Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Педагогика как наука






Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Система педагогических наук о воспитание и образовании детей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фундаментальных и прикладных закономерностях в системе педагогических наук.

 

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ. ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.

Первоначально педагогика появилась в форме практической деятельности. С разделением труда в первобытном обществе возникла потребность в передаче трудового опыта, формирования верности интересам рода, племени и т.д. Тогда и появляется деятельность, называемая ныне педагогической.

 

Основные этапы развития педагогики как науки

 

В процессе развитием общества изменялись сам смысл и понятие «педагогики». В зависимости от ее содержания, в развитии педагогики можно выделить несколько самостоятельных этапов.

1-й этап (VI в. до н.э. - XV в.) - формирование эмпирической педагогики (предпедагогики).

2-й этап (XV-XVI вв.) - создание теоретических предпосылок педагогической науки.

3-й этап (XVII-XIX вв.) - оформление педагогики в самостоятельную науку.

4-й этап (XX век) - педагогика выступает теоретической и практической основой обучения и воспитания людей.

 

Развитие педагогики в России

В России в 16-17 вв., в противовес христианско-феодальной концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают распространяться гуманистические взгляды на человека (Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся в понятиях и терминах православного вероучения.

В 18 в. (Ф. Ф. Салтыков, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев и др.) началось становление первой государственной системы школ, закрепленной уставом 1786. Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания и обучения отражали интересы «просвещённого абсолютизма» и испытали сильное влияние идей французских просветителей. В конце 18 в. начинает развиваться дидактика, что связано с необходимостью обеспечить сеть школ учебниками и учебными пособиями, а учителей — рекомендациями по организации и методике обучения.

До 60-х гг. 19 в. прогрессивные педагогические идеи в России развивались преимущественно в русле революционно-демократической общественной мысли (А. Н. Радищев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Целью воспитания они считали подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистическим мировоззрением, непримиримого борца с общественным злом, широко образованного и трудолюбивого.

Общий подъём освободительного движения, начавшийся с середины 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-педагогическое движение, которое носило антикрепостнический характер. В обсуждении школьной реформы принимали участие Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Х. Вессель и др. Началось движение за создание национальной системы воспитания. Это способствовало выделению педагогики в самостоятельную отрасль научной деятельности.

 

Становление педагогики как науки в России связано с именем К. Д. Ушинского, который, творчески использовав всё положительное, что было достигнуто педагогикой и психологией к середине 19 в., создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения. Ушинский подошёл к пониманию обусловленности воспитания социально-экономическими условиями жизни людей, заложил основы педагогической антропологии (науки о воспитании развивающегося человека - т.е. педагогики). Под влиянием идей Ушинского и при участии его последователей в конце 19 - начале 20 вв. начинают разрабатываться общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф. Бунаков, И. Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания отдельных учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, и др.).

Поворотным пунктом в становлении и развитии научной педагогики явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине 19 в. теории диалектического и исторического материализма. В их трудах рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.

В настоящее время педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании и развитии отдельных людей и коллективов их объединяющих. Ее внутренняя структура состоит из двух компонентов:

 

1. теории и практики воспитания

2. теории и практики обучения (дидактики).

 

Возникает из потребностей общества.

Для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) все новым и новым поколениям. Выделилась область науки — педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

Имеет свой предмет исследования.

Имеет свой предмет: воспитание человека как особая функция общества.

Имеет собственный категориальный

аппарат.

Имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся образование, развитие, воспитание, обучение.

У каждой науки имеются свои методы исследования.

Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования, как педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.

Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достовер­ных и обобщенных зна­ний об объективных за­конах развития природы.

Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

Объект педагогики

 

Объект педагогики - реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. При этом человек должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве сочетаются биологическое и социальное.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаимосвязями и большой динамичностью.

Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в систему научного знания.

Таким образом, объектом педагогики являются процессы обучения, воспитания и развития личности.

 

Предмет педагогики

Важной составляющей предмета педагогики является управление процессом развития личности и индивидуальности.

Предмет педагогики - закономерности обучения, воспитания и развития личности. Педагогика как наука изучает процессы развития и формирования человека во взаимодействии с социальными институтами общества, процессы, реализующие воспитательные функции.

Таким образом, предметом педагогики является педагогический процесс. Говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изучается педагогом.

Задачи педагогики

 

Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов, организационных форм обучения и воспитания и построения на этой основе педагогического процесса.

Функции педагогики

Функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях;

изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;

выявление устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях.

прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

разработка методических материалов;

внедрение достижений педагогической науки в педагогическую практику.

оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

 

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Основные педагогические технологии:

1. традиционное обучение; 2. педагогика сотрудничества;

3. развивающее обучение; 4. игровое обучение;

5. проблемное обучение; 6. эвристическое обучение;

7. программированное обучение; 8. контекстное обучение;

9. активное обучение; 10. дидактическая эвристика;

11. частнопредметное технологии обучения;

12. авторские педагогические технологии;

13. авторские педагогические технологии;

14. компьютерные технологии обучения;

15. разноуровневое обучение; 16. метод проектов.

 

Педагогика не может не опираться на результаты исследований других наук, из которых она берет для себя то, что необходимо для ее более правильного и всестороннего понимания предмета исследования. Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определятся тем, что требуется самой педагогике и содержанием того, что изучает конкретная отрасль знаний.

 

Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепциями и рекомендациями, на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно обоснованные суждения. Развиваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обогащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность педагогического процесса или его отдельных элементов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.