Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б.Ф. Скиннер






Отрицает промежуточные переменные. Недостаток схемы S→ R видит в недоучёте роли реакции в поведении.

Идея обратной связи в построении поведения: два типа поведения:

· Респондентное (отвечающее); условные, безусловные рефлексы.

· Оперантное (произвольное); правильные реакции закрепляются после метода проб и ошибок. В этом типе поведения большую роль играет подкрепление.

Типы подкрепления:

1) Положительная (добавление хорошего: еда, тепло, живём! J);

2) Отрицательное (добавление плохого: ток, яркий свет L);

3) Условное (как условный рефлекс: биологически нейтральный стимул становится значимым K);

4) Генерализованное (обобщённое): подкрепляется не какая-то потребность, но обобщённое подкрепление может удовлетворить несколько потребностей.

ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ - все формы психической жизни человека: восприятие, внимания, мышление. Восприятие, по его мнению, – особое поведение, которое заключается в рассматривании, слушании, ощупывании. Подкреплением его является усиление действия воспринимаемого объекта на организм. Скиннер ввёл понятие «символическое подкрепление» и описывал социум как систему символических подкреплений.

Модель научения: реакция → положительное подкрепление → усиление реакции.

Эксперименты: например, ток какого напряжения сможет терпеть крыса, если хочет есть.

Законы

1) Закон градиента приближения: меняется сила мотива по мере приблидения мотива. К крысе прицеплена пружина, по мере ее растяжения можно определить ее скорость. По мере приближения к привлекательному для нее объекта скорость передвижения крысы увеличивается.

2) Градиент избегания. Чем ближе крыса к неприятному для нее объекты, тем быстрее она старается отдалиться от нее

3)Йеркса-Додсона – оптимума мотивации

При этом изучается ненаправленная активность, но это неестественно. За это и ругали бихевиористов. Также не учитывалась в опытах специфика человеческой психики.

Критика бихевиоризма:

1) Не существует простой реакции (в ней принимают участие привычки, опыт), т.к. в момент R на организм не действует один изолированный S.

2) Поведение не укладывается в формулу S-R, ибо один и тот же стимул может вызывать различные реакции.

3) Может быть реакция без какого-либо стимула, тогда причиной реакции является побудительные силы (drives):

Необихевиоризм ( S→ O→ R )

1) Не существует простой реакции R на стимул S. Реакция очень сложна так как на неё помимо стимула влияют:

• Прошлый опыт (видовой);

• Привычки (личный опыт);

• Вся сложившаяся динамическая система поведения.

Когнитивная карта - система связей образов ситуации с целями живого существа.

 

2) Поведение не укладывается в схему S→ R; необходимо вводить какие-либо дополнительные «промежуточные переменные».

3) Внутренние силы, которые определяют поведение закреплены в психике в виде потребностей, устремлении. Поэтому на аналогичные стимулы могут возникать разные реакции.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НЕБИХЕВИОРИЗМА:

1) Толмен: когнитивный бихевиоризм.

2) Халл: гипотетико-дедуктивная концепция.

Мотивация – источник активности и направленности поведения организма; то, что побуждает, поддерживает, направляет.

При изучении мотивации выделяют два аспекта:

1) Направленность (активная, длительная и избирательная).

2) Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление).

Мотивация является объяснением того, как осуществляется поведение и почему именно так (через мотивы, потребности и т.д.). Проводились исследования внешей активности организма (говорилось о том, что активность определяет, мотивирует поведение).

Выделялись детерминанты активности: физиологические циклы (например, половые - Рихтер) и эмоциональные состояния (неуверенности - Биллингсли).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.