Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Партийная система и основные политические партии Франции




Франция имеет вековые традиции политического плюрализма я свободомыслия.

В послевоенный период в политической жизни Франции конкури­ровали две основные политические доктрины — голлисткая и социа­листическая, институциональными проводниками которых соответ­ственно были правоцентристские политические организации и Со­циалистическая партия.

Продолжателем голлистких традиций, а именно основанного Ш, де Голлем в 1947 г общественного движения «Объединение французского народа», стал основанный ближайшими соратниками гене- рала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики». Перед иниитаторами стояла задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности.

Идеологическим и политическим наследником «Союза демокра­те» в защиту Республики» считается основанное Ж. Шираком в 1976 г. Объединение в поддержку Республики (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, выступала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. В 1995 г. лидер неоголлистов Ж. Ширак был избран |на высшую должность Пятой Республики — Президента, а в 2002 переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное большинство».

Учредительный съезд партии «Союз за народное большинство» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и центристской партии, в которую объединились партии либерально-консервативного толка «Объединение в поддержку Республики», «Либеральная демократия» а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для обществен­но-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех крупных партий, что обеспечило победу на выборах и соответственно статус правящей пар­тии. Официальная политическая программа: активная внешняя поли­тика, консерватизм, стимулирование развития регионов, интеграция в Европейский союз при обязательном учете национальных инте­ресов.

После принятия Конституции 1958 г. вплоть до 1981 г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на приви­легированном положении влиятельных правоцентристских партий, наследниц голлистских традиций. После победы популярного поли­тика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его переизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доми­нирование правых партий было прервано социалистами, победивши­ми на выборах в Национальное собрание в 1997 г. В 2002 г на парла­ментских и президентских выборах победу одержали правые - «Союз за народное большинство», на сегодняшний день правящая партия.



Социалистическая партия является одной из старейших политиче­ских партий, ведет свое происхождение от Французской секции Рабо­чего интернационала. В послевоенный период практически до конца 1950-х п; социалистические организации играли заметную роль в жиз­ни страны. Традиционно выступая с левых позиций за социалистиче­ское и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов, обновленная Французская I социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством Ф. Миттерана. ФСП выступает под лозунгами демокра-| тического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. пар­тия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на последим J президентских и парламентских выборах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в первом туре лидер ФСП Л. Жоспен проиграл руководителю ультраправого Национального фронта Ж.М.Ле Пену

На левом фланге действует Французская коммунистическая пар­тия (ФКП), основанная в 1920 г. В 1930—1950-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Коммуни­сты сыграли важную роль в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и парт­строительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты полностью или частично солидаризуются со многими социал-демократиче­скими лозунгами. В послевоенные годы они неоднократно входили в левоцентристские правительства, однако не занимали в них ключевые посты.



В стране существует несколько активных буржуазных партий, бло­ков и движений — Центр социальных демократов, республиканская партия, республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, обновленный Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит основанный в 1972 г. Нацио­нальный фронт, пропагандирующий националистический лозунг Франция только для французов».

Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию однако должны уважать принципы национального суверенитета и де­мократии.

48. Основной закон ФРГ: общая характеристика

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находивших­ся под влиянием оккупационных держав — США, Великобритании, Франции, — в течение 1946-1947 гг. были приняты демократические конституции. В конституциях оговаривалось будущее вхождение зе­мель в состав единой демократической Германии.

Таким образом, на территории западных оккупационных зон была образована в 1949 г. Федеративная Республика Германия. Новому го­сударству потребовалась новая конституция. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, ре­гулирующем основы государственного строя в период до полного вос­соединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Основной закон был принят учредительным орга­ном — Парламентским советом, в состав которого входили представи­тели политических партий, избранные ландтагами (парламентами) за­падногерманских земель, и вступил в силу 24 мая 1949 Одобрили Ос­новной закон и оккупирующие державы.

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в текст конституции уже в период ее действия. Особенностью данного конституционного акта, отличающего его от других конституций, является то, что пер­вый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государствен­ному строительству страны пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.

Второй раздел Основного закона регулирует отношения между фе­дерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правле­ния Германия является парламентской республикой с сильными по­зициями главы федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы конституции детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства федера­ции и исполнение федеральных законов, а также общие задачи феде­рации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон ФРГ не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с приня­тием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/з членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г. В наи­большей степени на содержании Основного закона отразилось воссо­единение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1991 к, а также вступле­ние Германии в Европейские Сообщества


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал