Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивная теория эмоций С. Шахтера.






Эмоции представляют собой взаимодействие физиологического возбуждения и когнитивных факторов (интерпретации причин этого возбуждения).

Основные положения теории:

1) Индивид, который находится в состоянии физиологического возбуждения и не может его непосредственно объяснить, обозначит это состояние и опишет свои чувства с опорой на доступные его познанию явления.

2) У индивида, который находится в состоянии физиологического возбуждения, но обладает полностью удовлетворительным объяснением этого состояния (напр., «Я чувствую себя так потому, что только что получил инъекцию адреналина»), не будет возникать потребности в оценке», и этот человек не будет склонен искать альтернативных бъяснений в окружающей ситуации.

3) В одних и тех же обстоятельствах, доступных познанию, индивид будет реагировать эмоционально или описывать свои переживания как эмоции только в том случае, если он находится в состоянии физиологического возбуждения.

Причина появления теории: схожесть физиологических реакций при диаметрально противоположных эмоциях (эйфория, ярость и т.д.)

Эксперимент.

Легенда: группе студентов предлагали участие в исследовании действия новой витаминной добавки, действовавшей на зрение.

На самом деле: испытуемым вводили раствор эпинефрина (адреналина) и првоцировали на реакции гнева или эйфории.

Испытуемые: здоровые молодые мужчины.

Процедура.

4 группы испытуемых:

1) Испытуемым вводили эпинефрин и подробно описывали возможные побочные эффекты (Эпи/Инф).

2) Испытуемым вводили эпинефрин, не снабдив информацией о побочных эффектах (Эпи/Наив).

3) Испытуемым вводили физиологический раствор и описывали возможные побочные эффекты (ложные) (Эпи/Дезинф).

4) Испытуемым вводили физиологический раствор без информации о побочных эффектах (Плацебо).

* Группа «Эпи/Дезинф» использовалась только в серии «Эйфория» для контроля самоотчёта.

Далее испытуемых оставляли в одной комнате с помощником экспериментатора (по легенде, также студента-испытуемого), который должен был провоцировать испытуемого на шалости/проявления гнева.

Контроль.

1. Два независимых наблюдателя, ведущих протоколы за зеркалом Гезелла (полное совпадение протоколов наблюдалось в 88% случаев).

2. Самоотчёты испытуемых методом анкетирования (шкалирование своих состояний).

Результаты.

Выраженность реакций:

Эйфория: Эпи/Дезинф ≥ Эпи/Наив > Эпи/Инф = Плацебо

Гнев: Эпи/Наив > Эпи/Инф = Плацебо


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.