Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторический экскурс в развитие теоретических моделей размещения промышленности.






До середины XIX в. решения о размещении промышленности принимали отдельные предприниматели. С начала XX в. главную роль в принятии решений играли корпорации.

Решения о размещении предприятий могут приниматься также и государственными организациями. Их эффективность, кроме чисто экономических показателей, определяется такими понятиями как национальные интересы, социальные издержки и социальные выгоды. Ставя во главу угла социальные аспекты, государство почти всегда стремится развивать отрасли, ориентированные на переработку собственного сырья, чтобы уменьшить экспорт полезных ископаемых; расширяет производство средств производства, чтобы сократить зависимость от импорта; строит новые предприятия для " оживления" экономики отсталых районов в рамках региональной политики.

Как правило, изучается несколько вариантов размещения: сопоставляются суммарные производственные и транспортные издержки на исходное сырье, топливо, энергию, рабочую силу и вывоз готовой продукции на рынок. Затем определяются масштабы производства и изучается потенциальный спрос на продукцию. Необходимо оценить вероятный круг потребителей и выяснить, сколько предприятий оптимальных размеров потребуется для того, чтобы полностью удовлетворить спрос. Предполагаемые масштабы производства надо сопоставить с доступностью местоположения с учетом транспортировки сырья, обеспечения рабочей силой, а также вывоза продукции в другие

Выбор конкретного местоположения требует, чтобы были обеспечены земельные участки под цеха, подъездные пути, водоснабжение, рабочая сила требуемой квалификации, соблюдение законодательства об охране окружающей среды.

Модели размещения промышленности:

• гравитационная модель Шеффле,

• модель Вебера,

• модель Тинбергена.

Итак, конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных; к последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.

Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства. Экономист Лориа (1898 г.) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Гравитационная модель Шеффле. Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Модель Вебера. Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов; которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок).

Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т.е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно.

Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку, наиболее оптимальным будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам. Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.