тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2. Либеральная (право выше гос-ва); 3. Прагматическая (гос-во создает право, но связано им).

Соотношение гос-ва и права включает в себя 3 главных аспекта: единство, различие, взаимодействие.

  • Единство выражается в их происхождении, общности исторической судьбы; в том, что они выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, гарантируют права личности. Также единство понятий проявляется в правовом гос-ве; они традиционно изучаются одной наукой- теория гос-ва и права.! но сказанное не означает, что все свойственное гос-ву, свойственно и праву.
  • Различия. Гос-во – особая политико-территориальная организация публичной власти, а право – система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регулятором поведения. Государство олицетворяет силу, а право – волю.
  • Взаимодействие выражается во влиянии их друг на друга.

Воздействие гос-ва на право: государство создает право, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. Т е право – результат государственной деятельности. Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Однако и «прирожденные» права личности гос-во обязано признавать, уважать, защищать. Поэтому гос-во не может быть «посторонним наблюдателем» процессов правообразования и правореализации.

Воздействие права на государство: право легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее границы (пределы), дозволенность, обеспечивает контроль над законностью этой деятельности. С помощью права закрепляется внутренняя организация гос-ва, его форма, стр-ра, аппарат управления, статус, компетенция органов, принцип разделения властей…вся основная гос работа должна протекать в правовом режиме, в юридических формах.

 

  1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие НА в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный предполагает действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под гос территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах гос границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пр-во над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты. В федеративных гос-ах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального зак-ва. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов – в рамках их территориальных границ.

Экстерриториальность означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции.

Действие по кругу лиц: тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан, так и на иностранцев, лиц без гр-ва). Есть и исключения:

- действующее уголовное зак-во РФ распространяется не только на лиц, нах-ся на территории России, но и на ее граждан за границей. – адресность НА производна от их содержания и назначения. Некоторые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь отдельным категориям (студентам, пенсионерам…). – есть особенности действия норм в отношении иностранцев (лиц без гр-ва): им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными, обязанность сл-бы в вооруженных силах РФ). – представители иностранных гос-в наделяются правом иммунитета (вопрос об их ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем).

Бипатриды (лица с 2-ым гражданством) становятся адресатами зак-ва двух государств.

 

  1. Основания юридической ответственности. Основания освобождения от юр ответственности.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности. Без правонарушения нет ответственности.

Состав правонарушения – научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения.

Про юр состав правонарушения см. билет 24.

Основания освобождения от юр ответственности.

При рассмотрении данного вопроса необходимо отличать основания исключения юр ответственности и основания освобождения от ответственности. В первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юр условий или физического состояния лица (невменяемость, необходимая оборона, крайняя необходимость, малозначительность правонарушения, казус), то во втором – ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее.

Итак, основания освобождения от ответственности:

- изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным.

- само лицо перестало быть общественно-опасным в силу последующего безупречного и добросовестного отношения к труду.

- замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным).

- условно-досрочное освобождение от наказания.

- освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних. В соотв с УК РФ: несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от угол отв-ти, если будет признано, что его исправление возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

- на основании акта амнистии.

- на основании акта помилования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.