Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория социального научения (Дж. Роттер ,А.Бандура)






Теория социального научения – когнитивная теория личности второй половины XX в., разработанная американским психологом Роттером. Согласно теории социального научения, социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью понятий " поведенческий потенциал", " ожидание", " подкрепление", " ценность подкрепления", " психологическая ситуация", " локус контроля". Под " поведенческим потенциалом" понимается вероятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразумевается, что каждый человек обладает определенным потенциалом и набором действий и поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни. " Ожидание" в Теории социального научения относится к субъект, вероятности того, что определенное подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личности В Теории социального научения различаются ожидания, специфичные для одной ситуации (специфические ожидания), и ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт различных ситуаций. " Психологическая ситуация" такова, какой ее воспринимает личность Особо важным является роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека и на психологическую ситуацию.Роттер определяет " ценность подкрепления" как степень, с которой личность при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому. На поведение человека влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то – материальные ценности или более чувствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид, различия в личностном предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания, ценность подкрепления основана на опыте личности и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами. Предсказание вероятности поведения личности в некоей ситуации базируется на двух основных переменных – ожидании и ценности подкрепления. В Теории социального научения предлагается формула для прогноза поведения личности, базирующаяся на основных понятиях теории: поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.

Поведенческий потенциал включает пять потенциальных " техник существования": 1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха и служащие основанием социального признания; 2) поведенческие реакции приспособления, адаптации, которые используются как техники согласования с требованиями др. людей, обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенческие реакции, используемые в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (например, такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. д.); 4) техники избегания – поведенческие реакции, направленные на " выход из поля напряжения", уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенческие реакции – это может быть и физическая агрессия, и символические формы агрессии типа иронии, насмешки, интриг и др.В Теории социального научения выделяются шесть видов потребностей, применимых к прогнозу поведения: 1) " статус признания", означающий потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей; 2) " защита-зависимость", определяющая потребность личности в защите от неприятностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей; 3) " доминирование", включающее потребность влиять на жизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними; 4) " независимость", определяющая потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других; 5) " любовь и привязанность", включающие потребность в принятии и любви других; 6) " физический комфорт", включающий потребность в физической безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий. вии.Роттер предполагал, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности. В сочетании они составляют основу формулы общего прогноза: потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Базовое понятие генерализованного ожидания в Теории социального научения – интернально-экстернальный " локус контроля", базирующийся на двух основных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для опред. личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется " Шкала интернальности-экстернальности" Роттера. Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность – интернальность является конструктом, который следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную " экстернальность", а на другом – " интернальность"; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части всередине.Интерналы в большей степени уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других. Экстерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.

В целом в Теории социального научения подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич. инструментарий, разработанный в Теории социального научения, активно и плодотворно используется в эксперимент. исследованиях личности..Согласно данной теории врождёнными являются только элементарные рефлексы и границы возможностей человека. Любое поведение человека социально обусловлено. В основе поведения человека лежат навыки, которым человек научается в процессе жизни.Согласно мнению А.Бандуры, реакция человека на стимул опосредована когнитивными процессами. А. Бандура выделяет 5 основных когнитивных способностей человека:

1. символизация – создание символов и образов, выходящих за пределы сенсорного опыта;

2. предвидение – предвидение последствий своего поведения;

3. опосредование – обучение через наблюдение за поведением других людей;

4. саморегуляция – наличие внутренних стандартов для оценки и коррекции своего поведения;

5. самоанализ – рефлексивная оценка своего опыта и мыслительных процессов.

А. Бандура вводит понятие человеческой агентности.Человеческая агентность – это способность осуществлять самоуправление через контроль над мыслительными процессами, мотивациями и действиями.Одной из основных идей теории социального научения является идея триадического взаимного детерминизма. А. Бандура считает, что взаимно детерминированными являются следующие три фактора:

· поведение человека,

· когнитивные и личностные факторы

· и влияние окружающей среды.

Таким образом, поведение – это результат сложного взаимодействия внешних событий и внутриличностных детерминант. В качестве внутриличностных детерминант выделяются наследственные особенности, приобретённые навыки, рефлексивное мышление и самоинициатива.

А. Бандура выделяет 2 основных механизма формирования поведения:

a. Научение через наблюдение (викарное научение). Согласно мнению А. Бандуры, этот вид научения является ведущим. Человек будет следовать наблюдаемому поведению при следующих условиях:

- поведение явно приносит внешние выгоды;

- поведение внутренне положительно оценивается;

- поведение приносит пользу человеку, который его демонстрирует;

- поведение можно внешне наблюдать.

Научение через наблюдение не обязательно требует внешней награды, поскольку оно получает внутреннюю награду через когнитивные процессы (например, положительная оценка поведения и его последствий).

b. Научение в действии или научение через опыт. Согласно мнению А. Бандуры, это наиболее распространенный способ научения. Совершение какого-либо действия влечет за собой определенные последствия. Вероятность появления определенного поведения повышается, если его последствия внутренне положительно оцениваются.Согласно мнению А.Бандуры, можно выделить 3 мотивационные системы, определяющие поведение человека:

1. внешние мотиваторы – это внешние последствия конкретных действий человека, усиливающие или ослабевающие эти действия в дальнейшем. 2. косвенные мотиваторы – знания, полученные в процессе наблюдения за поведением других людей. 3. внутренние мотиваторы или мотиваторы саморегуляции включают в себя 3 подпроцесса:

- самонаблюдение – получение информации о своем поведении;

- оценочный процесс – внутренняя оценка своего поведения;

- самореагирование – способность влиять на свое поведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.