Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Здоровый образ жизни студента






Лекция №3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

1. Понятие " здоровье", его содержание и критерии

Здоровье в иерархии потребностей культурного человека

Образ жизни студента и его влияние на здоровье

Здоровый образ жизни студента

 

1. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополу­чия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта.

Нормальное состояние здорового организма — динамическое поня­тие, характеризующее оптимальное состояние живой системы, при ко­тором проявляется ее максимальная активность. Состояние здоровья — показатель адекватности работы функциональных систем организма.

Также здоровье определяется как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Более детально: здоровье — это способность:

— противостоять внешним и внутренним воздействиям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации;

— приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям;

— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

— производить и выращивать полноценное потомство;

— улучшать возможности, свойства и способности своего организ­ма, а также качество жизни и среды обитания.

Признаки здоровья:

1. Отсутствие болезни;

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организа­ции;

3. Способность к полноценному выполнению основных социаль­ных функций;

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма;

5. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся ус­ловиям существования в окружающей среде (адаптация).

Некоторые признаки здоровья (широта адаптивных возможностей, функциональные резервы и т.п.) могут быть оценены количественно, дру­гие (благополучие) — описательно.

Научно-технический, социальный прогресс приносит не только бла­го. Он ведет и к ухудшению здоровья. Единственное оружие человека в защите здоровья в создавшихся условиях — культура его самосохранения.

Принято различать несколько градаций здоровья:

1. Абсолютно здоров — все органы и системы функционируют в со­ответствии с окружающей средой, в них нет никаких болезненных про­явлений. Таких людей очень мало.

2. Практически здоров — наблюдающиеся некоторые отклонения в состоянии здоровья не сказываются существенно на самочувствии и ра­ботоспособности. Диапазон диагноза этой группы широк. Профессии — от труда инвалидов до работы космонавтов.

Более 1000 лет назад Авиценна выделил 5 степеней здоровья и бо­лезни:

1) тело здоровое до предела;

2) тело здоровое, но не до предела;

3) тело не здоровое, но и не больное;

4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;

5) тело больное до предела.

Наряду со " статическим здоровьем" все большее значение приобре­тает " динамическое здоровье". " Здоров" — тот, кто обладает хорошим " динамическим здоровьем" и способен выполнять определенные физи­ческие нагрузки.

В различных учебных заведениях воспитанни­ки и учащиеся по уровню здоровья подразделяются на основную, под­готовительную и специальную медицинскую группы.

Традиционно выделяются 3компонента здоровья — физический, душевный и социальный.

Физическое здоровье, обеспечивающее силовые взаимоотношения с внешним миром, — способность человека использовать свое физиче­ское тело, его органы и системы для самосохранения.

Психическое здоровье определяет способность человека использовать отображение внешнего мира, контролировать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения здоровья.

Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.

Наряду с индивидуальным здоровьем выделяют здоровье населения (общественное здоровье), определяемое по совокупности показателей: рождаемость; смертность; детская смертность; заболеваемость; средняя продолжительность жизни.

На здоровье человека оказывают влияние биологические, социаль­ные, природные факторы. Немаловажное значение имеет наследствен­ность — свойство организма сохранять и передавать потомству харак­терные признаки, особенности строения, функционирования и индиви­дуального развития. Ряд заболеваний, или предпосылки к заболеванию передаются по наследству — болезнь Дауна, гемофилия, сахарный диа­бет, гипертония.

Отношение человека к здоровью проявляется в действиях, поступ­ках, переживаниях, суждениях людей относительно факторов, влияю­щих на их физическое и психическое благополучие.

Формы проявления отношения к здоровью могут быть адекватное (разумное) и неадекватное (неразумное, беспечное), но поскольку в ре­альной жизни подобная полярная альтернатива практически исключена, следует говорить о степени адекватности отношения к здоровью.Критериеммеры адекватности отношения к здоровью может слу­жить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требовани­ям медицины, санитарии и гигиены и соответствие самооценки индиви­да физическому и психическому состоянию здоровья.

2. Спектр потребностей человека широк. К.Обуховский выделяет пять потребностей:

1) потребность в самосохранении (здоровье);

2) потребность в сохранении вида;

3) познавательная потребность;

4) потребность эмоционального контакта;

5) потребность смысла жизни.

Потребность в здоровье, данная нам на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении, трансформируясь, по мере социализации человека, получает развитие и становится потребностью в здоровье как средстве реализации других жизненных потребностей (в материальном благополучии, достижении других целей и т.д.).

По мере культурного и духовного развития индивида потребность в здоровье становится самостоятельной ценностью. Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовать их.

Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Сюда можно отнести потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении и др. Чем сильнее развиты эти потребности, тем зна­чительнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях.

3. Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечело­веческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, решает задачу физического совершенства, разрешает проблемы рационального использования сво­бодного времени.

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии (2 раза в году), учебные практики — все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. На учебные занятия отводится 6—8 часов в день. Самоподготовка требует от 3 до 5 часов, а во время экзаменационной сессии — 8—9 часов в день. Таким образом, суммарное учебное время студентов и учащихся составляет 9 —12 часов в день. Это большая психофизическая нагрузка на орга­низм молодого человека.

Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22—24 ч! Как следствие, у многих — нарушение режима сна. (И это не раз, не два, а все годы обучения в вузе!) У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1—3 ч ночи. Отсюда — крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 ч отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Большие перегрузки и " варварское" отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной ра­ботоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. А период экзаменов — это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма мо­лодого человека!

Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80—92 уд/мин против 76—80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд/мин, по­вышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, ком­пенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально " за­творниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на от­крытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин в день. Наблюда­ется систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пи­ши. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие откло­нения в состоянии здоровья. Это не случайно. Все эти, казалось бы, " обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие сни­жения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигатель­ной активности.

Вместе с тем учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спор­том и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благо­получно для своего здоровья проходят эти сложности студенческой жизни.

У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую актив­ность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышает­ся уверенность поведения, наблюдается развитие престижных устано­вок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному призна­нию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмо­циональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных лю­дей. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в рабо­те, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контак­ты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздейст­вие систематических занятий физической культурой и спортом на ха­рактерологические особенности личности студентов.

Учебное и свободное время — это неразрывное целое. Неслучайно говорят: " Как отдохнешь, так и поработаешь! " Свободное время студен­тов составляет около 2—3 ч в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, со­стояние здоровья.

Социологические исследования показали, что свое свободное время студенты специальных учебных заведений используют по-разному: овладение ценностями духовной культуры, занятия физической культурой и спортом — все это имеет место. Однако у многих доля бесценного времяпрепровождения также значительна. Сравнивая бюджет свободного времени студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спор­том, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у пер­вых.

Студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной тренировки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ставят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя прави­лам здорового образа жизни, спортсмены реже нарушают режим сна, питания, чаще бывают на воздухе, поэтому у них и большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкоголя, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на дру­гой и, несмотря на дополнительные временные затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психическую устойчивость к раз­личным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работо­способность в течение учебного года.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.