Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки декоративного, тематического, натурного рисования в коррекционной школе. Беседа как метод обучения в изобразительной деятельности.






В системе обуч и восп учащ СКШ 8в важное знач им ур изо. В комплексе с др учеб предм они оказывают заметное корр-разв действие на учащ с особенностями в интеллект разв: влияют на его интеллектуальную, эмоц и двигат сферы (гл образом моторику рук), разв личностных качеств. Способствуют формир эстет восприятия и воспит эстет чувств. Задача уч-ля состоит не т-ко в том, чтобы научит учащ рис (хотя это тоже важно), с-ко в том, чтобы в проц занятий изо преодолеть или сгладить присущие им недостатки. ДЕКОРАТИВ РИС. На ур декор рис учащ знак с лучшими образцами декор-прикл иск-ва. Демонстрация произвед народных мастеров позвол дет понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В проц занят шк-ки получ сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с худож резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и др предм быта. Краткие беседы о декор-прикл иск-ве с показом изделий народ умельцев, учеб табл и репродукций помог в определ степени формир у учащ эстет вкуса. Занятия по декор рис должны, как правило, предшествовать ур рис с натуры, т.к. они формир технич и изобразит умения учащ. РИС С НАТУРЫ обязательно предшествует наблю изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отд дет и их взаимного располож. После всестороннего изуч предм учащ передают его в рис так, как видят со своего места. Большое знач на этих ур им правильный отбор соответствующего оборудов и моделей. Осн задача обуч рис с натуры в мл кл - научить дет рис, передавая в рис соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предм. На занятиях по рис с натуры оч важно выработать у учащ потребность постоянно сравнивать свой рис с натурой и отд дет рис м-ду собой. Существенное знач для этого имеет разв у дет умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогат линиями для проверки правильности рис. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ. Содержанием ур явл изображение явл окр жизни и иллюстрирование отрывков из литератур произвед. В 1-2 кл задача тематич рис сводится к тому, чтобы учащ смогли изобразить по представлению отд предм, наиболее простые по форме и окраске. Напр, дети рис елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рис к сказкам. В 3-4 кл перед учащ ставятся простейш изобразит задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предм, учитывать в рис видимое уменьшение дальних предм, усвоить правило загораживания одних предм др. Ставя перед учащ задачу передать в рис какую-л тему, раскрыть сюжет отрывка литератур произвед, проиллюстрир текст-описание, уч-ль д/ сосредоточить свои усилия на формир у них замысла, активизации зрит образов. После объясн уч-ля учащ рассказ, что след нарис, как, где и в какой послед-ти. БЕСЕДЫ ОБ ИЗО - важное средство нравст и худож-эстет восп шк-ков. В 1-3 кл занятия огранич-ся рассматриванием изделий народных мастеров (преимущ игрушек), репродукций худож произвед, а также разбором иллюстраций в дет книгах. Отд ур для такой раб не отводятся, а выдел 10-15 мин в начале или в конце ур. В 4 кл для бесед выделяются спец ур: на одном ур рекоме-ся показыв не более 3-4 произвед живописи, скульптуры, графики, подобранных на 1 тему, или 5-6 предм декор-прикл искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

62.Сурдопедагогика как наука: субъект, объект, предмет, цели, задачи, разделы. Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха.

Как научная дисциплина сурдопедагогика имеет свой объект, субъект, предмет и задачи исследования. В качестве субъекта теоретического уровня сурдопедагогики могут выступать отдельные педагоги или целые педагогические сообщества, которые профессионально изучают людей со сниженным слухом, обосновывают систему их обучения и воспитания. А объектом сурдопедагогической теории является обобщенное представление о человеке с нарушением слуха, включенном в образовательные отношения, учебную деятельность, многообразные формы общения с окружающими людьми. В настоящее время к предмету сурдопедагогики относятся обучение, воспитание и развитие человека с нарушенным слухом. Цель сурдопед - обеспечить людям, имеющим нару­шения слуха, возможность достижения максимальной самостоя­тельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики отно­сятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются практические и теоретические задачи: Практические: Образовательные •стимулир интереса к учению, создание условий для удовлетворения у дет потребности в саморазв и самообраз; формирование мировоззрения и расширение общего кругозора лиц в процессе ознакомления с научной картиной мира; обеспечение оптимального развития мышления с учетом возможностей, выработка умения творчески решать новые задачи и проблемы; формир умений и навыков учеб д-ти, разв уст и письм речи, активизация когнитивных процессов в условиях целенаправленного обучения; подготовка к профессиональной деятельности, развитие представлений, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях. Воспитательные • разностороннее развитие личности ребенка с потерей слуха, воспитание у него стремления к творческой самореализации; стимулирование социализации ребенка с недостатками слуха, обогащение его социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со слышащими людьми, приобщение к нормам и ценностям культуры, привлечение к активному участию в культурной жизни; содействие физическому развитию учащихся с ограни­ченным слуховым восприятием, закрепление у них на­выков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности, способности самоконтроля и волевой регуляции поведения. Специальные • установление типа, характера и структуры нарушения слуха, выявление сопутствующих дефектов, дифферен­циация неслышащих детей по уровню речевого развития, времени и степени потери слуха, определение оптимальной формы обучения для каждого ребенка с трудностями слухового восприятия, индивидуализа­ция сурдопедагогической помощи. Теоретические: изуч особ-тей и закономер-тей разв глухих и слабослыш дет, созд диагностич инструментария, позволяющ выяв специфику разв мышл, речи и др психич функций у неслышащих детей разных возрастов, раскрытие причин нарушений слуха, определение подходов дифференциальной диагностики этих нарушений, построение и уточнение классификации детей с нарушениями слуха; разработка концепции, содержания и принципов образования детей

Психолого – педагогическая классификация: Основываясь на учении Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития, Р.М. Боскис разработала психолого-педагогическую классификацию, согласно которой дифференциация детей, имеющих нарушения слуха, осуществляется с учетом характера структуры дефекта. Критериями, определяющими особенности развития детей, являются степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данном поражении, время возникновения нарушения слуха. Тугоухость - это стойкое снижение слуха, при котором возможны пусть в минимальной степени самостоятельное накопление речевого запаса и восприятие обращенной речи хотя бы при близком расстоянии от ушной раковины. Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможны самостоятельное овладение речью и ее восприятие даже при произнесении голосом повышенной громкости и на близком расстоянии от уха. Полная невозможность восприятия любых звуков называется абсолютной или тотальной глухотой. Эта форма поражения слухового анализатора встречается редко. Чаще всего все же фиксируются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки окружающего мира, а также некоторые звуки речи на близком расстоянии. При характеристике ребенка, имеющего частичное нарушение слуха, в медицине используется термин «тугоухий», а в сурдопедагогике его принято называть «слабослышащим». Впервые этот терграфическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. Учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Осн задача: науч дет рис, передавая в рис соотнош ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предм. Оч важно выработать у учащ потребность постоянно сравнивать свой рис с натурой и отд детали рис м-у собой. РИС НА ТЕМЫ. Содержаур явлений окруж жизни и иллюстрир отрывков из литер-х произвед. В 1-2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. В 3-4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. БЕСЕДЫ ОБ ИЗО. Беседы об искусстве-важное сред-во нравств и худож-эстет восп шк-ков. В 1-3 кл занятия огранич-ся рассматр-ем изделий народ маст (преимущ игрушек), репродукций худож произвед, а также разбором иллюстр в дет книгах. Отд ур для такой раб не отвод, а выдел 10-15 мин в начале или в конце ур. В 4 кл для бесед выдел спец ур: на 1 ур рекоменд показывать не более 3-4 произвед живописи, скульпт, графики, подобр на 1 тему, или 5-6 предм декор-прикл иск-ва. Для подгот учащ к поним произвед изо важное знач им систематич раб с иллюстративн матер, рассчит-я на разв у дет зрит-го воспр. В мл кл уч-ль в осн рабт над тем, чтобы учащ смогли узн и прав-но назва изображенные предм. Во время бесед об иск-ве, как и на др ур рисов, не след забыв о раб по обогащ словаря и разв речи учащ, по корр недост произнош.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.