Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современный литературный процесс с редакторской точки зрения.






Современный литературный процесс в России – явление сложное, противоречивое. С одной стороны, это последовательное развитие динамичной системы литературных родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, стихотворных и прозаических форм, средств языка, приемов композиции(в последние десятилетия); с другой, – взаимодействие целого ряда субъектов и объектов (семьи, государственных институтов, образовательных и библиотечных учреждений, музеев) по оптимизации творческого процесса, книгоиздания и пропаганды отечественной книги. В том числе и зарубежн.
Особенности, хар-ки: 1) Изменение основного эстетического ориентира с литературоцентризма на медиацентризм(ТВ, Инет, СМИ) -> поверхностность, только для наслаждения и тп. На Западе это повсюду, у нас пока что частично; 2) Литература всегда делилась на: высокую(классика), беллетристику(женская проза, жен.романы например), массовую литературу(детективы). Есть еще культовая литература, т. е. писателя ставят на пьедестал, он раскручен издательствами, продюсерами. У нас так Эксмо делает. Для России культовым является Пушкин.
3) Деление на жанры. Сейчас на пике фэнтази (Майер, С. Коллинс, ДЖ. Роулинг...), потом идут ремейки классики (наполняет новым содержанием), детективы. 4) Многие критики и литературоведы выстраивают свои ряды имен и произведений, определившее движение литературного десятилетия. Самые яркие: Распутин, Прилепин, Евсеев, Козлов, Кантр, Акунин. По тиражности в 2013 г: Донцова(число-143. Тираж-2 831), Устинова (ч-55, т-897), Акунин(60, 737). Детск.лит-ра по издаваемости: Чуковский(общ.тираж-2 194), Барто(1023). Статистические показатели публикуются в РКП. 5) Наблюдается утрата читательского интереса. 6) Сегодня главенствующие позиции занимают проза и публицистика.(Николай зиновьев, сергей соколкин). 7) Если рассматривать языковой аспект: происходят процессы языковых изменений: уход одних слов, их исчезновение из языковой системы. Это наибольшая часть изменения просторечия. С другой стороны, возникают новые слова просторечия (в разы, по-любому, тралик), образуются некоторые новые значения слов (по ходу, фишка), создаются отдельные словесные конструкции, хотя это менее активная (по сравнению с литературным языком) сторона процесса. Все эти параметры и внутренние соотношения языкового процесса отражаются литературой на современном этапе. Современная литература есть литература городского аспекта и пафоса. Процветает многословие и субъективное начало(выражение автором себя).

Все эти проблемы освещают электронные и печатные ресурсы такие, как: " Журнальный зал", " Иностранная литература", " Современная литература".

К началу 2000-х стало понятно, что современный литературный процесс формируют: 1) Издательства, а именно, - «Вагриус», «Эксмо», «АСТ», «Олма-Пресс», «Азбука», - они и определяют круг чтения современного россиянина. Сотрудничество с крупным издательством для писателя в большинстве случаев означает литературный успех. Именно издательства, вывели в «звезды» А. Маринину, Д. Донцову, Б. Акунина, О. Робски и др. 2) Премии. В современной России стала распространенной практика награждения авторов денежными премиями. Среди авторитетных премий м.назвать «Буккер», «Национальный бестселлер», молодежный «Дебют», а также ряд региональных премий и поощрительных премий.(Л.Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик», 2007; Марина Степнова «Женщины Лазаря», 2012).

3) Литературные журналы. Литературные журналы в рыночные 1990-е гг. значительно потеряли читательскую аудиторию и авторитет. Они перестали быть «властителями дум».

4) PR-акции и реклама. В 1990-е гг. стало очевидно, что литература, как и любой коммерческий продукт, нуждается в «раскрутке». Эффективным способом «раскрутки» писателя и какого-либо произведения является заказ рецензий и обзоров в СМИ. Заказчиками могут выступать издатель, литературный агент или сам писатель или их конкуренты.

5) Интернет. Во-первых, издательства, журналы, премии и всевозможные литературные организации, распознав преимущества Сети, появились в ней в качестве равноправных участников. Во-вторых, оценив удобства внебумажного носителя информации, издатели и энтузиасты стали запускать исключительно сетевые литературные проекты. Н: журналы «Топос», «Сетевая словесность», «Пролог», где полноценно работает редакция и осуществляется строгий отбор литературного материала, а также порталы «Стихи.ру», «Поэзия.ру», «Проза.ру», где может опубликоваться всякий желающий.

Вместе с литературными институциями к началу 2000-х изменилась и сама литература. Чтение литературы в новом обществе стало всего лишь одним и не самым популярным видом проведения досуга. Актуальность проблем, затрагиваемых молодыми, активное введение в текст сленга и современных форм языка, наконец, явная установка многих авторов на продаваемость их творений сделали книги «новых реалистов» привлекательными для широкого и особенно молодого читателя.

От автора сегодня требуется выбрать правильную литературную стратегию, ориентированную на читателя и потребителя образа. Поэтому сегодня мы наблюдаем множество не индивидуальных художественных миров, а, скорее, множество разных литературных проектов нацеленных на извлечение макс.прибыли.

Да́ рья Донцо́ ва — росс. писательница и телеведущая, автор «иронических детективов», член Союза писателей России. Лауреат ряда литературных премий. Кроме детективных историй, из-под пера Дарьи Донцовой вышли: " Кулинарная книга лентяйки" - веселое пособие для начинающих и опытных кулинаров и автобиографические " Записки безумной оптимистки". «Третий глаз-алмаз».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.