Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в местах лишения свободы и осужденными без лишения свободы.






Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.

Одним из основных документов по защите прав подростков является Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.

Следующим документом можно отметить Конституцию Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. - основной закон государства, так же в свою очередь гарантирующий права и обязанности несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы и осужденных без лишения свободы.

Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

Как и всякая технология (определенным образом спланированная последовательность действий), общегосударственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожидаемого результата.

В качестве цели социальной работы государство и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного их поведения.

Ст. 2 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к ним отнесены:

- законность;

- демократизм;

- гуманное обращение с несовершеннолетними;

- поддержка семьи и взаимодействие с ней;

- индивидуальный подход к исправлению несовершен

нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной

информации;

- государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение ответственности должностных лиц и граждан

за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики - социальное воспитание.

В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше три важнейших закона по сути оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта - потенциального клиента.

Закон «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные услуги.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика или учащегося какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнажзорности и правонарушений несовершеннолетних» специфические признаки групп детей - объектов профилактической работы, а именно:

- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии с текстом Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы отнесены:

- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их

прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

На региональном уровне к нормативно – правовым документам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей следует отнести (дополню)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.