Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Таким образом, с точки зрения социальной педагогики личность изучается в рамках социума как его элемент






 

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики личность изучается в рамках социума как его элемент. В связи с тем, что между личностью и социумом существуют значительные корреляционные связи, представляется целесообразным осуществлять изучение структуры личности и ее педагогического потенциала на уровне элементов структуры социума.

Характерная особенность социума заключается в том, что он имеет личностно-ориентированную структуру.

Следовательно, социум как совокупность индивидов структурно может быть рассмотрен в контексте структуры индивида, личности. Таким образом, структура социума может быть выражена через структуру личности. Уяснению этого вопроса может помочь опыт рассмотрения трех основных подсистем личности в психологии, значимый для выявления составляющих ее структуры во взаимосвязи со структурой социума.

В качестве базового элемента в структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, представленная в виде темперамента, характера, потребностей, способностей и ценностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности – ее внутри индивидная подсистема. Эта составляющая может быть взята за основу построения структуры социума на внутри индивидном уровне.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих " действительных отношений" обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения материалистической философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в " пространстве" вне органического тела индивида, которое составляети нтериндивидную подсистему личности. Эта составляющая может быть взята за основу выделения в структуре социума интериндивидного уровня.

Социальный педагог — это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность — общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.

в современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: в школе и семье, в приюте и в детском доме, в различных реабилитационных центрах и т.д. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляют единые требования. Ум и образованность, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и неприятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога.

Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:

1.Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:

- осознанный выбор профессии;

внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; - высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.

2.Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

— прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

—коммуникативные (владение культурой межличностного общения)

Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств качеств делает социального педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создает условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер – наиболее уважаемый и влиятельный человек в коллективе, власть которого основана прежде всего на моральном авторитете, умении сотрудничать. Профессионализм специалиста проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

Социальный педагог должен уметь разбираться в людях, т.е. быть способным быстро и правильно оценивать психологические особенности, сильные и слабые стороны, проникать в их мысли, улавливать чувства, настроения, распределять обязанности и задания с учетом интересов, возможностей и психических состояний. Профессионалу также присущи такие нравственно-коммуникативные качества как чуткость, доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное и не фиксировать внимание на недостатках ребенка, простота и доступность, такт, общительность и т.д. Специалист способен первым вступить в контакт с ребенком, поставить адекватные цели и предложить способы их достижения, энергично добиваться поддержки со стороны других, умеет убеждать, заражать, внушать, увлекать за собой.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.