Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение контраста и нюанса в композиции. Приведите соответствующие примеры.






Контраст – резкое различие элементов композиции – мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противополож- ных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Это резкое различие элементов, пред- метов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и пр. Выделяют одномерный контраст, когда идет различие по одной категории, и многомерный контраст – противопоставление по не- скольким категориям [12, 19]. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, вы- ражает энергию и силу произведения. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Кон- трастные же отношения, противопоставляя основные элементы, ха- рактеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. В одной композиции могут одновременно существовать несколько видов контраста. Их соединение усиливает эффект про- тивопоставления. Так, светлая крупная форма выглядит более кон- трастной по сравнению с маленькой темной формой, чем формы разного размера, но одной силы тона. Контрастными могут быть и такие характеристики формы, как ее зрительная тяжесть и легкость, замкнутость и раскрытость и т.д. Сочетание в одной композиции статичных и динамичных элементов также представляет собой при- мер контраста. Недостаточная сила контраста может не сыграть свою роль в достижении художественной выразительности, а очень сильный контраст может зрительно разрушить композиционное единство. Поэтому степень контраста ограничивается такими тре- бованиями, которые сохраняют цельность впечатления. Например, " бесконечный" метрический ряд вертикальных членений главного фасада здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге построенного зодчим А.Д.Захаровым, остановлен контр­астными элементами — портиками Автор постройки использовал раз личия элементов своей композиции в форме, положении в пространст ве, противопоставив вертикаль горизонталь по величине (рис. 135)

Положение контрастных эле­ментов в композиции не является произвольным, а определено необ­ходимостью выявления

 

Нюанс. Важную роль в композиции играет нюанс, сущность ко- торого составляет плавный и незначительный переход характери- стики элементов композиции в сторону усиления или ослабления. При нюансе нет четко выраженных противоречий: он призван вы- явить оттенки, помогая избежать монотонности. В нюансных фор- мах больше сходства, а различие совсем небольшое. Нюансные от- ношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, раз- меру и пр., обогащают форму игрой оттенков, деталей. Само слово нюанс означает отклонение, едва заметный переход. Если при кон- трастном сопоставлении, например белого и черного, мы видим только эти два тона и ясно выраженные грани между ними, то при нюансном существует последовательный переход от белого через градации серого к черному. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством вы- ражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст в первую очередь проявляется в сталкивании пред- мета и пространства, объема и плоскости, а затем в отношениях меж- ду предметами, пятнами, линиями по размеру, по форме, цвету, по направлению движения и прочим проявлениям элементов формы. Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помо- щью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст – различие, нюанс – и сходство, и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений [6, 12]. Если же мы видим полное сходство элементов по размерам, форме и другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве

Фасады Древнерусских храмов Владимиро-Суздальской школы, а также Успенского собора Московского Кремля практически не содержат контрастов в пластическом решении.

ренессансных палаццо. И в том, и в другом случае убывание качества формы — величины — по вертика­ли по направлению вверх осуществ­ляется за счет нюансных различий между ее элементами

 

Билет №17 1 Основные факторы (требования) формирования жилого помещения – квартиры.

Общие положения проектирования квартир

Квартира, как главный элемент жилища, имеет большую социальную значимость. Она была и остается основой благосостояния и бытового благополучия семьи, являющейся, в свою очередь, первичным звеном нашего общества.

Квартира, или жилая ячейка - это та микросреда, в которой человеку в разные периоды его жизни приходится проводить от 40 до 100% своего времени. И чем полнее и лучше занимаемая семьей квартира будет удовлетворять потребности как отдельного члена семьи, так и семьи в целом, тем успешнее они смогут реализовываться. Эта двойственность требований, на которую в свое время указал Корбюзье, и является отправной позицией при проектировании любой квартиры - т.е. она всегда должна быть местом свободы личности и местом, благоприятствующим развитию и упрочению семейных контактов.

Понятия " жилая ячейка" и " квартира" стали в терминологии литературных и устных изложений применяться как синонимы, хотя это не совсем так. Понятие " жилая ячейка" обобщает целый круг архитектурно-планировочных воплощений жизнедеятельности семьи - это и квартира, и индивидуальный жилой дом, и комната в общежитии, домах-интернатах и пр.; понятие " квартира" по своему содержанию более конкретно и связано с принадлежностью ее к определенному типу жилого дома.

Проектирование квартир для массового жилого строительства имеет свою специфику, обусловленную теми принципами и особенностями, которые непосредственно вытекают из планомерно решаемой задачи - обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Отсюда и первый принцип проектирования - каждому типу семьи своя квартира.

Данные о структуре населения по размеру семей служат исходными для выявления соответствующего состава типов квартир в доме, комплексе или застройке района, которые всегда находят отражение в заданиях на проектирование. Поэтому в каждом случае должна разрабатываться определенная номенклатура различных типов квартир с различным числом жилых комнат. Это и составляет одну из особенностей проектирования квартир для массового жилого строительства.

Численный состав семьи таким образом - один из основных типообразующих признаков жилой ячейки. Именно числом человек, на которое рассчитывается квартира, определяется ее размер, общая и жилая площади.

Жилую площадь квартиры составляет сумма площадей всех жилых комнат; общую - площади всех помещений квартиры.

Жилая площадь на человека в настоящее время принята как основной показатель при распределении жилища, общая площадь квартиры служит основой при ее проектировании.

Наряду с задачей обеспечения каждой семьи квартирой, существует необходимость создания всем проживающим в ней определенного и равноценного уровня комфорта. Эта задача глубоко демократического характера обязывает проектировщика при разработке квартир конкретной номенклатуры наделять их равноценными качествами. Ни одна квартира в проектируемом доме не должна быть ущемлена по отношению к другим. Равноценность квартир обеспечивается соответствующими планировочными приемами, единым уровнем гигиенических условий, санитарно-технического оборудования и всем тем, что может характеризовать степень комфортабельности проживания в жилой ячейке. В качестве примера, иллюстрирующего изложенную идею, можно указать на жилой комплекс в Калининграде, где все четыре типа квартир решены на развитии одного планировочного приема, при этом каждая квартира имеет остекленную веранду и лоджию при кухне. В следующих примерах также установлены относительно равные условия для организации быта и отдыха семей.

Равноценность квартир, таким образом, второй принцип, их проектирования в массовом жилище. Этот принцип позволяет получить на каждом данном этапе жилищного строительства относительно стабильный уровень комфорта и равные условия проживания в квартирах.

Хотя численный состав семей и основной типообразующий признак формирования жилых ячеек, но этого недостаточно. Необходим всесторонний учет требований, связанный с жизнедеятельностью семьи в своей квартире. Как известно, запросы различных семей могут быть различны. Даже в рамках семей одной численности требования проживающих к своей квартире могут не совпадать. Здесь проявят себя возрастные особенности, родственные связи членов семьи, социальный статус ее и каждого из ее членов - словом, что ни семья, то будет свой образ жизни. Проявят себя и определенные традиции, национальные особенности в организации быта. Все это говорит о том, что многообразие потребностей может оказаться непредсказуемым. Поэтому для проектирования квартир массового жилого строительства служат обобщенные научно-разработанные положения по функциональной организации, отражающие типичные и прогрессивные формы бытовой жизнедеятельности большинства семей. На основе их разрабатываются нормы и рекомендации по оптимальному использованию всех помещений квартиры.

Вопросы экономики в строительстве массового жилища никогда не перестанут быть одними из важнейших принципов его проектирования. Что касается квартиры, то при ее формировании принцип экономики выступает в виде требования создания максимальных удобств и комфорта при предельно экономичном и рациональном использовании ее пространства. Этот принцип утверждается в процессе проектирования через систему показателей, характеризующих относительную экономичность квартир.

Следует учесть, что возможности любых модификаций квартиры, предназначенной для определенного состава семьи, не могут решить проблему сохранения комфорта в случаях увеличения семьи на два человека. При этих обстоятельствах требуется смена квартиры.

 

Во всех квартирах секции предусмотрены большие светлые передние с лоджиями при них (курсовой проект) МАрхИ) (а). Проходная общая комната — общий принцип планировочной организации всех квартир в доме (ФРГ) (б).

Экономическим ограничителем проектирования квартир являются строительные нормы и правила, которые время от времени совершенствуются, отражая, с одной стороны, возможности государства, реализуемые в жилищном строительстве, а с другой - научные, типологические и гигиенические обоснования.

В настоящее время действует СНиП 2.08.01-89 " Жилые здания". В них отсутствует регламентация на состав жилых, отчасти, и подсобных помещений, характерная для предшествовавших норм. Теперь он назначается проектировщиком, а увеличенные пределы общей площади квартир, явившиеся результатом повышения норм жилой площади на человека раскрывают широкие возможности для разработки качественно новых архитектурно-планировочных схем жилых ячеек.

Увеличение размеров жилой ячейки и норм заселения еще не может гарантировать эксплуатационной полноценности жилища. Качество квартиры, уровень ее комфортабельности зависят от показателей использования помещений. Дело в том, что из всех жилых помещений квартиры комнаты, предназначенные для сна, а большей степени обусловлены демографическими и функциональными требованиями. Если двухместная спальня для супругов закономерна, то при размещении двух спальных мест в одном помещении, предназначаемых другим членам семьи, необходимо учитывать их пол, возраст и родственные связи.

Исходя из условия, что все проживающие в квартире должны иметь возможность независимого удовлетворения своих потребностей в удобное для них время, становится очевидным, что то или иное размещение спальных мест по помещениям будет характеризовать и соответствующий уровень комфортабельности в жилой ячейке. В итоге это будет означать - как соотносится число членов семьи к числу комнат в квартире. Это соотношение принято выражать в виде формулы, в которой число жилых комнат в квартире обозначается буквой К, а число членов семьи - буквой Н.

Общесоюзное жилищное законодательство не устанавливает единой нормы жилой площади на одного проживающего. В Основах жилищного законодательства СССР указывается, что " норма жилой площади устанавливается законодательством союзных республик в размере не менее 9 м на одного человека". Жилищным кодексом РСФСР норма жилой площади установлена в размере 12 м на человека, в Армянской ССР она составляет 9 м на человека, в УССР - 13, 6 м на человека и т.д. Жилищное и жилищно-строительное законодательство. Справочное пособие. - М.: Стройиздат, 1986.

Для квартир, проектируемых по норме жилой площади 9 м /чел. наиболее характерна формула расселения в виде К=Н-1, т.е. число жилых комнат в квартире уступает на одну единицу числу членов семьи. Например, двухкомнатная квартира, имеющая в своем составе спальню и общую комнату, заселяется семьей из трех человек. В квартирах же, предназначенных для крупных семей, как правило, проектируется не одна двухместная спальня, поэтому формула расселения может стать К-Н-2 и, даже К=Н-3. Значит, в этих условиях будет неизбежным размещение спальных мест во всех жилых, включая и общую, комнатах. Так и заселялось абсолютное большинство квартир прошедшего периода.

С повышением нормы жилой площади до 12 м/чел. в ходе экспериментального проектирования доказано, что одна из жилых комнат может оказаться свободной от спального места и тогда расселение становится возможным по принципу - комната на человека, т.е. по формуле К=Н.

Здесь же на рис.3 представлены две квартиры, рассчитанные на заселение семьями, состоящими из четырех человек. Квартира " в" - трехкомнатная с двумя двухместными спальнями, иллюстрирует форму заселения по принципу К=Н-1. Считать, что подобные квартиры не нужны, было бы неверно. Они вполне удовлетворяют многие типы семей из четырех человек. Другая квартира " г", с близкой по величине общей площадью имеет в своем составе четыре комнаты: спальню для родителей, два помещения для других членов семьи, требующих раздельного размещения спальных мест, и общую комнату. В этом случае сохраняется принцип - комната на человека.

3. Трехкомнатные квартиры для семей, состоящих из трех человек (расчетная норма жилой площади 12 м/чел.). Заселение соответствует формуле К~Н (а, б) Квартиры, предназначенные для семей из четырех человек (расчетная норма жилой площади около 12 м/чел.) площадью, близкой к е) с тремя спальнями. Заселение по формуле.

Отсюда следует, что нельзя сделать однозначного вывода о преимуществах одного вида расселения перед другим для всех семей одного численного состава. Все зависит от их демографического типа, что проявляется прежде всего в требованиях к набору и числу помещений, предназначаемых для размещения спальных мест. Анализ изображенной схемы позволяет заключить, что требуемые разновидности таких помещений, их число и состав в жилой ячейке зависят главным образом не от размера семьи, а от ее внутренней структуры. Этот вывод подводит и к другому важному положению-на одной и той же площади необходимо проектировать квартиры разных планировочных достоинств, соответствующих разным формам образа жизни различных семей одной численности. Нормируемые общие площади на квартиру, предусмотренные действующими СНиП, при отсутствии регламентации на жилые помещения ориентируют на подобный метод, называемый вариантным проектированием квартир - метод, научно обоснованный и проверенный экспериментально.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.