Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психотерапии, ее цели, задач. Основные характеристики психотерапии по сравнению с другими видами терапевтической практики.






Психотерапия (от греч. psyche – душа, therapeia – лечение) – особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при возникновении у него проблем или затруднений психического характера. (R. Bastine, 1982). Это способ лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия – это средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными; это специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья.

3. Раскройте понятие «сопротивление», дайте определение, приведите примеры.

 

Сопротивление – психические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов, принятию пациентом предоставляемых в его распоряжение аналитиком интерпретаций, проведению психоаналитического лечения и исцелению больного.

Представление о сопротивлении возникло у Фрейда на раннем этапе его терапевтической деятельности, практически до того, как в 1896 году он стал называть свой метод лечения нервнобольных психоанализом. Так, в написанной совместно с Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он не только использовал понятие «сопротивление», но и предпринял попытку содержательного рассмотрения сил и процессов, обозначенных этим термином.

В работе Фрейда «Воспоминание, повторение и переработка» (1914) содержались идеи, касающиеся уточнения изменения техники психоанализа. Речь шла о том, что вскрытие врачом сопротивления и указание на него больному нередко может привести как бы к обратному результату. То есть не ослаблению, а усилению сопротивления. Но это не должно сбивать с толку врача, поскольку за вскрытием сопротивления не следует автоматическое прекращение его. Аналитик не должен торопиться, ему необходимо научиться выжидать неизбежное, не всегда допускающее ускорение лечения. Словом, переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает, по мнению Фрейда, самое большое изменяющее влияние на пациента.

В работе «О динамике переноса» (1912) основатель психоанализа рассмотрел вопрос о том, почему в процессе анализа возникает перенос в виде «сильнейшего сопротивления». Обсуждение этого вопроса привело его к следующим выводам: сопротивление на каждом шагу сопровождает лечение; каждой мысли, каждому поступку больного приходится считаться с сопротивлениями; идее переноса отвечает идея сопротивления; интенсивность переноса является «действием и выражением сопротивления»; после того как сопротивление переноса преодолено, сопротивление других частей комплекса не составляет особых трудностей.

Дальнейшее углубление в природу сопротивлений привело Фрейда к необходимости их классификации. Во всяком случае, он выделил пять видов сопротивлений, исходящих из Я, Оно и Сверх-Я. Из Я исходят три вида сопротивлений, выражающихся в форме вытеснения, переноса и выгоды от болезни. Из Оно – четвертый вид сопротивления, связанный с навязчивыми повторениями и требующий для его устранения тщательной проработки. Из Сверх-Я – пятое сопротивление, обусловленное сознанием вины, чувством вины или потребностью в наказании и противящееся всякому успеху, в том числе и выздоровлению с помощью анализа.

 

4. Раскройте понятие «трансфер» и «контртрансфер», дайте определение, приведите примеры.

Концепция трансфера занимает одно из ведущих мест в психодинамической теории 3. Фрейда. Основатель психоанализа рассматривал трансфер как часть любых человеческих отношений, которая заключается в том, что люди строят взаимоотношения в настоящем с помощью воспроизведения эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом.

 

В узком смысле, т. е. в рамках процесса психодинамической психотерапии, трансфер означает перенесение пациентом на фигуру психоаналитика собственных неотреагированных комплексов, уходящих корнями в раннее детство, и является важным аспектом психоаналитических видов психотерапии.

 

В более широком смысле трансфер — это опыт действия, чувствования и восприятия по отношению к другому человеку, который как бы становится какой-то значимой фигурой из прошлого пациента.

Развитию трансфера способствуют следующие факторы:

потребность вновь пережить опыт прошлого в настоящей жизни;

пассивность психотерапевта;

относительно свободное ассоциирование пациента;

интерпретация защит;

интерпретация трансфера.

При многих расстройствах, особенно при неврозах, проявления этого опыта включают в себя эдиповы чувства сильной любви или ненависти к родителям. В этом случае трансфер помогает пациенту познать, понять и научиться контролировать импульсы, которые, став осознанными, перестают быть тем, чем были: всемогущими желаниями ребенка. Такой процесс называется “проработкой”.

Контртрансфер (контрперенесение) — это эмоциональная реакция психотерапевта на пациента. В целом контртрансфер понимается как трансфер психотерапевта по отношению к пациенту и как ответ на трансфер пациента. В отечественной психотерапии вместо термина контртрансфер” используют термин “контрперенесение”.

Как и все виды трансфера, контртрансфер психотерапевта — результат перенесения его бессознательных конфликтов.

В приведенном случае пациентка страдала от критики, чувствуя себя недооцененной, нелюбимой и недостойной любви, вследствие чего в детстве она занимала отдаленную и сверхкритическую позицию, чтобы защитить свои чувства. В этой связи психотерапевт может рассматривать собственные реакции и оценки как возможное “окно”, открывающееся в область опыта пациента. Причем, как правило, чем запутаннее реакция психотерапевта, тем вероятнее эти реакции отражают скрытое, важное, конфликтное состояние пациента.

В психодинамической психотерапии различают два вида контртрансферных реакций:

согласующуюся, когда психотерапевт эмпатически переживает состояние пациента;

дополнительную, когда психотерапевт переживает эмоциональное состояние какой-то значительной личности в жизни пациента.

 

5.Раскройте понятие «механизмы психологических защит», дайте определение, приведите примеры. Проведите сравнительную характеристику категорий «механизмы психологических защит» и «копинг-стратегии».

 

Психологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности.

По Фрейду механизмами защиты являются: регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Как известно, функциональное назначение психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, беспокойства (конфликта), вызванного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт защита регулирует поведение человека повышая его приспособляемость и уравновешивая его психику.

Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов: Отрицание или искажение реальности; Действие на бессознательном уровне.Искажению и отрицанию подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов».

Копинг стратегия - осознанное, рациональное, адаптивное поведение, направленное на устранение или психологическое преодоление критической ситуации. Копинг является переменной, зависящей от 3 факторов – личности субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательных уровнях функционирования л-ти. На специфику преодоления л-ти с ситуацией влияют пол, возраст, социальный опыт, принадлежность к определенному социуму. Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффективно адаптировать ч-ка к требованиям ситуации, позволяя овладеть ею, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом, погасить негативное, стрессовое действие ситуации. Анциферова выделяет стратегии совладающего поведения: 1) Преобразующие стратегии совладания - «сравнение идущее вниз» т.е., ч-к сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда ч-к вспоминает о своих успехах в др. областях, «предвосхищение печали», позволяющее людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям.2) приемы приспособления – распространенной формой является идентификация личности с людьми более удачливыми, с мощными организациями и объединениями. 3) Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий – относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванные неустранимыми сточки зрения субъекта негативными событиями (например: бегство или уход в трудной ситуации).

 

Несмотря на то, что и совладающее поведение и защитные механизмы базируются на тождественных процессах, они отличаются направленностью – либо на продуктивную, либо на слабую адаптацию. Совладающее поведение определяется как гибкое, целенаправленное и ориентированное на реальность, тогда как защитное поведение является ригидным, вынужденным и искажающим действительность. Если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Можно рассматривать защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, как пассивное копинг-поведение, направленное на снижение эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация.

 

Психологическую защиту также определяют как одну из форм психических регулятивных механизмов, имеющих место в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.