Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования картографических представл, понятий, умений у умо учащ. Коррекционные возможности обучения географии учащ СКШ 8в.






Географическая карта - чертеж земной поверхности, построенный на плоскости, дающий уменьшенное, плановое, условное, изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения. Карта отличается от других наглядных пособий тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Шк-е географ карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности. Школьные карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к учебнику, контурные, рельефные и атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и спец), по нагрузке и оформлению. След различать 4 осн понятия, составляющих «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) поним и 4) представление о пространственном размещении географ предм и явл на поверхности Земли. Знать карту - значит, во-первых, владеть, возможно, лучше картографической грамотой и, во-вторых, пользуясь этой азбукой, уметь читать карту и воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге. Уметь читать карту - это значит уметь уяснять географ действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле». В СКШ 8в раб с картой проводится при изуч всего учеб матер, составляющего курс геогр. При этом используется нес-ко видов географ карт, в том числе контурные, предназначенные для обуч учащ массов шк, и глобусы разной величины. В основном в СКШ 8 в использ карты для нач шк, масштаб кот крупнее, окраска более яркая, на них меньше изображено названий объектов. Для учащихся СКШ характерно элементарное чтение карты, т. е. уяснение свойств объекта по его внешнему виду на географической карте, но умственно отсталые ученики, особенно в 7 и 8 классах, способны при определенных условиях выполнять задания на установление причинно-следственных зависимостей географического характера, делать несложные выводы. Прежде чем перейти к работе с картой, необходимо познакомить учеников с такими понятиями, как рисунок и план изображения окружающей местности. Раб с планом служит введением в изуч географ карты. Вначале уч-ль показывает ученикам рисунок с изображенными на нем объектами, предметами и расположение их на плане. Полезно провести сравнение плана не только с рисунком, но и с аэрофотоснимком. Это поможет ученикам лучше понять, что план - это уменьшенный чертеж места, как если бы мы смотрели на него сверху. Затем уч-ль знакомит учащ с понятием масштаба. Составляя план, учащ овладевают такими необходимыми навыками, как ориентирование, определение масштаба, знаниями условных знаков топографич карты. При переходе от изучения плана местности к карте уч-ль отмечает, что план м/ снимать сравнительно с небольших участков земли (план двора, улицы, города, колхоза), но людям надо знать не только местность, где они живут, но и страны, реки, горы на всей Земле. Все это не может поместиться на плане. Большие пространства Земли изображают на картах и глобусах. Учитель знакомит детей с глобусом - моделью земного шара и картами, которые могут быть разного размера и содержания. Далее учитель раздает детям карты-вкладки в учебник для коррекционной школы 8 вида, которые до этого времени хранились у учителя. Дети сравнивают масштаб стенных и вкладных карт. После первого знакомства с глобусом и картой учащихся знакомят с условными цветами и знаками географической карты. Упражняя детей в чтении карты по условным цветам, следует постоянно использовать на занятиях глобус, который дает возможность перейти к правильному представлению о форме земной поверхности. Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия. Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление об объектах, обозначенных на ней. Не ограничиваясь демонстрацией карты, учителю надо давать детям яркие, художественные, образные описания типических местностей, дополняя изложение показом ландшафта. Таким образом, при изучении объектов необходимо, чтобы ученики представляли эти объекты в действительности. Для этого учитель, называя и показывая на карте новый для учащихся объект, в следующий момент показывает его на картине, в кадре диафильма, если ученики не смогли непосредственно с ним ознакомиться. Далее в беседе или по ходу своего рассказа учитель вторично возвращается к показу его на карте. Затем ученики находят в настольных картах необходимое название, и учитель вызывает детей к доске, для показа изучаемого объекта на стенной карте и картине, висящей рядом с ней. Только после этого учитель дает указание ученикам найти его местонахождение на контурной карте и отметить это место точкой, черточкой (простым карандашом). Учитель проходит по классу и проверяет, правильно ли ученики нашли необходимый объект. В случае правильного выполнения задания учитель дает указание надписать название или раскрасить объект цветным карандашом. Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью различных упражнений не только с контурной картой, но и по стенной и настольной картам. Т.о., задания и упр с глобусом и картой, способствуя закреплению знаний, выполняют еще и важную коррегирующую роль: развивают критичность и доказательность мышления умственно отсталых школьников. РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Умственное разв умо школьника совершается в процессе его умственной, в первую очередь учебной деятельности. Пол по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами на местности. Все это требует обеспечения четкого инструктажа, где учитель конкретно указывает детям, что они должны наблюдать во время экскурсии и на что обратить особое внимание. Такие задания должны быть точными, краткими и понятными. Важно обеспечить необходимое время для внимательного осмотра учениками изучаемого объекта или явления. Уч-ль на экск. должен рассказывать об объектах и явл-ях четко и сжато, а также подводить итоги работы и формулир-ть выводы. Нужно организовать по возможности активное изучение объекта. Для этого организовываются различные практич. раб. Пр.раб, оформление коллекций, зарисовки виденного, изготовл. макетов и моделей широко исп-ся и для закрепл. материала, изучавшегося на экск. Экск, на кот уч-ся выполняют пр.раб и упр более эффективны, чем экск, на кот дети остаются просто пассивными наблюдателями. Выбор метода обучения в преподавании курса живой природы не может быть случайным, должен производиться при соблюдении двух важнейших педагогических требований: соответствовать учебному материалу и возрастной психике детей. В результате изучения естествоведческого курса живой природы учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Роль изучения биологии в школе, прежде всего общеобразовательная – это предмет, изучение которого необходимо каждому человеку для правильного понимания живой природы и собственного организма. Без научных знаний о живой природе немыслима жизнь современного человека, т.к. она всецело связана с растительным и животным миром. Зелёные растения - источник получения органического вещества и энергии на Земле. Животный мир, в свою очередь, служит источником различного вида продовольствия и промышленного сырья. Закономерности живой природы позволяют человеку управлять растениями, животными и микроорганизмами. Биологическое образование должно играть большую роль в санитарном просвещении учащихся, каждому человеку важно знать строение и работу своего организма, иметь основные гигиенические навыки. Растения и животные рассматриваются как целостные организмы, способные изменяться и в изменённых условиях изменять окружающую природу. Под таким же углом зрения изучается человек, с учётом специфической для него роли труда, которые обусловили его эволюцию. Наблюдая за образованием и развитием плодов растений и животных учащиеся усваивают идею движения и развития в природе. Биологическое образование позволяет развивать наблюдательность по заранее намеченному плану во время наблюдений за явлениями окружающей среды.

Содержание географии как учебного предмета в СКШ 8 вида. Особенности формирования географических представлений и понятий умо детьми.

География - предмет увлекательный, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий. При изучении элементарного курса географии в коррекционной школе 8 вида учащиеся приобретают определенную сумму знаний, которые в свою очередь состоят из представлений, понятий и суждений. Как самостоятельный предмет география изучается с V класса. В I-IV классах учащиеся получают некоторые географические знания на предметных уроках и экскурсиях. Программой предусмотрена повторяемость материала в разных формах и объеме. Ряд тем усложняется и расширяется от 5 к 8 классу. В процессе изучения всего курса привлекается краеведческий материал, прививается любовь к природе. Курс элементарной географии в коррекционной школе 8 вида представляет широкие возможности коррекции психики умственно отсталого ученика, его познавательной деятельности, воспитания. Задача учителя - реализовать эти возможности. Основная задача обучения географии умственно отсталых учащихся состоит в том, чтобы проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий. Представления – чувственно наглядные образы предметов, явлений окружающего мира, в данный момент не воспринимаемые. Представления, получаемые в курсе географии делятся на 2 типа: 1) общие (относятся у группе сходных предметов и явлений и характеризуется значительной степенью обобщения. Например: холм, река, ураган). 2) единичные (образы конкретных географических объектов и территорий. Они отражают конкретную реку, определённый город или другие географические объекты. Например: город Оренбург, река Урал). Начальный этап процесса усвоения географических знаний - восприятие отдельных природных явлений. Один из важнейших моментов активизации восприятия - использование учителями знаний, полученных детьми ранее. Умственно отсталые учащиеся в процессе практических работ, наблюдений подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя — научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные явления. Образованию географических представлений способствует карта. Только на основе карты учащиеся могут воссоздать пространственное расположение объекта как составного элемента географического представления. Географические представления могут быть образованы и на основе устного рассказа и чтения текста книги. Учитель должен научить детей распознавать географические объекты по их существенным признакам. Называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель предлагает учащимся узнать сам предмет: большая впадина на поверхности земли, заполненная водой (Озеро). Таким образом, характерные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет. Только систематическая работа по выяснению существенных признаков и свойств приводит к тому, что у детей формируются осознанные представления об отдельных природных объектах. Поэтому важную роль в психической деятельности детей-олигофренов играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные), осязательные, обонятельные, вкусовые и другие представления, являющиеся образами предметов. Наличие у детей-олигофренов отчетливых и точных, представлений дает возможность формировать понятия. Коррекционно-воспитательиая работа по формированию и уточ

нота, тип и хар-р умств д-ти дет, а значит и степени ее влияния на развитие умств способностей каждого шк-ка зависят от содержания и организации этой деятельности, от требований, кот учитель предъявляет ученикам. Чтобы успешно руководить этим процессом, уч-ль д/ знать важнейшие этапы умственного развития детей и уметь применять их в своей практической д-ти. Овладевая знаниями, учащ применяют их при выполнении различ практических работ, используя выработанные умения и навыки. Психологическую сущность всех умений и навыков составляют приемы умственной деятельности - анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д. Учитывая цели развивающего обучения в коррекционной школе 8 вида, необходимо формировать не только умения и навыки, но и приемы умственной деятельности, выделять эти приемы, объяснять, в каких условиях они применяются, какое имеют значение, из каких действий состоят, упражнять учащихся в их выполнения. В процессе обучения географии учащихся нужно познакомить с основными приемами умственной деятельности. При первоначальном ознакомлении пятиклассников, например, с приемом сравнения учитель объясняет и показывает, как надо сравнивать два географических объекта; сначала выделить признаки, по которым будет проводиться сравнение, затем сопоставить эти признаки и, наконец, сделать выводы об общих признаках. Постепенно работа усложняется: учитель демонстрирует большее число объектов, а учащиеся устанавливают большее число признаков этих объектов по сходству и различию выясняют причины, обусловливающие эти различия. Развитию учащихся во многом способствует формирование у них интереса к географии. Познават интерес к предм проявл в положит отнош к географ знан, к изуч самого предм. Познават интерес активизир проц мышл у учащ, усилив раб памяти. Он стимулируется содержанием обуч, разнообразием методов излож материала уч-лем, новизной учеб матер, демонстрац различ средств нагляд. Если уч-ль постепенно вводит в объясн-е новое, использует занимательный материал, кот вызывает познават интерес, то учащ активно воспринимают объяснение и сознательно его усваивают.

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ по ИЗО.

Эстетическое воспитание это формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам. Задачи эстетического воспитания. 1. Формировать эстетическое восприятие; 2. Расширять сферу чувственного познания, 3. Углублять эмоциональные переживания школьников; 4. Развивать интеллектуальную регуляцию чувств; 5. Вырабатывать адекватную реакцию при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Занятия по изобразительному искусству играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклассное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Особое значение для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация нa уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скvльптур, декоративно-прикладных изделии и т. п.), через эмоциональное восприятие которых учащиеся вспомогательной, шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

Содерж корр–разв прогр: Изо как шк учеб предм им важное корр-разв знач. Ур изо при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; - находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; - содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; - дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; - знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; - развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Их главная задача - формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих то­чек дает различные геометрические фигуры и несложные рисун­ки. В подготовительный период значительное место должно от­водиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета. Например, каждый ученик получает набор карточек разно­го цвета. Учитель называет или показывает рисунок какого - либо хорошо известного детям предмета. Учащиеся поднимают карточку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет (огурец - поднимается карточка зеленого цвета). Слушая стихотворение о светофоре, учащиеся в нужный момент поднимают соответствующую карточку зеленого, желтого или красного цвета. Упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов. В начале каждого урока рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов. На таких занятиях используются наборы строительного материала, детские раскладные пирамидки, гео­метрические фигуры разной величины и окраски, полоски цветного картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов. Показывая учащимся различные предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, величиной, учитель задает воп­росы: «Какой предмет больше? Где широкая лента, где узкая? Какого цвета крыша домика?» Дает задания: «Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Сложите башню, начиная с самого большого кубика. Разложите предметы (фигуры) по величине, начиная с самого маленького. Из всех фигур, которые лежат на столе, отберите одни кирпичики, одни кубики, одни шары. Возьмите самый большой круг, на него положите самый большой кубик, на кубик поставьте самый маленький кирпичик». В первоначальный период обучения большое внимание сле­дует уделить развитию у учащихся умения раскрашивать рисунок. Для этого должен широко использоваться метод показа, как держать руку и кисть, как надо правильно закрашивать. Приемы раскрашивания и штриховки учитель показывает нa об­разце большого размера, одновременно устанавливает темп работы над рисунком. При этом он напоминает учащимся о некоторых правилах рисования. Наряду с фронтальной работой широко применяется метод индивидуального подхода к учащимся. Так, одним ученикам достаточн показать необходимые движения и они смогут повто­рить эти движения У себя в тетрадях, получить соответствующее изображение. Другие не в состоянии усвоить зрительно вос­принятое движение и трансформировать его в графический об­раз. Поэтому необходимо, чтобы их рука непосредственно вы­полнила движение, испытала его. Для этого учитель после фронтального показа переходит к индивидуальной работе, взяв руку ребенка в свою, он показывает нужное движение, несколько раз повторяя его. В каждом классе, как правило, есть и такие ученики, у ко­торых. усвоение движения происходит крайне медленно и с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и многократное повторение движения, проводимого совместно с учителем. Формирование графических умений у таких детей требует длительного времени. Не следует забывать и о том, что младшие школьники очень плохо ориентируются в пространстве листа бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию про­странственной ориентировки учащихся. С этой целью необходи­мо иметь в классе сюжетные картины достаточно большого раз­мера и аналогичные картинки малого формата для каждого школьника, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок (самолет, птичка, домик, мячик, елочка и др.). Исполь­зуя их, учитель сможет проводить занятия, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: «посередине», «в центре», «высоко - низко», «Выше - ниже», «вверху - внизу», «спра­ва - слева», «правее - левее», «спереди - сзади» и т. д. Необходимо систематически отрабатывать у детей навыки быстрой и правильной ориентировки в своей рабочей тетради. Для этого на каждом уроке полезно предлагать им решать та­кие задачи: «Найди и покажи середину листа», «Покажи ниж­ний край бумаги», «Покажи правый нижний (левый верхний) угол» и т. п. Упражнения, которые проводятся в подготовительный пе­риод, способствуют развитию у учащихся активности и созна­тельности в работе, значительно снижают отвлекаемость и по­вышают речевую активность детей. Кроме того, у учащихся появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.