Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следы рук (обнаружение, фиксация, изъятие и процессуальное оформление).






При поиске следов следует соблюдать следующие меры предосторожности:

1) использовать резиновые перчатки;

2) малогабаритные предметы брать за места, где не может быть следов, пригодных для идентификации;

 

3) охлаждённые предметы со следами не вносить сразу же в тёплое помещение, а сначала на некоторое время внести в прохладное помещение.

Следы прежде всего следует искать на гладких поверхностях, к которым мог прикасаться преступник. Для обнаружения следов предметы или поверхности осматриваются под разными углами зрения с использованием естественных или искусственных источников света.

Невидимые следы, например на бумаге, могут быть обнаружены при окуривании парами йода.

Объёмные следы копируются при помощи специальных паст-компаудов.

Следы, образованные наложением какого-либо вещества, изымаются вместе с предметом или делается вырез (выпил). При невозможности изъятия - фотографируются и копируются всеми возможными методами.

Обнаруженные следы после описания следует обработать порошками по принципу контраста (светлые поверхности обрабатываются тёмными порошками, тёмные поверхности обрабатываются светлыми порошками) и сфотографировать. После этого следы изымаются с места происшествия при помощи дактилоскопических плёнок также методом контраста.

В протоколе осмотра места происшествия следует отразить:

1) наименование или назначение предмета, на котором обнаружен след;

2) вид следа (потожировой, объёмный, образованный наложением вещества и т.п.);

3) способ выявления и обработки следов;

4) способ изъятия следа;

5) способ его упаковки.

Труп желательно дактилоскопировать на месте происшествия, избегая попадания краски под ногтевые пластины. При невозможности дактилоскопировать труп на месте происшествия это необходимо сделать в морге после срезания ногтевых пластин. Трупы с гнилостными изменениями дактилоскопируются после отсечения кистей и обработки их в специальном растворе в ходе комплексной судебно-медико-криминалистической и дактилоскопической экспертизы в ЭКЦ ГУВД области.

При поиске следов внутри салона автомашины, необходимо небольшое количество клея «Супер-Глю» поместить в салон, разлив его в плоской посуде, закрыть стёкла и на некоторое время включить отопитель. При такой процедуре отпечатки пальцев видны отчётливо.

7. Расследование преступлений по «горячим следам»

В практике правоохранительных органов под расследованием преступлений “по горячим следам” понимается система следственных действий, оперативно-розыскных и организационных мероприятий, осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления в целях установления криминалистически значимой информации о событии преступления; лице, совершившем это деяние, и всех других обстоятельствах, имевших значение по уголовному делу.

В ч. 2 ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель “принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления”.

Расследование “по горячим следам” проводится немедленно после совершения преступления или в кратчайшие сроки после него. Преступление считается раскрытым “по горячим следам”, если лицо, его совершившее, установлено в пределах трех суток с момента обнаружения содеянного. Этот срок разрешено увеличить до 10 суток при условии непрерывности работы по раскрытию преступления в течение всего этого периода.

Раскрытыми “по горячим следам” считаются и такие преступления, когда виновные лица установлены, но суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора прекращают уголовное преследование этих лиц в соответствии со ст. 24-28 УПК РФ.

“По горячим следам” расследуются чаще всего разбойные нападения, захват заложников, грабежи, кражи, убийства, изнасилования, хулиганство, вымогательство, мошенничество, террористические акты, похищение людей, причинение вреда здоровью, ДТП, фальшивомонетничество и др.

Значительное количество уголовных дел об этих преступлениях возбуждается, как правило, при отсутствии сведений о личности преступника. В таких ситуациях основная задача первоначального этапа расследования состоит в том, чтобы немедленно собрать криминалистически значимые сведения о личностных признаках преступника и использовать эту информацию для выявления и задержания виновного лица “по горячим следам”.

При осуществлении предварительного следствия “по горячим следам” исключительно важное значение приобретают обнаружение, фиксация, изъятие и исследование (полевое и стационарное) материальных следов преступника и его действий как на месте происшествия, так и за его пределами, а также допросы потерпевшего, очевидцев, свидетелей и других лиц для получения криминалистически значимой информации о степени виновности, кличках и других признаках преступников. Все это позволяет своевременно организовать преследование преступника по следам ухода с места происшествия, в том числе с помощью служебно-розыскной собаки; засады; прочесывание лесных массивов, парков; обход дворов; осмотр автомобильных стоянок и гаражей, т.е. осуществление заградительных мероприятий.

Внезапность возникновения криминальной ситуации с ее изменчивостью и скоротечностью, дефицит времени и недостаточная информация о лице, совершившем преступление, о его мотивах, сообщниках, характере события и т.п. – все это требует безотлагательного, непрерывного и централизованного управления силами и средствами правоохранительных органов при расследовании преступлений “по горячим следам”.

Необходимость активного использования в расследовании криминалистически значимой доказательственной и ориентирующей информации предопределила тесное взаимодействие различных субъектов правоохранительных органов с использованием возможностей следственно-оперативной группы при раскрытии и расследовании преступлений “по горячим следам”.

Быстрое раскрытие совершенного преступления в значительной мере зависит от уровня организации, непрерывного и эффективного руководства силами и средствами правоохранительных подразделений. Таким координатором всех служб и подразделений в системе МВД России является дежурная часть. При дежурных частях круглосуточно функционируют следственно-оперативные группы (СОГ) в составе следователя, работника уголовного розыска, эксперта оперативно-технического подразделения, проводника служебно-розыскной собаки (кинолога). Для обеспечения эффективности расследования “по горячим следам” убийств и изнасилований в постоянно действующие группы включаются следователи Следственного комитета при прокуратуре и судебные медики.

Главным и основным направлением деятельности дежурной части являются безотлагательное принятие и реализация управленческих решений “по горячим следам” на сообщение или заявление о произошедшем преступном событии об осуществлении СОГ первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию подозреваемых лиц, а также сбору криминалистически значимой информации о месте, времени, мотивах и обстоятельствах совершенного преступления.

В правоохранительной практике хорошо зарекомендовали себя следующие виды СОГ:

1) дежурные (при дежурных частях органов внутренних дел), создаваемые для выездов на места происшествия;

2) временные (целевые), создаваемые для раскрытия и расследования одного или ряда аналогичных преступлений;

3) специализированные, создаваемые для раскрытия и расследования преступлений определенных категорий;

4) специализированные межведомственные (бригады), сформированные из сотрудников различных ведомств: органов прокуратуры, внутренних дел; федеральной службы безопасности и др.

Передовая практика расследования уголовных дел “по горячим следам” обусловила необходимость учета ряда признаков, при наличии которых возникает необходимость проведения расследования следственно-оперативной группой, а именно:

• особая общественная значимость совершенного преступления;

• наличие нескольких весьма вероятных, а потому подлежащих одновременной проверке версий;

• большое число лиц, подозреваемых в совершении одного или нескольких преступлений;

• большое количество лиц, пострадавших в результате совершения преступления.

Правовую регламентацию производства предварительного следствия СОГ составляют положения, которые сформулированы в ст. 163 УПК РФ. По смыслу ч. 1 этой статьи под основанием производства предварительного следствия СОГ следует понимать такие особенности (признаки), как сложность и большой объем работы по уголовному делу.

Определяющее значение в учете и реализации этих особенностей имеют централизованное управление силами и средствами правоохранительных органов и тесное и непрерывное взаимодействие при расследовании преступлений “по горячим следам”.

Криминалистическое взаимодействие в досудебном уголовном производстве определяется как опирающаяся на правовые положения и научные рекомендации деятельность субъектов уголовного процесса по решению познавательных и иных задач на основе соединения их сил и средств, а также партнерского сотрудничества в целях выявления, раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, уголовного преследования виновных лиц.

Сложность и большой объем некоторых уголовных дел затрудняют их быстрое и полное раскрытие и расследование одним следователем, поэтому необходимо своевременно поручить предварительное следствие следственным либо следственно-оперативным группам и в кратчайшие сроки сформировать их состав с учетом сложности, объема, особенностей уголовного дела, профессионального уровня руководителя и участников созданной группы.

Согласно ч. 2 ст. 163 УПК РФ руководитель следственной группы вправе привлечь к работе в ней должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для оказания содействия в производстве следственных и иных процессуальных действий, а также в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Следственная и судебная практика показывает, что к работе следственной группы зачастую привлекаются следователь-криминалист, руководители экспертных учреждений и различные специалисты.

Процессуальное руководство, квалифицированная организация и постоянный контроль со стороны руководителя группы за деятельностью участников следственной или следственно-оперативной группы являются определяющими условиями эффективности работы как отдельного участника группы, так и команды в целом.

Криминалистическое обеспечение расследования преступлений “по горячим следам” в научной литературе рассматривается как предварительный результат деятельности правоохранительных органов, причем применительно к отдельным категориям взаимодействующих субъектов – по факту совершенного преступления и по материалам оперативно-розыскной деятельности.

С учетом объема криминалистически значимой информации в момент обнаружения преступления выделяются четыре вида следственных ситуаций:

1) ситуации, в которых известно и преступление, и лицо, его совершившее;

2) ситуации, в которых очевидно преступное событие, но неизвестно виновное лицо;

3) ситуации, в которых известно лицо, но факт совершенного им правонарушения достоверно еще не установлен;

4) ситуации, в которых ни лицо, ни совершенное им преступление достоверно не известны.

Наибольшую трудность представляют ситуации, в которых необходимо установить лицо, совершившее преступление, а также те, в которых и событие, и лицо вызывают сомнение. К их числу относятся убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои, тяжкие и средней тяжести телесные повреждения, инсценированные под несчастные случаи убийства, автодорожные происшествия, аварии на железнодорожном транспорте и некоторые другие преступления.

Раскрытие преступлений “по горячим следам” начинается уже с момента получения сообщения о совершенном преступлении еще до выезда на осмотр места происшествия. В зависимости от характера и объема исходной информации о нем ставятся следующие задачи:

1) обеспечить охрану места происшествия и оказать помощь гражданам, пострадавшим от преступления; для охраны обычно привлекаются работники милиции;

2) предупредить лиц, организующих охрану, чтобы они установили очевидцев, сведения которых могут оказаться полезными перед началом осмотра;

3) принять меры к немедленному преследованию и задержанию преступника;

4) обеспечить возможность привлечения к осмотру места происшествия необходимых специалистов (картотеки с адресами специалистов находятся в дежурных частях горрайорганов МВД), вспомогательный персонал и технику (подъемные краны, тягачи и т.п.);

5) проверить наличие и техническое состояние средств приема и передачи информации в полевых условиях, а также передвижной криминалистической лаборатории (ПКЛ), экспертных комплектов, следственных чемоданов. Технические средства ПКЛ позволяют на месте осмотра выявить, изъять следы и объекты, которые могут стать вещественными доказательствами; провести в полевых условиях экспресс-анализ этих объектов;

6) принять меры к использованию в деятельности следователя автоматизированного программного комплекса интеллектуального анализа данных для органов предварительного следствия как в процессе осмотра места происшествия в зависимости от его ситуационных особенностей, так и в расследовании в целом.

При оценке первичных данных о преступлении, преступниках и их вероятном направлении движения или месте их нахождения оперативный дежурный горрайоргана внутренних дел принимает следующие меры:

1) направляет на место происшествия участкового инспектора милиции, ближайшие патрульно-постовые наряды, следственно-оперативную группу, а в сложных ситуациях и силы ОМОН или спецназа;

2) ориентирует на поиск преступников соседние органы внутренних дел и другие правоохранительные органы, где, как правило, создаются временные целевые формирования: оперативно-поисковые группы; группы заслонов, патрулирования и засад в местах возможного появления преступников; группы захвата.

Подготовка и обеспечение этих формирований на месте дислокации всем необходимым для деятельности возлагается на оперативного дежурного органа внутренних дел. Руководство этими временными формированиями со стороны следователя и сотрудника уголовного розыска заключается в постановке задач, организации связи, а также в своевременном доведении до участников группы криминалистически значимых сведений.

В процессе проведения мероприятий “по горячим следам” по преследованию и задержанию преступников следователь и работник уголовного розыска обязаны своевременно сообщать оперативному дежурному собранные на месте происшествия сведения: о личности преступника, вероятном направлении его движения или вероятных местах нахождения, способах передвижения и т.п. В свою очередь оперативный дежурный передает следователю и работнику уголовного розыска криминалистически значимую информацию, полученную по каналам дежурной части, что позволяет им корректировать свои действия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.