Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохроппостью (асинхронией) протекания возрастных процессов.






Неравномерность темпа развития обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.

Гетерохронность (меж- и внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида. Это обусловливает явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др.

Характеристика возраста в культурно - исторического теории Л.С Выготского

Возраст, по ЛС Выготским, - это качественно особый этап психологического развития, который характеризуется совокупностью изменений, которые и определяют своеобразие структуры личности на данном этапе развитияОн рассматривал возраст как эпоху, степень, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития, а общие законы развития отмечаются своерид днест проявлениеву.

При переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новообразования, которых не было в предыдущие периоды, и перестраивается весь ход развитияОсобенности возраста определяются совокупностью многих условий: системой требований к ребенку на данном этапе его жизни, сущностью взаимоотношений с окружающими, тип деятельности, которой она овладевает, способами овлодения. Выготский вводит также понятие возрастного кризиса как целостных изменений личности ребенка, возникающие при изменении стабильных периодов, как переломных точек на кривой детского развития, отделяющие в один возрастной период от другого.Поведенческие показатели возрастных кризисов - упрямство, негативизм, конфликтность и др. - ЛС Выготский считал необходимыми и отражающими единство негативной и позитивной сторон кризисаЕго концепция отличалась от всех современных ему теорий всеми исходными положениями.Основными условиями развития западные психологи считали наследственность и среда, а источник развития видели в самой природе индивида, рассматривая в результате развитие как приспособление к окружающей средеЛС Выготский считает, что источником развития высших психических функций является среда Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества между людьми ин- терпсихична и лишь потом становятся индивидуальными (интрапсихической).Отношение к среде с возрастом меняется Меняется и роль среды в развитии, влияние которого опосредуется переживаниями ребенка

ЛС Выготский сформулировал законы психического развития ребенка: детский развитие происходит неравномерно во времени: год жизни младенца с темпом развития не соответствует роковые жизни, например, подростка;

- развитие психики представляет собой цепочку качественных изменений, процесс, в котором осложнения и количественные изменения психических функций переходят в качественные, существенные и приводят к скачкообразных качественных новообразований Восприятие, память, мышление ребенка отличается от взрослого не тем, что они менее развиты, они просто качественно иные, чем у взрослого

- неравномерность детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

- закон развития высших психических функций, которые, возникают сначала как внешние, интерпсихическая, а затем переходят во внутренние, интрапсихической Высшие психические функции характеризуются в опосредованность, осведомлённостью, произвольностью, системностью, формируются при жизни в результате овладения орудиями, средствами и развиваются в связи с обучениям.Концепция ЛС Выготского не была подтверждена экспериментальными фактами, а потому долгое время, как отмечают психологи-современники, считалась лишь гениальной догадкой Кроме того, как считают они, схема с сознания ЛС Выготского носит интелектуалистичний характер, поскольку в ней рассматриваются лишь познавательные процессы без учета мотивационно-потребностной сферы личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.