Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественно-научная и культурно-историческая парадигма в исследовании психического развития






Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий “биологизаторского”, “натуралистического” и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм висследовании детского развития: естественнонаучной и культурно-исторической. Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие “парадигма” как “признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений”. Обухова считает, что понятие “парадигма” ориентирует психологов на осознание основополагающих установок психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней открытости российской науки, при знакомстве психологов со множеством различающихся подходов и концепций.

Естественно – научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории возрастной психологии, и на современном этапе ее развития. Принципиальные натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают новые концепции и направления изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях: этологическое, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой парадигмы накоплено множество эмпирических фактов о содержании и условиях психического развития, проведены плодотворные исследования, проанализированы основные аспекты человеческой жизни и психики: поведение, интеллект и эмоционально-волевая сфера.

Две парадигмы в исследовании психического развития:

Источник развития Внутри индивида, в его природе (е-Н) В социальной среде (как в “пространстве” существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой реального развития) (к-и)

Факторы (движущие силы) развития Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстановка развития, в сходном значении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды (е-н) Обучение, деятельность самого ребенка (к-и) Условия развития Наследственность и среда (е-н) Морфофизиологические особенности мозга; общение (к-и)

Форма (трактовка процесса) развития Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по аналогии с развитием биологического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта (е-н) Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом (к-и)

Понимание хода (направления) развитии От индивидуального гуманоидного состояния к социальному существованию (социализация)(е-н)От социального к индивидуальному (индивидуализация) — по механизму интериоризации (к-и) Специфика развития человека Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биологическим законам (е-н) Подчиняется действию общественно – исторических законов(к-и)

Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать упрощенного, эклектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или даже фактов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.