Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неофрейдизм. Концепции культурного психоанализа.






7. Культурно-философская психопатология Карен Хорни

Начала свою научную деятельность с критик Фрейда. Пыталась развить и совершенствовать, удалить спорные моменты. Соединила теории Фрейда с Адлером.

Считала, что мужчины и женщины никогда не смогут сосуществовать вместе и что мы разные. Борьба полов представляет собой поле битвы для брака.

Объекты ее критики:

1. Отказывается от теории либидо, не признавая ее теорией, как таковой.

 

2. Выражает свое несогласие с тем, что человеческая жизнь связана с асоциальными действиями. Мы не приходим в мир с подобными стремлениями.

 

3. Не согласна с тем, что в основе личностных конфликтов лежат биологические факторы. Личность развивается под влиянием различного рода социальных факторов.

 

Корни выдвигает первый фундаментальный тезис, который отвергает Фрейдовское и Адлеровское наследие, - наличие внутреннего конфликта не является симптомом невротического состояния, а присущи всем людям. Но если человек формируется, живет в условиях относительно стабильного социума, то вероятность проявления таких конфликтов невелика. Важную роль в нашей жизни играет основное беспокойство или коренная тревога. Это качество врожденное, но степень и развитости этой характеристики зависит от тех условий, в которых ребенок развивается. Тревога связана с нашим ощущением беспомощности в мире, в котором нам противостоят изначально чуждые природные и социальные качества. А если ребенок воспитывается невротичными родителями, то это чувство беспокойства начинает быстро формироваться в ребенке, и тогда задача этого ребенка в жизни – это снижение уровня чувства беспокойства. И у него не остается никаких физических и моральных сил для других сфер жизни. Спасает то, что у каждого человека от рождения есть стремление творчески развивать самореализацию. Другое дело, что будучи сильным стремление реализации может блокироваться неблагоприятными соц.условиями и окружением.

Три вида потребностей по Корни:

 

1. Потребности, направленные к людям

 

2. Потребности, направленные против людей

 

3. Потребности, направленные от людей

 

Гипертрофирование этих потребностей у невротических людей:

 

Коренная тревога у всех типах доминирует.

 

1. Главенствующую роль играет беспомощность. Эти люди помогают ему немного погасить это чувство.

 

2. Боящаяся личность, формирует враждебность. Враждебность заставляет человека вести себя агрессивна по отношению к людям.

 

3. От людей – чувство изоляции руководит невротиками.

 

Характеристика невротических личностей:

 

1. Уступчивый тип личности. Постоянно преследует чувство, что он хуже других и ему постоянно нужна оценка людей, говорящих ему позитивные оценки. Уступчивый тип постоянно пытается делать всё безупречно для того, чтобы его похвалили. Абсолютно не выносит критики.

 

2. Доминирует враждебность, крайняя агрессивность – агрессивный тип. Человек живет с убеждением о том, что все его не любят, ненавидят, что мире доминирует враждебность и что за каждым углом есть подвох. Что нужно сделать, чтобы выжить в этом «злом мире»? Как выход – обрести власть в этом мире, держа людей в страхе. Сила, власть, богатство – по мнению этого типа даст доминировать над этими «злыми» людьми.

 

3. Формируется отстраненный тип. Ограниченный круг друзей. Этот человек думает, что никогда ему не удастся приобрести друзей, и он старается сохранять по отношению к людям эмоциональную дистанцию. Боится критики в свой адрес, поэтому лучше ничего не говорить и делать всё самому.

 

Структура личности по Хорни:

 

Три наших «Я» - личность состоит из трех «Я», наше приобретенное и неповторимое:

 

1. Актуальное «Я» - это личность, в данный момент существования со всеми ее психическими, физическими, невротическими и другими тенденциями развития.

 

2. Идеализированное «Я» - это то, чем личность стремится быть в своем иррациональном воображении. Это мы такие, какими мы хотели бы быть в связи с нашими невротическими идеализированными представлениями и потребностями.

 

3. Реальное «Я» - это некая наша совокупная характеристика, как Самость у Юнга, - это то у личности, что связано с реальными конструктивными силами, то, к чему стремится здоровая личность и то, чему должен научить невротического человека психотерапевт.

 

Три характеристики, свойственные всем типам Невротической любви:

 

1. Переоценка любви. Проявляется в том, что стремление быть любимой и защищенной превращается в смысл жизни женщины. Выйти замуж – это идея «Фикс» таких женщин, при этом загубив свой творческий потенциал.

 

2. Ненасытность этой любви. Смысл этого проявления невротической любви в том, что не бывает такого количества внимания, которое ее бы удовлетворяло. Недостаток или если женщине кажется, что наоборот, то у женщины возникают нервные срывы. Это превращает жизнь мужа и детей в невыносимое состояние и они проникаются постепенно чувством ненависти к женщине.

 

3. Повышенная чувствительность к отторжению. Это является следствием предыдущей характеристикой. К тому еще прибавляется вероятность появления ненависти к тому, кто не додает ей требуемого количества любви.

 

8. Межличностная психиатрия Гарри Салливана

Гарри Салливан выступал как создатель нового тео­ретического направления в психоанализе — межлич­ностной психиатрии. Он считал, что человека вообще бессмысленно рассматривать вне общества не только с психологических позиций, но и с физиологических, ибо в зависимости от характера межличностных отноше­ний у человека изменяется не только психологичес­кий, но и физиологический статус. Таким образом, для Салливана человек теряет статус биологического су­щества и превращается в социальный организм. По Салливану, личность — вообще понятие иллюзорное, гипотетическое; ее нельзя наблюдать и изучать вне межличностной ситуации. И тем не менее Салливан придает личности значение динамического центра про­текающих в сфере межличностных отношений процес­сов. Это - динамизм, персонификация и когнитив­ные процессы.

Он выделял шесть стадий развития личности.

 

1. младенчество,

 

2. детство,

 

3. ювенильная эра,

 

4. пред-юность,

 

5. ранняя юность,

 

6. поздняя юность.

 

Салливан прослеживал развитие личности от доми­нирования оральных интересов в младенческом возра­сте и протаксического и паратаксического способов по­знания к синтаксическому способу переживаний уже в детстве через игровую драматизацию детской фазы, доминирование стереотипов и установок в ювенильнои фазе, дружбы и равенства в период пред-юности, гете­росексуальных интересов в период ранней юности к формированию паттерна гетеросексуальной активнос­ти в период поздней юности.

 

При этом основными детерминантами развития лич­ности по Салливану оказываются, естественно, генети­ческие способности человека и «воспитывающие силы», такие, как тревожность, а также пробы и успех (или неуспех), которые при повторении закрепляются.

 

9. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма

 

На теорию Фромма оказали воздействие работы многих известных ученых и мыслителей. Пять основных источников, сформировавших образ мысли Фромма: доктрина человека в ортодоксальном иудаизме, революционный дух Карла Маркса, столь же революционные идеи Зигмунда Фрейда, мышление дзэн-буддизма и работы Иоганна И. Бахофена о матриархальных обществах.

С точки зрения Фромма, отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. " Оценка социальной обстановки должна предшествовать анализу личности, а психология должна базироваться на философско-антропологической концепции человеческого существования" (Fromm, 1947, р. 45). Основной тезис Фромма состоит в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в своеобразную ошибку природы. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и с себе подобными.

В концепции сущности человека Фромма центральной проблемой является внутренне присущеечеловеческому существованию противоречие между бытием индивидуума в природе, бытием «брошенного вмир не по своей воле» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря «способности осознания себя, других, прошлого и настоящего». Исторический процесс развития цивилизации ведет к формированию двухосновных тенденций человека — стремление к свободе и отчуждению. По мнению Фромма, свободачеловека объединяет негативную «свободу от» и позитивную «свободу для». Развитие человечества идет попути увеличения «свободы от», что ведет к отчуждению, которое становится всеобъемлющим факторомчеловеческого существования, в результате он «утрачивает свою самость», обретает свободу, но лишаетсясоциальной защищенности. Так возникает механизм «бегства от свободы». Автор концепции выделил трибессознательных психологических механизма, регулирующих отношения человека и общества: 1) мазохистические и садистические тенденции, доминирование которых ведет к формированию авторитарногохарактера, проявляющегося в позиции: жизнь определяется силами, находящимися вне человека; 2) деструктивизм — стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого; 3) автоматическийконформизм, который заключается в идентификации потребностей, норм индивидуума с социальноодобряемыми ценностями. В результате противоречия между «Я» и миром исчезают, а вместе с тем исознательный страх одиночества и бессилия. Однако цена, которую платит человек, велика — это потерясамого себя.

Противоречивость человеческого существования автор раскрывал через две формы дихотомий — «экзистенциальную» и «историческую». Наиболее существенной «экзистенциальной дихотомией» являетсядихотомия между жизнью и смертью. Из-за неспособности человека сделать выбор возникает тревога ибеспокойство, что создает еще одну, «экзистенциальную дихотомию», поскольку «цена, которую человекплатит за сознание, — неуверенность». Стремление личности к сохранению своей уникальности иустановление отношений с другими людьми, где человек идентифицирует себя с миром, также вызывает«экзистенциальную дихотомию». К «историческим дихотомиям» Фромм относил противоречия, создающиесяи разрешающиеся в процессе исторического развития; он считал, что «человек может реагировать наисторические противоречия, аннулируя их посредством своей собственной деятельности, но он не можетаннулировать " экзистенциальные" дихотомии, несмотря на то что может реагировать на них различнымиспособами». Устранение «исторических дихотомий», которые зависят от существующих социальных условий, может произойти при построении «гуманистического общества». Поскольку «экзистенциальные дихотомии»заложены в самой человеческой природе, они могут быть разрешены путем раскрытия готовности человека клюбви, вере и размышлению. Способом восстановления гармонии между человеком и обществом являетсяГ. п., способствующий пробуждению критических элементов в сознании личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.