Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые средства: понятие и виды.






Правовые средства - правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. Цели могут быть различны, но в итоге они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают: нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания…

Признаки правовых средств: - выражают собой все обобщающие юр способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; - обеспечиваются гос-ом; - выступают основными работающими частями действия права, механизма правового регулирования.

Виды прав средств. 1. В зависимости от степени сложности: - первичные (элементарные), к которым относят субъективные права и юр обязанности, поощрения, наказания, льготы, запреты… - комплексные (составные): договор, норма, институт, правовой режим. 2. По выполняемой роли: - регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты). 3. По предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные. 4. По характеру: - материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); 5. По значимости последствий: - обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь). 6. По времени действия: - постоянные (гражданство) и временные (премия).7. по виду правового регулирования: - нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей).8. по информационно-психологической направленности: с тимулирующи е (льготы) и ограничивающие (приостановления).

Билет 26

  1. Механизм правового регулирования: понятие, структура. Эффективность мех-ма правового регулирования.

Это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Или же мпр (из лекции) – показывает как работает право и представляет собой совокупность определенных рычагов, процессов, состояний, с помощью которых право достигает своей цели.

Структура мпр. 1) норма права: в них определяется круг участников, описываются условия, при которых норма права вступает в действие и также формулируются модели поведения. 2) акты применения права: представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Акт применения права влечет возникновение субъективных прав и обязанностей. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном м/д нормой и результатом ее действия. 3) юридический факт: это жизненные обстоятельства, которые порождают действие правовой нормы и являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения. Иногда 1 юр факта недостаточно, необходим юр состав. 4) наличие индивидуально-правового акта, но не всегда он нужен. Этим актом может быть договор. В ряде случаев необходим правоприменительный акт. Следует помнить, что индивидуально-правовой акт, в том числе и правоприменительныйсам по себе является юр фактом. 5) п равоотношени я – прав связь м/д субъектами, их взаимные права и обязанности.6) реализация субъективных прав и юр обязанностей если для реализации прав и обязанностей нет необходимости в индивидуально-правовом акте, то тогда имеет место простой механизм прав регулирования, если же акт необходим, то говорят о сложном мпр.

Эффективность мпр – это соотношение м/д результатом прав регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности: - совершенствование правотворчества, создание такого положения, при котором соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. – совершенствование правоприменения. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, т к нормативное регулирование без индивидуального превращается в формализм, а правопррименение без нормативного – в произвол.- повышение уровня правовой культуры субъектов права.

  1. Правовая система общества: понятие и стр-ра. Типология правовых систем: основания, классификации и виды.

Правовая система – совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, санкции, ответственность…). Это средоточие разнообразных юридических явлений.

Право является стержневым элементом правовой системы, но помимо него пс включает в себя: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание…исчерпывающего перечня нет.

Следует отметить, что правовая система – это не конгломерат разнородных и не связанных друг с другом элементов, а сложное разноуровневое, динамическое государственно-правовое образование. Современная теория права должна подняться на новый уровень обобщения, чтобы можно было глубоко и всесторонне анализировать и оценивать сегодняшнюю правовую реальность как целостный феномен, систему: 1) отдельные ее компоненты достаточно хорошо изучены (право, правоотношения..), поэтому надо их синтезировать в одном понятии «правовая система», чтобы лучше отразить общую картину. 2) возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в согласованном виде. 3) системное видение любого явления – залог его адекватного и глубокого осмысления.

Элементы правовой системы (из лекции): - нормативный массив, в частности законодательство; - правоприменительная практика, т е деятельность судов и иных правоприменительных органов; - юр практика, т е деятельность адвокатов; - система правоохранительных и судебных органов; - правовая наука; - неправовые элементы, которые влияют на право: культура, религия, ментальность.

Классификация означает распределение национальных систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире различают следующие правовые массивы: - национальные правовые системы; - правовые семьи; - группы правовых систем.

· Национальная прав система – конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики, господствующей правовой идеологии отдельной страны (гос-ва).

· Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Выделяют: правовые семьи общего права, романно-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую.

1. романо-германская правовая система (семья): исторические корни этой семьи относятся к римскому праву. - Основным источником является нормативный акт (есть кодексы). – знает деление на отрасли права, на материальное и процессуальное право, частное и публичное. – норма права сформулирована как абстрактное правило поведения, единое для множества случаев. – судья не обязан следовать ранее принятому решению другого суда; судья, решая дело, осуществляет лишь процесс квалификации. Н-р: Япония, Китай, Вьетнам, Лаос.

2. семья общего (англосаксонского) права: в качестве источника права – суд прецедент. В настоящее время увеличилось кол-во законодательных актов, но они бездействуют до тех пор, пока не появится судебная практика. Редко в кач-ве источника принимается обычай, еще реже – правовая доктрина. – не знает дуализма, т е деления на частное и публичное, материальное и процессуальное. Английские юристы утверждают, что нельзя разделить право на частное и публичное, поскольку в этом случае гос-ву отводится особое место и это противоречит английским либеральным принципам: гос-во не должно быть чем-то особенным по сравнению с человеком. Отсюда все английское право построено на принципах частного права. Кроме того, в англ понимании право- процессуальное право. например, законным является то решение, которое вынесено в соответствии с процессуальными нормами. А процессуальные нормы – нормы прецедентов, нигде не записаны, это сложившийся обычай.

В англ праве присутствуют 2 нормативные системы – общее право и – право справедливости. Соответственно есть суды общего права и права справедливости. Общее право – прецедентное право (зародилось в 16в.). право справедливости возникло в 14 веке, когда король принял на себя право и обязанность самому рассматривать дела независимо от законов, прецедентов, основываясь на чувствах морали, справедливости. Позже эти ф-ии были переданы премьер-министру, теперь же – суды справедливости. Гражданин вправе обратиться либо в суд общего права, либо суд справедливости, но решения последнего не подлежат обжалованию. Суды справедливости существуют только в Англии. Например: Англия, Америка, Австралия, Канада, Индия….

3. мусульманское право. главный источник права – Коран («чтение»), сунна (жизнеописание пророка), но она признается только в арабских странах у суннитов. Шииты сунну не признают. Есть еще и иджма – комментраии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

Основным источником является правовая доктрина. В наст время существует более 24 школ мусульманского права. Кроме того, источником явл-ся решение совета духовных лиц в определенном регионе, которое должно быть провозглашено в мечети. Решение выносится мусульманскими судьями – кади.

 

  1. Способы и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Различают 3 варианта соотношения нормы права и статьи нпа или, что одно и то же, три способа изложения юр норм в статьях нпа.

1. норма права и статья закона или другого НА совпадают. В этом случае в статье наличествуют все 3 элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Пример – любая норма особенной части уголовного права. 2. Норма права изложена в 2-х или нескольких статьях одного и того же НА или даже другого НА. 3. в одной статье НА содержатся две или несколько юр норм. Например, ст. 14 СК РФ: Не допускается заключение брака между:

-лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

-близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

-усыновителями и усыновленными;

-лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из четырех частей представляет собой отдельную правовую норму. Большинство статей особенной части УК РФ состоит из 2-х или более частей, каждая из которых – самостоятельная норма права.

 

Билет №27.

  1. Понятие и признаки гос-ва. Плюрализм в понимании и определении гос-ва.

Государство – особый тип организации общества, оно обладает рядом признаков.

Признаки: 1. наличие населения. Население – субстанция гос-ва, фактор, который обусловил возникновение гос-ва.в 8 веке до н.э. имел место резкий рост населения. Чем он обусловлен неизвестно. Есть предположения, что это: отсутствие болезней, изменение климата, расположение населения на комфортной территории. Увеличение плотности населения вызвало необходимость в организации более эффективного управления, чем до этого времени. Если в условиях небольшого общества достаточно было одного уровня управления (вождь, совет старейшин), то с увеличением населения появилась необходимость в центральном местном управлении. Различные миграционные процессы, изменения в экономике повлекли за собой стратификацию общества. Она усилила деление по гендерному критерию, по возрастному, по критерию рода занятий. Постепенно общество становится сложным. В любом общ-ве, которое стратифицировано появляются внутренние конфликты. Отсюда необходимость разрешения и недопущения конфликтов, необходимость в безопасности и стабильности. И население готово поступиться своими частными интересами, чтобы достичь общего блага. Силой, которая не допустит эти конфликты, становится власть, которая впоследствии перерастает во власть государственную. 2. Публичная власть. Это группа людей и материальных средств, которые осуществляют управление и издают общеобязательные веления. Изначально при родовом строе основой власти был авторитет (харизма). Однако постепенно с усложнением правления власть теряет личностные черты и обретает статус механизма, т е гос-во – это неперсонифицированная личность. Первый орган, который отделяется от общества и работает на проф основе – суд. Именно он выполняет главную функцию гос-ва- разрешение конфликтов. Выделение суда – решающий фактор на пути к гос-ву. Постепенно иной облик приобретает армия. Если в догосударственный период не существовало проф армии (все мужчины воевали), то в гос-ве основой армии становится найм (контракт), т е армия становится профессиональной. Также постепенно формировалась религиозная элита. В храмах обычно сосредотачивались большие материальные ресурсы. 3. Наличие территории. Территория становится связующим звеном вместо кровной связи. В ряде стран территория предопределяет принадлежность к гос-ву «право почвы». Территория гос-ва должна отвечать требованию: эту территорию должно признавать международное сообщество. 4. Наличие налогов и сборов. Появляются они с момента профессионализации: люди, занятые в управлении, получают жалование и их деятельность становится главным источником дохода. Устанавливается взимание налогов и сборов для содержания управленческого аппарата. 5. Суверенитет – верховная власть. Термин появился в конце 16 века и означал независимость гос власти (королевской), которая ответственна только перед Богом и независима от общества. В настоящее время выделяют внутренний и внешний суверенитет. Внутренний – монополия гос-ва на правотворчество, правоприменение и принуждение. В настоящее время широко распространен разделенный суверенитет – гос-во отдает часть своего сув-та международным организациям (н-р: ЕС).

Основные подходы к пониманию гос-ва (плюрализм):

Еще древнеримский философ Цицерон определял гос-во как общий правопорядок. Его последователи: основатель нормативистской теории права – Кельзен, русский философ – Струве.

Иной позиции придерживался правовед Коркунов. Он утверждал, что государство – общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам гос-ва. Многие рассматривали гос-во как организацию правопорядка, усматривали в нем суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение гос-ва как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми и власти. Государствовед Дюги выделял 4 элемента гос-ва: - совокупность человеческих индивидов; - определенную территорию; - суверенную власть; - правительство. Ссылаясь на данное определение одни авторы отождествляли гос-во со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков гос-ва называли его принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но гос-ва тут не было».

Сторонники психологической теории права утверждали: государство – не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, психическая связь между ними.

Энгельс: «гос-во есть ни что иное, как машина для подавления одного класса другим». Ленин: «гос-во есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Эти определения подходят к тираническим и диктаторским гос-ам.

Современное понимание (С.С. Алексеев): государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность, правопорядок.

 

  1. Законодательный процесс в РФ. Его стадии и особенности.

Законодательный процесс - это явление государственной, общественной жизни, присущее любому демократическому обществу. Продуктом законодательного процесса являются нормы права, облеченные в форму закона, что подчеркивает важность изучаемого явления в правовом демократическом государстве, одним из фундаментальных признаков которого является верховенство закона.

В настоящее время в России сложилось несколько подходов к содержанию законодательного процесса, а также к термину, определяющему указанное явление.

1. Так, ряд авторов сводят понятие процесса к деятельности законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов. 2. Другие исходят из определения законодательного процесса как совокупности стадий, следующих одна за другой, а именно принятия, одобрения и обнародования законов Российской Федерации Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ. Эти подходы в любом случае сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно непризнание советским государственным правом принципа разделения властей. Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.

В обоснование данной точки зрения - Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П. Исходя из смысла положений указанного дела, становится ясно, что Президент РФ является участником законодательного процесса в РФ посредством стадий подписания и обнародования закона. Следует учесть аналогичную практику и в субъектах Российской Федерации, где подобные функции исполняет глава исполнительной власти в субъекте РФ.

Российская Федерация относится к группе стран с широким перечнем субъектов законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе, для сравнения уместно привести пример Соединенных Штатов Америки, где законодательная инициатива может быть реализована только парламентариями. Некоторые авторы говорят о так называемом упадке законодательной инициативы парламентариев, о тенденции к усилению инициативности органов исполнительной власти. Не исключается такая тенденция и в Российской Федерации.Помимо указанных субъектов проблемным статусом в России обладает народная законодательная инициатива, применяемая в ряде стран. В связи с этим нельзя не отметить Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183 " О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса " Российская общественная инициатива". Небезосновательно полагать, что демократизация процесса в контексте указов, а также концепции общественной экспертизы проектов - это тенденция развития законодательного процесса в РФ. Помимо права законодательной инициативы ряд субъектов обладают значительными полномочиями на других стадиях процесса. Огромную роль в федеральном процессе играет Президент РФ на стадии подписания принятого закона, при возможности применения отлагательного вето, возвращения законопроекта в парламент без рассмотрения, а также при обращении к Федеральному Собранию РФ с посланием, в котором, по сути, содержится план законопроектной работы Президента РФ. Правительство РФ имеет ряд полномочий по вынесению заключения на законопроекты по финансовым вопросам. Участника

Приведенные выше положения доказывают несостоятельность традиционных подходов к понятию законодательного процесса в современных условиях ввиду усложнения субъектного состава процесса, включения в него не только органов законодательной власти, но и других ветвей власти, а также общественности и увеличения количества стадий при осуществлении процесса, в том числе факультативной стадии всенародного обсуждения. Способствует усложнению понятия законодательного процесса тенденция интенсификации федеративных отношений, выражающаяся в наличии особенных видов законодательного процесса на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, законодательный процесс - это деятельность определенных Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, включая рассмотрение, обсуждение, в том числе с привлечением общественности, принятие, подписание и обнародование, изменение и отмену законов Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также конституций, уставов изаконов субъекта Российской Федерации.(Пискунова Е.А.).

Стадии законтворческого процесса: - законодательная инициатива; - обсуждение законопроекта; - принятие закона; - обнародование.

 

  1. Публичное и частное право, критерии их разграничения.

Публичное и частное право являются выражением правового дуализма. В лит-ре встречается мнение, что публичное и частное право появляются объективно, независимо от воли людей. Т е зак-ль интуитивно приходит к выводу, что одна сфера общественных отношений требует одного вида регулирования, а другая другого. Отсюда вся логика правового регулирования требует деления права на частное и публичное. Вместе с тем, представители англосаксонской правовой системы отрицают этот факт. Утверждают, что право должно существовать только как частное право и нельзя гос-ву придавать особый правовой статус. Впервые право на частное и публичное поделилось в Древнем Риме в 1 веке н.э. – Ульпианом. Но после падения Римской империи такое деление было забыто и только к концу 18 века во Франции юристы стали говорить о существовании частного и публичного права. Сейчас существует 3 критерия их классификации (условно):

  • Интерес: частное предназначено для защиты интересов субъектов, публичное защищает общее благо. Однако этот критерий не безупречен т к их отличить бывает сложно: невозможно защитить публичный интерес, не защищая частный и наоборот.
  • Правовой статус субъекта. Этот критерий практически бесспорен. В сфере частного права субъекты равны между собой, отношения власти-подчинения отсутствуют. В публичном же праве 1 лицо властный субъект, другое – подчиненный.
  • Метод правового регулирования. Он подвергается критике. Поскольку оба метода: и императивный, и диспозитивный присутствуют в частном и публичном праве (см. в вопросе методы правового регулирования). Вместе с тем, императивный более характерен для публичного права.
  • В юр лит-ре встречается мнение, что необходим еще 1 критерий – способ защиты своего права. В частном праве субъект сам может защитить свой интерес, в публичном – лицо всегда обращается к гос-ву. Этот критерий не выдерживает критики, т к в абсолютном большинстве случаев лица обращаются к гос-ву.

Билет №28

  1. Разделение властей как принцип организации и деятельности гос аппарата. Механизм «сдержек и противовесов» властей в РФ.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статута и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Ш. Монтескье.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.»

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он – арбитр в спорах о праве.

Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа неизбежно приводит к разделению труда между органами государства, в результате чего обеспечивается повышение эффективности их деятельности (поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе), создаются условия для роста профессионализма их работников. Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую проблему – создать непрерывно действующий конституционный взаимоконтроль высших органов государства, чем предупреждаются сосредоточение власти в руках одного из органов и установление диктатуры. Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает их авторитет в обществе.

Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые возможности для негативных последствий. Нередко законодательные и исполнительные органы стремятся переложить друг на друга ответственность за неудачи и ошибки в работе, между ними возникают острые противоречия и др.

Система сдержек и противовесов - разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125)

 

  1. Право: понятие, признаки, сущность. Основания различных подходов к пониманию права.

Право – система норм, правил поведения, которая характеризуется рядом признаков: - связь с государством: право либо устанавливается гос-ом, либо им санкционируется. Когда право устанавливается гос-ом это значит, что гос-во вводит новые правила поведения, которые не существовали до этого момента. Введение новых норм может производиться всеми ветвями власти, в том числе судебной (в Англии суд правотворческий). Второй случай, когда право санкционируется гос-ом, означает что правило поведения уже было выработано в обществе. Так происходит в англосаксонской правовой системе, поскольку в процессе договорной практики субъекты могут установить свои нормы, которые потом признаются в гос-ве. - Общеобязательность: право обращено ко всем и ни к кому в отдельности, оно имеет неопределенного адресата. Самый конкретизированный адресат права – категория лиц (пенсионеры, студенты…). Поэтому НА и будет отличаться от правоприменительного акта, что НА обращен ко всем и ни к кому, а правоприменительный акт (приговор суда) обращен к конкретным лицам, которые поименованы. – формальная определенность: право всегда существует в какой-либо форме: устной (письменной) – НА, правовой прецедент, правовая доктрина, правовой обычай, нормативный договор. – гарантированность государственным принуждением: гарантия осуществляется путем прямых запретов, путем непосредственного принуждения, путем психического принуждения (угрозы), н-р, УК РФ. Для осуществления принуждения существует специальный аппарат (следственный комитет, пр-ра).

Это все из лекции Сорокиной. Теперь из учебника про признаки права:

1. государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает гос волю общ-ва, обусловленную экономическими, национальными, религиозными и др условиями его жизни. Гос-во учитывает и корректирует противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной. 2. Нормативный характер права закл-ся в том, что право как государственная воля общ-ва проявляется вовне, выступает не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном гос-ве юр норм в их материалистическом понимании. 3. Властно-регулятивный характер права. Для характеристики этого признака недостаточно отметить, что право есть социальный регулятор, т к подобного рода роль регулятора выполняют также обычаи, мораль… в сравнении с ними право – особый, а именно государственный регулятор. Данный признак проявляется еще и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от др социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с гос-ом. Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на общественные отношения влечет для их участников определенные юридические последствия. Право выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного.

!!! Правосистема общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и властный характер; издаются или санкционируются гос-ом и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания, возможностью гос принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права в том, что оно выражает обусловленную реальной жизнью государственную волю общества. А содержание права составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание конкретизирует сущность права данного общ-ва во всем многообразии составляющих его правовых норм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.