Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль редактора в редакционно-издательском процессе. Редакторский анализ как метод. Редакторское чтение.






Редактор заним-ся: планир-ие, отбор, решение о публикации, редактирование, контроль авторских управлений, работа с авторами, руководство коллективом, утверждение мкета, рецензирование, подпись договоров, утверждение сигнального экземпляра.

Функциональные обязанности редактора: редакционно-издательской, организационно-управленческой, информационной и маркетинговой.

Редакционно -издательские функции - разработка концепции издания, литературно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, творческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. В числе организационно-управленческих задач - обеспечение внешнего рецензирования, помощи автору, планирование и распределение работ в издательской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректировка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультация, внедрение и использование новых технических средств и др.

Информационная функция: Это библиографическая работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизированного банка данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и др. Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над изданием. По существу они определены решением экономических проблем и проблем представления и сбыта книги. Реда-р, разрабатывая, концепцию издания, опирается на исследования читательской аудитории и книжного рынка в целом, а впоследствии с концепцией издания связываются иллюстрирование, элементы оформления, полиграфического исполнения.

Проф.деят-ть ред-ра: есть свой объект-произвед-е, субъект-ред-р, конечн.продукт-изд-е, и способ: ред.анализ. Ред. анализ представляет собой комплекс приемов, позволяющих выполнять редакционно-издательскую работу целесообразным путем в полном объеме и нужным результатом.

Редакторский анализ – это синтез специально-предметного, логического и лингвостилистического анализа. Вспомогательным методом служит контент-анализ (качественно-количественный анализ). Выделяют пять аспектов анализа: 1.идейно-тематический(аспкт-актуальность, оригинальность, наличие концепции), 2.содержательный(аспект-точность фактич.материала, новизна, научность, уместность, наглядность, доступность), 3.композиционный(целостность и системность, объем), 4.лингвистический(точность словоупотребления, образность, синтаксис, пунктуация, функциональное соответствие стиля), 5.редакционно-технический(внетекстовые элементы, аппарат оформления). Анализ направлен на изучение, оценку, совершенствование пр-я и подготовку издания. Анализ проходит в двух планах. Во-первых, выявляются фактические, логические и языково-стилистические ошибки и погрешности, во-вторых, определяется соответствие произведения тем требованиям, которые предъявляются к нему с точки зрения предметной направленности, вида литературы, жанра, личностных проявлений автора и концепции издания. Первая оценка – анализ ключевых положений, общего построения работы.

Цель анализа: есть ли смысл издавать, как исправлять, как подготовить и как продать.

Редакторская оценка объективная. Это выявление + и - и их обоснование. Оцениваются все аспекты, жанр, стиль, язык. в совокупности. плюс аппарат, оформление и исполнение.

Работа над произведением ведется с учетом состава аппарата в целом и каждого элемента в отдельности. При оценке произведения и решении вопроса о его публикации необходимо иметь в виду возможности полиграфической базы издательства в связи с художественно-техническим оформлением и полиграфическим исполнением издания.

Значительное место в работе редактора занимает профессиональное чтение, которое связано со сложной, трудоемкой и напряженной мыслительной работой. Редакторское чтение очень медленное, осмысленное, как правило, неоднократное чтение, позволяющее осмыслить и оценить прочитанное. При обычном чтении читатель на многие детали, фрагменты произведения может не обратить внимания. Профессиональное чтение требует постоянного внимания. Внимание поддерживается усилиями воли, интересом к произведению, профессиональным интересом. В процессе чтения редактору постоянно приходится что-то вспоминать, сопоставлять, выяснять и уточнять. Поэтому всегда под рукой желательно иметь словари, справочники, энциклопедии. В процессе чтения ред-р соотносит отдельные объекты, ключевые положения, учитывает логику. Содержание произвед.соотносится с др.известными факторами. Профессиональное чтение сопровождается особого рода записями - пометами на полях, постраничными замечаниями на отдельных листах бумаги или в рабочей тетради. Это разного рода размышления, обобщения, выводы, заключения, отдельные замечания, которые могут выходить за пределы рассматриваемого авторского оригинала, иметь общее и частное значение, касаться процесса работы, конкретных элементов произведения, других изданий, дальнейших планов работы и многого другого.Чтение м.б.ознокомительным, сквозным(послед-ое, без пропусков), и фрагментарным.

Целевое и функциональное назначение, читательский адрес и характер информации как факторы, определяющие концепцию издания. Составляющие (художественная, техническая, экономическая) и этапы разработки концепции издания.

Концепция издания – замысел, который связывается с конструктивным принципом подготовки произведения к печати. В концепции отражается основная точка зрения редактора на издание, его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические средства исполнения. Концепция определяет всю последующую работу над изданием.

Факторы, определяющие концепцию изд-я: целевое назначение; функциональное назначение; читательский адрес; характер информации; а также экономические и организа­ционно-технические условия работы над книгой. Целевое назначение. Цель издания определяют те, кто инициирует и финансирует его выпуск, в конечном итоге главной задачей этой деятельности всегда является распростра­нение информации с коммерческими, рекламными, образовательными, воспитательными и другими целями. Распространение информации направлено на удовлетворение потребности общества в образовательной, развлекательной, справочной, научной, коммерческой и другой информации. Функциональное назначение рассматривается как более чёткое и ясное выражение «целевого назначения». Определённая функция закладывается уже в жанровую природу произведения: учебник учит и воспитывает, энциклопедия даёт справочную информацию, иронический детектив развлекает, а монография фиксирует результаты научных исследований. В соответствии с функциональ ным назначением оформляются выходные данные, строится аппарат(Н: в научных изданиях даётся полный библиографический список, а в учебных и научно-популярных - только рекомендательный, указатели обязательны для справочных изданий, а в учебных они только желательны), подбираются иллюстрации и редактируется текст. Читательский адрес – это обобщённая характеристика опреде­лённой категории читателей (потребителей) текста, на которую рассчитано из­дание. Адресность изданий проявляется в содержании произведений, в степени их сложности, в подборе аппарата и, наконец, в художественном оформлении.Читатели подразделяются по возрастным, половым, профессиональным, социальным, географическим признакам. Читательский адрес также определяет состав издания, характер информации, внешнее оформление, стиль текста. Характер информации- является фактором, заложенным ещё в жан­ре произведения. Произведение может быть художественным, научным, спра­вочным, научно-популярным и т. д. Характер информации включает в себя тему, глубина разработки проблемы(Н: В научном изд. требуется высокий научный уровень проработки темы с аргументированием обоснований и доказательств, свои языковые-стилистич.средства.научно-поп- другой язык, иные приёмы и средства отображения содержания.), структуру текста(Если информация: - художественная, то дается в вольном варианте; - если учебная, то располагается по главам), информативность и художественный стиль. Этот фактор наиболее полно проявляется в информативной насыщенности и стиле текста, выборе и оформлении элементов аппарата, вид информации(текстовая, цифровая, табличная, нотная, формульная,), наличие графиков, таблиц и формул, а также функция иллюстраций. Экономические и организационно-технические факторы являются внешними ограничителями, определяющими концепцию издания.(расходы на издание, определяющие качество бумаги и пе­чати, конструкция, тщательность и уровень квалификации редакторской рабо­ты, художественного оформления ограничиваются бюджетом издания). Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием: разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование; разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги; моделирование издания и его подготовка; материальную конструкцию, способ печати, состав аппарата, макет художественного оформления и формирование издательского оригинала; контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет. В концепцию издания входят и самые общие, ключевые типологические параметры: необходимо определить жанр произведения и характер информации, характер читательской аудитории, ее образовательный уровень. (Технические характеристики издания: формат; бумага (обложка и блок); объем (количество полос); периодичность; тираж и т.д. художественное оформление: макет издания. Дизайн. Экономические: экономическая ситуация в изд-ве, возможности имеющейся полиграфической базы расходы на издание, на персонал, типографские расходы: бумагу, печать, складирование, рекламу и транс­портировку продукции; рентабельность издания, ожидаемая прибыль-если коммерческая цель, изучение рынка(изучение читательского спроса, анализ опыта работы коллег: учёт их ошибок, оценка удачных образцов)).

43. Рецензирование авторского оригинала. Цели, задачи и критерии оценки. Виды рецензий и их использование.

Рецензирование авторского оригинала -разбор авторского оригинала для оценки его идейных, научных и литературно-художественных качеств с целью отбора произведений для печати.

АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛ — оригинал лит. или иного произведения, представляемый автором в изд-во для его подготовки к изданию и выпуску в свет. От результатов рецензирования зависит судьба книги и качество издания. В процессе рецензирования редактор анализирует произведения в полном объеме, на основе его характеристики делает выводы и решает вопрос о возможности подготовки издания. В рецензиях он излагает и обосновывает свои выводы. Для обоснования выводов он использует материал произведения. Комплекс требований разного жанра опред-ся типологией произведений.Рецезент оценивает произвед.не только с худ-й но и с конъектурной т.з.

Рецензия – официальный документ, характеризующий произведение. Любая рецензия включает разбор, характеристику и оценку произведения. В рецензиях разных видов результаты разбора, характеристики и оценки произведения даются с разной степенью распространенности, с ориентацией на прагматические производственные цели.

В ИД применяются два вида рецензий: - редакторское заключение и издательская рабочая рецензия. Редакционное заключение и рабочая рецензия - внутренние издательские рецензии. Их подготовкой занимаются работники издательства. При необходимости узнать мнение компетентного специалиста о работе автора редакция обращается к рецензенту, не состоящему в штате издательства. Рецензия, написанная таким специалистом, является внешней рецензией. В ней в зависимости от запроса редакции м.б. общая оценка произведения или оценка его отдельных элементов.Кроме того, используют открытые рецензии- пишется специалистом, не состоящем в штате издательства. Публикуется в прессе после выхода книги, как правило, с рекламными целями).

В ред.заключении ред-р высказывает свое мнение о литературном произведении и о целесообразности его издания: оценка и харак.произвед, в кот.приним.и обоснов.решение о публикации. Редакционное заключение – офиц.документ, который необходим для внутреннего использования в издательстве. С ним может ознакомиться заинтересованный работник издательства или автор. Объем минимальный(1-2 стр).Приводятся аргументы содержат., худ-го, экономич.хар-ра.Произвед.оцен-ся положит.-если достоинства преобладают, а недостатки м.устранить, т.е. произвед-есть материал, пригодный к редактированию. При положительном решении он определяет характер и порядок предстоящей работы. Если оценка отрицательная, то главная задача редактора – объяснить свое мнение.(недостатки-нельзя устранить)

Редакторское заключение включает: 1.сведения об авторе; 2.сведения о произведении (название, жанр, тема, идея, вид литературы, дополнительные элементы, объем, иллюстрации); 3.поэлементный разбор и характеристики произведения (сюжет, композиция, герои, объем, стиль и т.д.); 4.общие оценочные выводы, перечисление + и -, общая оценка; 5.вывод о целесообразности публикации-последнее пожелание автора, рекомендации.

Особенностью ред.заключ яв-ся краткость, обоснованность, понятность, офиц-публицистич.стиль текста. Отрицательная рецензия: отсутствие темы, актуальности, недостатки сюжета и композиции, неточности, фактические ошибки.

Издательская рабочая рецензия адресована автору. Ее пишут при общей положительной оценке произведения с целью наметить общие направления его доработки. Содержит краткую оценку произведения и выводы, связанные с его публикацией, достоинства и недостатки и рекомендации по доработке произведения. Рекоменд.по доработке м.б. дополнена рукописью с пометами или с подробными рекомендациями. Возможные варианты доработки предполагают корректировку в разработке темы, усиление ее идейной значимости, устранение фактических, логических и языково-стилистических ошибок, совершенствование содержания и формы произведения в ориентации на его жанровые признаки, особенности предмета и вида литературы, а также на целевое назначение и читательский адрес будущего издания.Объем изд.раб.рец.ограничения не имеет.

 

 

44. Требования к авторскому оригиналу. Приём авторского оригинала в издательстве.

Готовое произведение автор должен представить в срок, определенный договором. Если срок нарушен, то решение о дальнейшей судьбе договора принимает руководство издательства. В случае расторжения договора составляется акт о прекращении издания.

На первом этапе издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригиналов иллюстраций. Основными такими документами являются ОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования» и ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические условия». Оригинал-источник изд-я, кот.предстоит посредством редакционных и полиграфич.работ превратить в готовое изд-е.

Авторским текстовым оригиналом называется текстовая часть произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей редакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала. Различ. 2 вида оригин-ов: 1)оригинал, созд-ый автором произвед-я, включающий все необх.компоненты. 2)издат-й оригинал-авторский оригинал после редакционной издат-ой обработки, дополненный элементами аппарата, внешним оформлением.Полностью обработанный изда.оригинал предст.собой сверстанный оригинал-макет.

Формы оригинала: машинописные или распечатка, электронный, расклейка(наклеенные на отдельные листы стр-цы предыдущего изд-я, в кот.м.б. внесена правка), рукопись(вручную воспроизв-ся фрагменты.кот.не м.б. воспроизведены набором), оригиналы-иллюстрации (фотографии, графич. файлы, эскизы, чертежи, граффити, ксерокопии). Некот.оригиналы-иллюстрации предоставляются для дальнейшего воспроизв-я професс-м, худ-кам, др.м.нуждаться в доработке.Любая форма представления авторского оригинала должна быть обусловлена авторским договором.

Технич.треб-я к оригиналу: 1)распечатка: А4, поля 20 мм, 60знаков, 30 строк, нумерация.

Необх.единообразие требований. Единообразие-абзацы автоматич, интерлиньяж. Рукопись-четко, ровно, темными чернилами. Изобр.оригинал д.б.плоским, с гладкой поверхностью, без дефектов(трещины, загрязнения, следы скрепок, старые надписи), визуальная резкость, зернистость не д.б. заметна. 2) с надписями и штампами на обороте(подписанные)

Общие треб-я: 1*комплектность, т.е. полнота всех его составных частей.

2* наличие всех необх.элементов: титульный лист, оформленный в соответствии со стандартом < Издания. Выходные сведения> и подписанный автором (всеми соавторами) с обозначением даты сдачи, общего числа страниц, с перечислением составных частей всего оригинала и числа единиц в каждой части;

*текстовый оригинал, включающий основной и дополнительные тексты, а также те элементы книги, которые заказаны автору издательством (предисловие, оглавление, аннотация, тексты колонтитулов, указатели, затекстовые примечания и комментарии, библиографический список, список иллюстраций);

* 2-й экземпляр текстовой части оригинала+ электр.оригиналы;

* рабочее оглавление (перечень всех без исключения заголовков с их смысловой соподчиненностью);

* авторские оригиналы иллюстраций (в конвертах);

* текст подписей к иллюстрациям.

3*Сдача в окончат.виде без ориентации на доработку.проверка автором каждой стр.

4*прием авт.оригинала: комплектность.подписи, проверка авторских исправлений, кач-во файлов, элементы аппарата.

Если авторский оригинал соответствует приведенным выше требованиям, в издательстве регистрируется срок его поступления и автор получает расписку в получении его рукописи. После принятия рукописи издательство должно дать автору ответ, принято его произведение к изданию или не принято.

 

 

45. Редактирование фактического материала в произведении: критерии оценки. Виды фактических ошибок в издании.

Одна из гл.задач ред-ра при ред-ии произвед-я- выделить факты, которые составляют основу произведения. Вопрос о достоверности фактического материала литературного произведения связывается, с одной стороны, с поиском фактических ошибок (ложных фактов) и неточностей, с другой - с самим процессом постижения истины. Перед редактором стоит задача определить достоверность отдельных фактов и произведения в целом.

Критерии оценки фактич.матер-ла: 1)соответствие темы. 2) достоверность и правдоподобие. 3)уместность(принципиальная и композиционная). 4)новизна(объективная, субъективная). 5) логичность. 6)значимость (сумма всех предыдущ.факторов).

Качество фактического материала литературного произведения во многом определяется его новизной. Следует различать объективно и субъективно новые факты. Последние связываются с возможностями читателей и знаниями редактора. Объективная новизна литературного материала обусловлена степенью изученности предмета, которому посвящено произведение.

При уяснении требований к новизне фактического материала литературного произведения учитываются: методология предмета; особенности и степень изученности темы; особенности временного периода, к которому относятся фактический материал, ситуация в общественно-политической жизни, в научной и производственной сфере; специфика жанра и вида произведения; целевое назначение и читательский адрес издания; принадлежность факта к определенной структурной части произведения; содержательная значимость фрагмента, в который входит данный факт; использование данного фактического материала в других изданиях, в том числе периодических, а также в радио- и телематериалах.

Анализ фактического материала с точки зрения научности требует учета специфики вида литературы, к которому относится произведение, и типологических характеристик издания.

Целесообразный уровень научности произведения обусловлен: спецификой предмета; степенью изученности предмета; уровнем научности исходного материала; глубиной разработки; объемом житейских и научных понятий; уровнем новизны; средствами выражения и формами представления фактов; видом литературы, к которому относится произведение; жанром произведения; целевым назначением и читательским адресом издания.

Один факт или совокупность фактов могут соответствовать теме в ее конкретной разработке, но при этом быть уместными или неуместными. Последнее означает, что они использованы некстати по каким-либо причинам, не вовремя, без учета особенностей произведения и издания. Уместность фактического материала зависит от его логической значимости, степени достоверности, точности, научности, новизны, а также от психологической, эстетической и эмоциональной насыщенности.

Факты в худ.произвед.харак.след.кач-вами: оригинальность-обыденность, праводподобность, образность, сюжетная значимость.

Качество фактич.матер-ла во многом опред.его выразительностью: его новизной, информативностью, научностью, точностью, доступностью(опред-ся подготовкой аудит-рии), уместностью.

Можно выделить следующие виды фактических ошибок: 1.использование слов без учета их точных значений, т. е. произвольное, субъективное и часто неверное толкование содержания понятий; 3.неполная аргументация в связи с тем, что автор ориентируется на свои знания, не учитывая в полной мере возможности читателя; 4. он пропускает некоторые положения как само собой разумеющиеся, а в результате формируется неправильное мнение; 5.использование ложного суждения в качестве истинного (умышленное иди неумышленное, так как автор может ошибаться); 6.использование в аргументации мелких, незначительных, частных фактов, которые не отражают сущности явлений; 8.неточные высказывания, неряшливые, неотработанные формулировки; 9.нарушение требований законов логики; 10.отсутствие фактов для достаточной аргументации, обоснования выводов; 11.ориентация на неавторитетные источники; 12.использование фактов не в совокупности, а фрагментарно; 13.нарушения языковых и стилистических норм, неправильное использование слов указательного рода и других, влияющих на смысл высказываний.

Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация, сопоставление, сравнение фактов и многие др. Это и подсчеты, и сверка материалов с авторитетными источниками, требующие главным образом внимательности, сосредоточенности, исполнительности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.