Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты и субъекты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ.






Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

§ политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

§ политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают Прямые и Косвенные Методы.

Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

В России также происходил постепенный отказ от прямых методов проведения денежно-кредитной политики (с 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики, были отменены ограничения на объем вкладов населения, центральный банк отказался от подавления инфляции только одним способом – сжатием денежной массы в обращении).

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также Общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это – Методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на Денежное предложение, и Методы, регулирующие Спрос на денежном рынке.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Выбор методов денежно-кредитной политики центральным банком, зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос не деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

С 2004 года Банк России отмечал, что для повышения эффективности денежно-кредитной политики он переходит к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных банковских резервов. Для воздействия на ликвидность банковской системы Банк России учитывает изменения в спросе банковской системы на резервы и использует процентные ставки, роль которых в денежно-кредитной политике возрастает. Эти положения отражают переход к активному использованию рыночных методов проведения денежно-кредитной политики в России. Но на практике данные методы плохо работают из-за недоступности уровня ставок по кредитам и ставки рефинансирования.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

1. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).

3. Операции на открытом рынке.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего имени.

15.Международные финансово-кредитные организации, участие России в них.

 

После 2-ой мировой войны в целях развития международного сотрудничества были созданы международные кредитно-финансовые организации.

Международные финансово-кредитные институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.

Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми институтами являются: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ).

Международный валютный фонд (МВФ) - это международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), функционирующая с 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне. Важнейшим направлением деятельности МВФ являются его кредитные операции, осуществляемые только с официальными органами стран-членов (казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами). Членами МВФ являются 185 стран.

Вступая в МВФ, каждая страна вносит определенную сумму взноса (квоты). Квоты образуют объединенные денежные запасы, которые МВФ использует для предоставления займов.Размер взноса (квоты) в капитал определяет возможность влияния страны на деятельность МВФ. Доля России в капитале МВФ – 2, 8% (10-е место по величине квоты).

Основные задачи МВФ:

1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

2) предоставление кредитных ресурсов своим членам сроком от 3 до 5 лет при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;

3) валютное регулирование мировой валютной системы путем установления норм регулирования валютных курсов и валютных ограничений, а также контро­ля за соблюдением принципов международных расчетов.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

1) лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

2) МВФ предъявляет требования к стране-заемщице по выполнению макроэкономической стабилизации в стране (устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, погасить внешний долг).

Кроме прав, у любой страны, вступившей в МВФ и МБРР, возникает и ряд обязательств, исполнение кото­рых порой требует принятия не только экономических, но и сложных политических решений.


Важнейшим направлением в деятельности МВФ является выдача кредитов на реорганизацию экономики государств и субсидирование политики рыночных реформ. Для контроля за целевым расходованием кредитных средств, МВФ контролирует ход экономического развития страны в течение срока кредитования (страны-члены МВФ обязаны представлять информацию о золотых запасах и валютных резервах, о состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, иностранных инвестициях, что позволяет контролировать платежеспособности стран). МВФ дает правительству консультации по проведению реформ в экономике, налоговой системе, банковском деле.

Группа Всемирного банка является специализированным учреждением ООН и состоит из 5 тесно связанных друг с другом организаций (МБРР и 4 его подразделений):

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в 1945 г. на основе Бреттон-Вудского (США) соглашения ряда стран. Создавался как специализированное учреждение ООН. Операции начал в 1946 г. Первый кредит был выдан в 1947 г. ($250 млн. получила Франция на реконструкцию экономики, разрушенной Второй мировой войной).

Сейчас это межправительственная финансовая организация, которую иначе называют Всемирным банком. Основные задачи МБРР:

1) стимулирование экономического развития стран – членов МБРР;

2) содействие развитию международной торговли;

3) поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов.

МБРР предоставляет кредиты на срок 15-20 лет для расширения производственных мощностей стран-членов банка. Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям под гарантию их правительств.

Членами МБРР могут быть только страны – члены МВФ. Вес страны при голосовании зависит от доли акционерного участия в капитале МБРР. В настоящее время «семерка» государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) обладает 50 % всех голосов в Банке.

Россия является одним из 184 акционеров МБРР с 1992 г. В 1990-х гг. Россия получала кредитов до 2 млрд. долл. в год. Больше средств от него получали только Китай и Индия. Кредиты, предоставленные банком, были предназначены для развития инфраструктуры, восстановления экономики и проведения масштабных экономических реформ, на осуществление проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве.

2. Международная ассоциация развития (MAP) создана в 1960 г., объединяет 163 государства, предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР (которые не в состоянии брать кредиты у МБРР), взимая лишь комиссионное вознаграждение в размере 0, 75% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие (прежде всего, африканские). Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835.

3. Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. по инициативе США для решения (посредством прямого инвестирования) следующих задач:

1) развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;

2) участие в формировании капитала частных предприятий;

3) предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет (чаще всего от 3 до 7 лет) в размере до 20% стоимости проекта.

В настоящее время МФК объединяет 175 государств.

4. Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г., объединяет 158 государств, осуществляет страхование прямых инвестиций сроком до 20 лет путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими (например, политических) рисками (тем самым содействует иностранным инвестициям в развивающихся странах) и консультирует правительственные органы по вопросам прямых иностранных инвестиций.

5. Международный центр по урегулированию споров (МЦУИС) – независимая международная организация, основанная в 1995 г., которая проводит рассмотрение арбитражных споров между странами в процессе вешней торговли, оказывает консультирование по вопросам инвестиционного законодательства различных стран (издает журнал по правовым вопросам). МФК объединяет 134 государства.

Россия вступила в МВФ и группу ВБ в 1992 г. В настоящее время Россия является членом не только МВФ и группы ВБ, но и др. международных институтов: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Банка международных расчетов (БМР) и др.

В рамках региональной европейской валютной системы созданы следующие основные валютно-кредитные организации:

1. Европейский инвестиционный банк образован с целью предоставления кредитов сроком 20-25 лет на освоение отсталых районов, осуществление государственных проектов, модернизацию отраслевойструктуры производства.

2. Европейский фонд валютного сотрудничества создан с целью предоставления кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран - членов ЕВС, но при условии, что они выполняют программу стабилизации экономики.

3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, создан в 1990 г., местонахождение - Лондон) оказывает содействие (путем кредитования инвестиционных проектов частного сектора) реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом экономики этих стран к рыночным отношениям, а также в развитии частного предпринимательства.

ЕБРР - это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам.

ЕБРР избирательно определяет объекты кредитования с учетом российской специфики (отказываясь кредитовать предприятия игорного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков; предпочитает помогать модернизации пивоваренных заводов).

Созданный в 1994 г. ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил кредиты около 40 тыс. мелких предприятий исходя из критерия их платежеспособности. ЕБРР принимал участие в кредитовании некоторых рискованных с точки зрения инвесторов проектов. Например, он предоставлял кредиты для судостроительных компаний.

4. Парижский и Лондонский клуб - это группа главных государственных кредиторов мира. Парижский клуб выдает кредиты правительствам. Если какая-либо страна должник испытывает трудности в сбалансированности платежного баланса, клубы начинают проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ. Лондонский клуб объединяет около 1000 коммерческих банков, которые также предоставляют на определенных условиях кредиты.

5. Банк международных расчетов (БМР) – межгосударственный валютно-кредитный банк. БМР организован в 1930 г. Центральными банками Великобритании, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков. Соглашение о создании банка подписано в Базеле (Швейцария). По существу, это банк Центральных банков. Только Центральные банки имеют право владеть акциями БМР. БМР осуществляет обычные банковские операции с Центральными банками: депозитные, кредитные, расчетные, куплю-продажу и хранение золота.

БМР содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики, способствует координации мер по надзору за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью (устанавливает минимальные международные стандарты, в т.ч. достаточности капитала банков), способствует усилению внутреннего банковского контроля при оценке рисков, рыночной дисциплины и прозрачности информации. Ведущие банки обязаны соблюдать эти стандарты.

Специальная служба БМР (создана летом 1990 г.) оказывает техническую помощь центральным банкам и организует обучение банкиров.

БМР выполняет функций банка-агента при международных расчетах, в частности по валютному клирингу. БМР организует при необходимости коллективную валютную интервенцию центральных банков в целях поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка, является ведущим информационно-исследовательским центром.

С 1996 г. БМР стал принимать новых членов (помимо стран Западной Европы) - Центральные банки стран Азии (Таиланда, Малайзии), Аргентины, Европейский центральный банк, России (с 1996 г.).

В настоящее время БМР объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств.

 

Как уже было отмечено, Россия в начале 90-х гг. вступила практически во все международные кредитные организации и на протяжении почти 10 лет активно привлекала кредитные средства данных организаций.

С начала 2000 г. процесс заимствования был прекращен, а, начиная с 2002 г. начался обратный процесс погашения долгосрочных обязательств. Причем, с частью международных организаций он идет с опережением графика, а с отдельными (МВФ, Парижский клуб кредиторов) уже завершен.

За это же время России удалось увеличить квоту (взнос) в уставные капиталы большинства международных организаций, что позволяет ей активнее участвовать в управленческой деятельности данных организаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.