Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция. Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями






Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организauиями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

И в рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия кон борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, так называемого социалистического соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе..

Конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.

Широкая монополизация экономики многих стран, наблюдавшаяся с конца XIX века, явилась закономерным результатом гигантской концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Однако тенденции к укрупнению производства, его концентрации и монополизации не являются, безусловно, преобладающими. В последнее время научно-технологическое развитие породило иную тенденцию - повышение роли средних и малых хозяйственных форм, предприятий и фирм небольших по размеру и первоклассно технически оснащенных. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% хозяйственных организаций, что способствует развитию конкуренции.

В то же время элементы монополизма неизбежны и в рыночной экономике. С одной стороны, он прорастает как сорная трава на ниве экономики. С другой стороны, существует государственный, официальный, узаконенный монополизм. В рыночной экономике он не носит столь глобального характера, как в огосударствленной, но и в ней существуют так называемые естественные монополии.

Главным инструментом, способствующим конкуренции, служат меры по демонополизации структур в отдельных отраслях и видах производства, противодействие захвату рынка монополистами. Таким образом, наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи ее естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже в какой-то степени насаждается извне с помощью специальных управляющих воздействий.

В странах свободного рынка действует антимонопольное законодательство, препятствующее образованию и деятельности структур, способных взять в свои руки производство определенного вида товаров, отстранив от него конкурентов или вытеснив их с рынка.

Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается также благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними.

Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Первой с идеей внутренней конкуренции выступила более 60 лет назад «Дженерал моторс», сегодня ее используют все крупные передовые корпорации.

Организация внутренней конкуренции практикуется для «привития» структурам крупного бизнеса животворного духа предприимчивости, что стимулирует повышение эффективности производства. Основные направления организации – «внутренней параллелизм между отделениями», «дублирование номенклатуры», «большое число групп по разработке новых изделий», а также обширные потоки информации для сравнения производительности и усовершенствований. Внутренняя конкуренция есть специфический внутрифирменный механизм сопоставления про- дуктов, проектов, предложений на конкурентной основе. Хотя в строгом смысле это, конечно, квазиконкуренция, тем не менее, экономически и смысл явления очевиден.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.