Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ресурсы въездного туризма Понятие «ресурсы». Территориальные особенности ресурсного потенциала туризма. Виды туристских ресурсов.






Рекреация и туризм имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию, что вызывает мощные потоки рекреантов к местам концентрации ресурсов и нередко определяет характер территориальной организации рекреационных районов, размещения туристских центров и специализацию национального и региональных туристских продуктов страны.

Туристские ресурсы наряду с объектами материально-технической базы, в т.ч. с элементами туристской инфраструктуры, и социально-экономическими условиями в районе входят в состав рекреационного потенциала территории. Рекреационный потенциал территории – совокупность взаимосвязанных компонентов природных, антропогенных и природно-антропогенных систем, создающих возможность развития на определенной территории в данный отрезок времени видов и форм деятельности, направленных на удовлетворение рекреационных потребностей людей всех уровней организации (индивидуальных, групповых, общественных). Величина рекреационного потенциала определяется количественным выражением оценки природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов региона, а его качество – качественным составом ресурсов, а также степенью благоприятности так называемой рекреационной среды.

Туристские ресурсы отличаются от прочих ресурсов, используемых в процессе общественного производства, рядом специфических особенностей. Они не теряют связей с природной основой; технология их использования отличается простотой; большинство ресурсов относится к условно неисчерпаемым. Преобладает комплексное использование ресурсного потенциала, то есть объектами эксплуатации чаще выступают не единичные туристско-рекреационные ресурсы, аопределенные сочетания ресурсов, обладающие территориальной целостностью и полифункциональной направленностью (возможностью одновременного развития нескольких циклов рекреационных занятий). В формировании функциональных сочетаний ресурсов лежат принципы дополнительности, комплексности, отсутствия антагонистических противоречий между суботраслями рекреационного хозяйства. Неотъемлемым принципом ресурсопользования является сохранение или улучшение качества ресурсов или рекреационной среды в целом.

Классификация туристских ресурсовможет проводиться по ряду критериев.

По целевому назначению:

1) ресурсы целевого использования, в т.ч. многоцелевого (комплексного или конкурирующего) и специализированного;

2) ресурсы сопутствующего использования.

II. По технологии рекреационного использования:

1) ресурсы лечебного туризма;

2) оздоровительные туристские ресурсы;

3) спортивно-туристские;

4) туристско-познавательные;

5) ресурсы развлекательного туризма.

III. По характеру использования компонентов окружающей среды:

3.1. Природные, в т.ч.:

1) климатические;

2) водные (поверхностные воды);

3) бальнеологические;

4) грязевые и озокеритные;

5) геоморфологические (ресурсы рельефа);

6) пляжные;

7) флористические и фаунистические;

8) пейзажно-ландшафтные;

9) познавательно-природные (информационные).

3.2. Антропогенные (культурно-исторические), в т.ч.:

1) истории и культуры;

2) археологические;

3) архитектурные;

4) этнографические;

5) мемориалы;

6) садово-паркового искусства;

7) культовые;

8) техногенные;

9) музеи.

3.3. Природно-антропогенные(пруды, водохранилища, лесопарки и др.).

IV. По территориальному распространению:

1) локальные;

2) площадные;

3) линейные.

V. По исчерпаемости:

1) исчерпаемые (в т.ч. возобновимые и невозобновимые);

2) неисчерпаемые.

VI. По интенсивности использования:

1) интенсивно используемые;

2) экстенсивно используемые;

3) неиспользуемые.

По мере расширения и углубления туристско-рекреационного процесса в туристский оборот могут вовлекаться новые, ранее неизвестные ресурсы и создаваться ресурсы с заданными свойствами.

 

Законодательная и нормативно-правовая база организации деятельности туроператоров Законы РФ, постановления правительства РФ, законодательные акты и нормативные документы, определяющие деятельность туроператоров и турагентов.

В современный период опыт ведущих туристических стран показывает, что активная деятельность государства, направленная на создание оптимальных условий для развития туристской деятельности, формирование законодательной и нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные экономические условия для развития туризма, способствует эффективному развитию туристской отрасли. В России сфера туризма является одной из приоритетных отраслей экономики (ст. 3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Одним из наиболее важных направлений государственного регулирования туристской деятельности является формирование современной нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие конкурентной среды в сфере туризма, защищающей интересы, как турагентов и туроператоров, так и потребителей туристских услуг. В этих условиях проблемы правового регулирования туристской деятельности в России приобретают все большую актуальность и нацеливают на исследование особенностей общественных отношений, складывающихся в данной сфере, а также источников их правового регулирования. Наиболее важными международно-правовыми документами в области туризма являются: Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 21 августа - 5 сентября 1963 г.); Манильская декларация по мировому туризму (Манила, 27.09-10.10 1980 г.); Документ Акапулько (Мексика, 21-27.08 1992 г.); Хартия туризма (1985 г., одобрена на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации) и ее приложение - Кодекс туриста; Гаагская декларация по туризму (10-14.04 1989 г., Нидерланды) и другие.

Правовую основу международного сотрудничества России в сфере туризма составляют также договоры. Например, «Соглашение между Российской Федерацией и Португальской республикой о сотрудничестве в сфере туризма» (Заключено в г. Лиссабоне 27.02.2007), «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о сотрудничестве в сфере туризма» (Заключено в г. Мадриде 09.02.2006). В настоящее время отношения в сфере туризма на федеральном уровне регулируются нормами Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также положениями иных законов, затрагивающих вопросы туристской деятельности. К ним можно отнести, например, ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др.

Системообразующим законодательным актом в сфере туризма является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон определяет основные принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан, формировании и продвижении туристского продукта, безопасности туристских путешествий, страховании жизни, здоровья и имущества туристов. В систему нормативных правовых актов о туристской деятельности входят Указы Президента Российской Федерации: «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма», «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации»; акты Правительства Российской Федерации: «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы)»; акты министерств и ведомств: «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации», «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», «О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения», «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленной порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» и другие.

Основные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере туризма можно разделить на несколько групп. Первая группа включает нормативные правовые акты, регулирующие организацию туристской деятельности: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О рекламе», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», Приказ Минспорттуризма РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров» и др.

При применении этих нормативных правовых актов встречаются пробелы, которые необходимо устранить. Предлагается внесение изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», связанных с введением обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения на всей территории Российской Федерации, введением механизма реализации электронной турпутевки, повышением контроля за деятельностью турагентских компаний, а также необходимо определить понятие «туристская информация». Следующая группа включает нормативные акты, регулирующие вопросы безопасности туризма. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» безопасность туризма определяется как безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества и ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства. Вопросы безопасности туризма также регулируются Постановлениями Правительства РФ: «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации», «Об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства»; актами Ростуризма: «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания», а также иными нормативными правовыми актами.

В современный период безопасность оказываемых туристских услуг в силу многих факторов не гарантируется организатором тура. Учитывая многоаспектность проблемы, представляется необходимым принятие Федерального закона «О безопасности туризма», который должен учитывать существующие факторы риска во всех видах туристской индустрии. Другую группу составляют нормативные правовые акты, устанавливающие основы деятельности органов государственной власти в сфере туризма: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму», Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ «Об утверждении административного регламента Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Таким образом, источники правового регулирования отношений в сфере туристкой деятельности многочисленны. Вместе взятые, они представляют собой четкую, выстроенную по иерархическому принципу систему законодательства в сфере туристкой деятельности, которая состоит из системообразующего акта – ФЗ «Об основах туристкой деятельности» и ряда подзаконных нормативных актов, регулирующих вопросы туристских правоотношений.

 

Сегментация туристского рынка Принципы и типы сегментирования туристского рынка. Сегментация туристского рынка. Сегментация по экономическому принципу, по возрастным параметрам, по целям путешествия и др.

 

Понятие сегментирования рынка. Подавляющее большинство потребительских рынков гетерогенны. Покупатели имеют разные вкусы, устремления, привычки, возможности и т.д. предъявляя неодинаковый спрос. Чем больше потребители отличаются между собой, тем труднее создать такой товар (услугу), который удовлетворял бы абсолютно всех и тем бесполезнее становится реклама, рассчитанная на всех покупателей сразу. С обострением конкуренции производители стремятся уловить малейшие оттенки потребительского спроса, чтобы предложить продукт, востребуемый на рынке. Однако выпускать товары (услуги) для каждого человека в отдельности, ориентируясь на его индивидуальные желания и запросы, невыгодно производителю. Вместо этого продавец выявляет широкие группы потребителей со сходными признаками, характеризующиеся относительно однородным спросом. Такие группы называются сегментами, а процесс их выделения - сегментированием. Оно считается ключевой технологией маркетинга.

На примере рынка из шести покупателей рассмотрим три маркетинговые технологии. В первом случае сегментирование рынка отсутствует. Диаметрально противоположным является второй случай, соответствующий предельной степени сегментирования рынка. Здесь каждый покупатель представляет собой отдельный сегмент. В третьем случае членение рынка производится по выбранному признаку (например, по уровню доходов). При таком делении образуется три сегмента. Причем группа покупателей с уровнем дохода, обозначенным единицей, - самая многочисленная.

Сегменты в разной степени заинтересованы в одном и том же продукте. Согласно классическому закону маркетинга, 20-30% покупателей обеспечивают сбыт 70-80% товара (услуги). Верное определение перспективных потребителей, составляющих целевой сегмент (аудиторию), является основной задачей сегментирования и одновременно его главной сложностью.

Картина рынка, поделенного на ряд сегментов, проясняет выбор направления деятельности компании. Сегментирование рынка обусловливает принятие стратегических решений и непосредственную разработку комплекса маркетинга.

Сегментирование рынка проводится разными методами. В число самых известных и распространенных, особенно в туристской маркетинговой деятельности, входит совокупность математических методов, получивших название кластерного анализа. Они позволяют разбить анализируемое множество объектов на небольшое количество классов (кластеров), однородных внутри и предельно отличных между собой.

Методы кластерного анализа подразделяются на два типа в зависимости от того, одновременно или последовательно отыскивая кластеры. При одновременном поиске широкое применение водят вариационные и агломеративные методы. При последованом выделении классов используются методы, основанные определении понятия кластера в специальных терминах - максимально допустимый радиус или порог существенности связей. В рамках кластерного анализа каждый исходный объект (человек, предприятие, регион и т.д.) описывается с помощью системы из m показателей и задается как точка в m-мерном пространстве. При графическом изображении близость двух или нескольких чек означает однородность соответствующих объектов и их принадлежность к одному классу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.