Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техническое задание на проектирование информационной системы. Основные разделы технического задания. Стандарты, описывающие техническое задание. Анализ и разработка требований.






Техническое задание - технический документ (спецификация), оговаривающий набор требований к системе и утверждённый как заказчиком/пользователем, так и исполнителем/производителем системы. Такая спецификация может содержать также системные требования и требования к тестированию.

Техническое задание содержит следующие разделы:

1) Общие сведения. Данный раздел включает в себя: полное название разработки, полное название и реквизиты заказчика и исполнителя, перечень документов, являющихся основанием для разработки, возможные сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы или её частей.

2) Основания и назначения разработки. Под назначениемразработки понимается вид автоматизируемых процессов деятельности.

3) Требования к системе. Содержит подразделы с требованиями к системе в целом и функциям, выполняемых системой.

4) Состав и содержание работ по созданию системы. Перечень работ и их содержание, которые предполагается выполнить в рамках данного проекта

5) Порядок контроля и приемки системы. Содержит ориентировочные даты промежуточного контроля и ориентировочную дату сдачи заказчику.

6) Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта разработки к вводу системы в действие. Описываются подготовительные работы по вводу системы в действие.

7) Требования к документации. Содержит перечень и состав документации системы.

8) Источники разработки. Содержит список документации, литературы, которая будет использована при разработке системы.

Существуют три стандарта, описывающих техническое задание на проектирование ИС: ГОСТ 34.602-89, ГОСТ 19.201-78, ГОСТ 19.102-77.

Разработка требований может формироваться на основе опросов, анкет и т.д. Кроме этого требования могут формироваться на основе проведенного мозгового штурма, наблюдения за производственной деятельностью, анализа нормативной документации, анализа уже созданных ИС, анализа версий используемой ИС.

При разработке требований часто возникают проблемы двусмысленности, неполноты и несогласованности отдельных требований. Устранение этих проблем на этапе разработки требований стоит на несколько порядков меньше, чем устранение этих же проблем на поздних стадиях разработки.

 

Пользовательский интерфейс информационных систем. Общие принципы построения. Стили пользовательского интерфейса. Критерии эффективности пользовательского интерфейса. Руководящие принципы построения пользовательского интерфейса. Правила проектирования.

Интерфейс пользователя – это программная часть информационной системы, отвечающая за управление устройствами, с помощью которых пользователь общается с программой.

Планирование и разработка пользовательского интерфейса должна основываться на следующих моделях:

- Ментальная модель – некоторые ожидания человека, основанные на ощущении действительности и на его знаниях и опыте работы с компьютером.

- Пользовательская модель - наблюдая за тем, как пользователи работают с новым для себя интерфейсом и анализируя их отзывы о работе, можно составить общие представления о будущем интерфейсе. Важно, чтобы пользователь был как можно раньше включён в работу над ИС.

- Модель программиста – рождается в голове программиста, основывается на его профессиональной деятельности.

Стили пользовательского интерфейса. Можно выделить четыре основных стиля пользовательского интерфейса:

- Графический пользовательский интерфейс (Graphical User Interface, GUI) – в основе данного интерфейса лежат четыре фундаментальных элемента: окна, указателя (мыши), меню и пиктограммы. Используются и другие элементы: кнопки, переключатели, поля ввода и др. Особенностью данного интерфейса является развитые возможности оформления экрана и управление с помощью указателя мыши.

- Web-интерфейс (Web User Interface, WUI) – интерфейс напоминает GUI интерфейс, но изначально был беднее его. В нём, в частности, использовался режим одного окна и не было возможности «перетаскивания» объектов. С развитием JavaScript и Ajax он становится более похожим на интерфейс GUI.

- Интерфейс HUI (Human User Interface) – это пользовательский интерфейс карманных устройств. Обычно подобные устройства обладают очень маленьким экраном. В нём содержатся некоторые элементы графического интерфейса, например элементы меню и пиктограммы.

- Объектный стиль интерфейса. Возможности объектного программирования позволяют перенести объектную природу в интерфейс пользователя. Объектный подход характеризуется такими возможностями как перетаскиванием элементов, контекстным меню, всплывающими подсказками и т.п.

Рассмотрим набор критериев качества пользовательского интерфейса:

- Понимание пользователей – насколько потребности пользователей отражены в интерфейсе программы.

- Эффективность процесса проектирования – определяет является ли продукт тщательно продуман и спроектирован.

- Необходимость проекта – имеет ли продукт экономическую и общественную значимость.

- Пригодность к изучению и использованию – насколько сложен продукт для изучения и использования.

- Соответствие – соответствует ли дизайн продукта решению поставленных проблем.

- Эстетические чувства – насколько использование продукта эстетически приятно.

- Изменяемость – насколько дизайн может изменяться в соответствии с требованиями пользователя.

- Управляемость – в какой мере реализована функция управляемости продуктом: управлением инсталляцией, тренировкой, сопровождением.

Общие принципы построения графического интерфейса:

- использование единой среды пользователя в виде так называемого рабочего стола;

- использование графических окон для отображения данных;

- применение средств неклавиатурного ввода (с помощью мыши).

Правила проектирования пользовательского интерфейса:

- Контроль пользователя - разработчики должны дать пользователю наиболее полный контроль над ИС (на сколько это позволяет безопасность). Рассмотрим несколько частных реализаций данного принципа:

1) уменьшение нагрузки на память – память пользователя не столь велика и не столь быстра.

2) совместимость интерфейса – возможность пользователей переносить свой опыт и знания на работу с новым программным обеспечением.

 

Моделирования информационных систем. Необходимость в языках моделирования. Язык UML. Принципы объектно-ориентированного проектирования. Обзор диаграмм языка UML. Диаграммы прецедентов и диаграммы классов.

Моделирование – это замещение исследуемого объекта (оригинала) его условным образом или другим объектом (моделью) и изучение свойств оригинала путём исследования свойств модели.

Эффективность моделирования может быть достигнута при соблюдении двух условий: модель обеспечивает корректное отображение свойств оригинала; модель позволяет устранить проблемы, присущие проведению измерений на реальном объекте.

Язык моделирования – это нотация, в основном графическая, которая используется для описания проектов. Нотация представляет собой совокупность графических объектов, используемых в модели. Нотация является синтаксисом языка моделирования. Язык моделирования с одной стороны должен делать решения проектировщика понятными пользователю, с другой стороны предоставлять проектировщикам средства для наиболее формализованного представления информационной системы. Графическое изображение нередко является наиболее понятной формой представления информации.

UML (Unified Modelling Language – унифицированный язык моделирования) – язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML использует графические обозначения для представления абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. Данный язык был разработан для моделирования ИС. UML не является язык программирования, но на основе UML-модели производится генерация кода.

Объектно-ориентированная модель представляет собой совокупность диаграмм, описывающих с помощью языка UML, различные аспекты структуры и поведения ИС.

Диаграмма UML – это графическое представление набора элементов, изображаемое чаще всего в виде графа с вершинами (сущностями) и рёбрами (отношениями).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.