Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельности

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ при осуществлении

Градостроительной и иной ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План:

1. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве зданий, сооружений и иных объектов.

2. Особые экологические требования к объектам отдельных отраслей

3. Экологические требования в градостроительстве

4. Экологические требования к обращению с опасными веществами. Обращение с отходами производства и потребления

 

1. В Законе «Об охране окружающей среды» специальная глава посвящена требованиям по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Их можно условно разделить:

1) на общие экологические требования по всем стадиям хозяйственной деятельности;

2) особые требования к отдельным отраслям хозяйства;

3) требования к градостроительной деятельности;

4) требования к обращению с опасными веществами;

5) требования к обращению с отходами производства и потребления.

Закон об охране окружающей среды подробно регламентирует, какие экологические требования необходимо соблюдать на каждом из этапов строительства любого рода зданий, строений, сооружений, иных объектов.

Этапы возведения зданий, строений, сооружений. Закон выделяет этапы возведения сооружений, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация, ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.

На всех этих этапах следует предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. Полное же прекращение размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды может быть произведено только на основании решения суда.

Выбор мест размещения сооружений. При выборе мест размещения зданий, строении, сооружении и иных объектов следует учитывать ближайшие и отдаленные экологические, экономические, демографические и иные последствия эксплуатации указанных объектов и соблюдать приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает:

— оценку изученности территории и достаточности исходной информации о природных и исторических особенностях территории, состоянии компонентов природной среды;

— оценку возможности природопользования исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;

— оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях;

— прогнозную оценку изменений в природной среде — состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека.

Природоохранные мероприятия необходимо определять по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.

Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий.

В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов необходимо учитывать нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматривать мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Для подготовки проектной документации объектов капитального строительства проводятся инженерные изыскания. В ходе таких изысканий должны быть получены, в частности, материалы о природных условиях территории, на которой будет осуществляться строительство, и факторах техногенного воздействия па окружающую среду, о прогнозе их изменения, о необходимой инженерной защите таких объектов, а также мероприятиях по охране окружающей среды.

В состав проектной документации объектов капитального строительства включается в качестве самостоятельного раздела перечень мероприятий но охране окружающей среды.

Проектная документация объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий но предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проектная документация объектов капитального строительства, за исключением отдельных установленных законодательством случаев, подлежит государственной экспертизе. В ходе государственной экспертизы проектной документации должна быть произведена оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Запрещено изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом необходимо обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. В целях проверки такого соответствия лицо, осуществляющее строительство, проводит строительный контроль.

Уполномоченные государственные органы в целях проверки соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации осуществляют государственный строительный надзор. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, производит надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особоопасных, технически сложных и уникальных объектов. За строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственного доступа на все объекты капитального строительства, подпадающие под действие государственного строительного надзора; они проводят проверки и могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 38 Закона об охране окружающей среды запрещен ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов:

— не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

— не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды;

— без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

В ходе эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов юридические и физические лица, осуществляющие такую эксплуатацию, обязаны:

— обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

— проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатации (ликвидация, перепрофилирование, консервация) зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляют также при наличии утвержденной проектной документации:

— обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования) объекта;

— оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта;

— оценку последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения;

— обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения.

Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов производят но согласованию с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 

2. Рассмотренные выше требования в области охраны окружающей среды, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику. Однако в отдельных чрезвычайных ситуациях, перечень которых устанавливается законодательством, соблюдение таких требований невозможно.

Кроме того, к размещению, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации объектов отдельных отраслей народного хозяйства предъявляют, наряду с изложенными, особые экологические требования.

Объекты энергетики. При возведении объектов энергетики (тепловых и ядерных электростанций, гидроэлектростанций) кроме общих требований необходимо соблюдать дополнительные меры по обеспечению безопасности таких объектов.

При проектировании и строительстве тепловых электростанций следует предусматривать их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.

При размещении гидроэлектростанций необходимо учитывать особенности рельефа местности, предусматривать меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы.

Кроме того, следует принимать меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ, иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Особенной потенциальной опасностью для окружающей среды, жизни и здоровья населения обладают ядерные установки — сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции. Порядок их проектирования, строительства и эксплуатации регулирует Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».

Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимает Правительство РФ.

Нефтегазовые производства. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки следует предусматривать эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Строительство и эксплуатацию таких объектов допускают при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз; обязательно производят восстановление загрязненных земель.

Опасные производственные объекты.К категории опасных производственных объектов относят объекты (предприятия, их цехи, участки, площадки), на которых:

— получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, представляющие опасность для окружающей природной среды);

— используется оборудование, работающее под высоким давлением или при температуре нагрева воды более 115 °С;

— используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

— получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

— ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Если в проектную документацию необходимо внести изменения, они также подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности (наряду с государственной экологической экспертизой) подлежат также технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, находящиеся на нем здания и сооружения, декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Гидротехнические сооружения. В законодательстве отдельно урегулировано обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Кроме упоминавшихся выше гидроэлектростанций к ним относятся каналы, плотины, судоходные шлюзы, водосбросные сооружения и другие разного рода сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. Эти сооружения опасны в случае аварий на них, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций — затоплению значительных территорий, загрязнению сточными водами и другим тяжелым последствиям.

В настоящее время действует специальный Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В соответствии с ним все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий на него (например, в результате размещения производственных объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения). На основании полученных данных они должны осуществлять регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения (если оно произошло).

На всех этапах функционирования гидротехнического сооружения (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации, его реконструкция, капитальный ремонт, восстановление, консервация) собственник или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

 

3. Особые требования предъявляют к строительству городских и сельских поселений, которые должны обеспечивать благоприятное состояние окружающей среды для проживания людей. Такие требования установлены Законом об охране окружающей среды и Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие.

По проектам генеральных планов в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей поселений, городских округов.

Генеральный план города (поселения) включать экологическое обоснование, которое содержит оценку существующего состояния городской среды (в том числе комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных под, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах), данные о водопользовании, сведения о сточных водах, о количестве и токсичности поступающих отходов, способах их складирования и утилизации; оценку загрязнения городской среды промышленными объектами, транспортными средствами; мероприятия по защите населения от физических воздействий; планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов; оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения); прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранительных мероприятий; оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений.

В отношении всех застроенных или подлежащих застройке территорий готовится документация по планировке территорий. Она служит для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, и земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Применительно к установленным такими проектами элементам планировочной структуры разрабатываются проекты межевания территорий, устанавливающие границы застроенных земельных участков и границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Существуют основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к первым двум видам.

На осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства необходимо специальное разрешение. Вопрос о предоставлении такого разрешения подлежит обсуждению на общественных слушаниях. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства общественные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

4. Опасность для человека и окружающей природной среды могут представлять многие вещества и материалы, являющиеся продуктами хозяйственной деятельности и развития научно-технического прогресса. Предупреждение их вредного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду вызывает необходимость предъявления к обращению с ними особых экологических требований.

Виды опасных веществ. Опасность для человека и природы представляют токсичные вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Вещества относятся к токсичным, если их характеристики совпадают с установленными законом величинами средних смертельных доз при введении в желудок и при нанесении на кожу, средней смертельной концентрации в воздухе (например, средняя смертельная концентрация в воздухе составляет от 0, 5 до 2 мг/л включительно). Если же смертельными являются дозы и концентрации ниже указанных в законе, то

вещества относятся к высокотоксичным. Опасными являются также:

— воспламеняющиеся вещества — газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 °С или ниже;

— окисляющие вещества

— вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (пли) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

— горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

— взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Все вещества природного или искусственного происхождения, которые могут в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, признаются законодательством потенциально опасными химическими и (или) биологическими веществами.

Регистрация опасных веществ. Все потенциально опасные химические и биологические вещества природного и искусственного происхождения, производимые на территории РФ и закупаемые за рубежом для использования в народном хозяйстве и быту, подлежат государственной регистрации.

Опасными для человека, животных и растений являются также определенные микроорганизмы, такие как бактерии, вирусы, грибы, простейшие, хламидии, яды биологического происхождения. Установлены нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, которые должны соблюдаться при строительстве и эксплуатации объектов, применении технологий, связанных с негативным воздействием микроорганизмов па окружающую среду.

В соответствии со ст. 50 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.

Использование радиоактивных веществ и ядерных материалов.

Радиационная безопасность населения представляет собой защиту настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (излучения, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных

частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков).

Отходы производства и потребления.

Во всех промышленно развитых странах огромную проблему представляют отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Их необходимо где-то размещать, утилизировать, а также производить обезвреживание и захоронение тех отходов, которые могут представлять опасность. Порядок обращения с отходами регулирует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида

при производстве единицы продукции. При нарушении этих нормативов и лимитов деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. На основе этих данных составляется государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Одной из главных целей государственного регулирования в этой области является уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. С этой целью применяется платность размещения отходов и методы экономического стимулирования рационального обращения с отходами, такие как уменьшение платы за размещение отходов при условии внедрения технологий, ведущих к снижению количества отходов.

Запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового

водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила землепользования и застройки муниципальных образований | Споры о праве собственности на самовольную постройку




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.