Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупное потребление и уровень национальных сбережений




Оптимизация макроэкономических пропорций достигается через механизм спроса и предложения. Люди склонны откладывать потребление сегодня в надежде, что потребление в будущем принесет им больше полезности, чем в настоящем. Первичной ячейкой потребления выступает семья. В ней формируются объем и структура потребления. Семейное хозяйство характеризуется общим потребительским бюджетом, жилищным и накопленным имуществом.

Личное потребление домашних хозяйств С образует важнейшую составляющую часть эффективного спроса. Но если вспомнить, что сбережение S представляет собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что, анализируя факторы, определяющие потребление, мы одновременно рассматриваем и факторы, от которых зависит сбережение:
Y = C + S.
Данное уравнение показывает, что часть доходов (Y) идет на личное потребление С, а избыток принимает форму сбережений S. Вместе с тем расходы общества могут быть представлены, с одной стороны, как спрос на потребительские нужды С, а с другой — на инвестиционные I:
Y = C + I.
Характеризуя соотношение между объемом национального дохода и расходами на потребление, Д. Кейнс отмечал, что уровень потребления зависит от уровня дохода. «Психология общества такова, — писал Кейнс, — что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой растет доход» (Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 80). В формализованном виде потребление можно выразить следующей функцией:
С = С (Y).
Однако доход является основным фактором, определяющим не только потребление, но и сбережения:
S = S (Y).
Исследованиями установлено, что потребление и сбережение движутся в том же направлении, что и доход. Изменения величины потребления и сбережения по мере роста дохода характеризуются понятиями «средняя склонность к потреблению и сбережению» и «предельная склонность к потреблению и сбережению».
Средняя склонность к потреблению (АРС — от англ. average propensity to consume) показывает отношение объема потребления к доходу:

Средняя склонность к сбережению (APS — от англ, average propensity to saving) характеризует отношение объема сбережения к объему дохода:

Однако доход не является постоянным, он меняется, поэтому потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой предельной склонности к потреблению (МРС).
Предельная склонность к потреблению выражает отношение любого изменения в потреблении к тому изменению в доходе, которое его вызвало. Математически это выглядит так:

Эта модель показывает нам, какая часть дополнительного дохода уходит на приращение потребления.
согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей:

Отсюда следуют выводы:
если МРС = 0, то все приращение дохода будет сберегаться, так как сбережение — та часть дохода, которая не потребляется; если МРС = 1/2, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну; если МРС = 1, то все приращение дохода будет израсходовано на потребление.
Потребление и сбережение подобны двум зеркалам, т.е. аналогичным образом мы можем рассмотреть предельную склонность к сбережению (MPS). Предельная склонность к сбережению представляет собой отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
МРС + MPS = 1


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.