Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Состав, структура учета и отчетности в бюджетных учреждениях
2.1 Регистры бюджетного учета
Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются специальные регистры, утвержденные и введенные в действие с 1 января 2006 года Инструкцией номер 25н и Приказом номер 123н. Регистры бюджетного учета предназначены для накопления и систематизации информации, которая содержится в первичных документах, принятых к учету[6]. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации [6]. Формы регистров бюджетного учета являются унифицированными формами документов. Формы регистров содержат наименования реквизитов и показателей и соответствующие им коды по общероссийским классификаторам и классификациям, которые необходимы при автоматизированной обработке информации. Удаление отдельных реквизитов из регистров бюджетного учета не допускается [6]. Унифицированные формы регистров бюджетного учета состоят из трех частей: заголовочной, содержательной и оформляющей [6]. Заголовочная часть форм регистров содержит следующие общие реквизиты [6]: 1) Наименование формы документа; 2) Код документа по ОКУД; 3) Дату, на которую представлены содержащиеся в документе сведения; 4) Наименование учреждения и его код ОКПО; 5) Наименование структурного подразделения учреждения; 6) Наименование единицы измерения и ее код по ОКЕИ. Не заполнение или неправильное заполнение бюджетным учреждением какого-либо реквизита заголовочной части формы может привести к тому, что органы, контролирующие исполнение бюджетов, показателей соответствующих регистров при проведении проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, откажутся принять к учету данные формы. Содержательная часть регистров бюджетного учета содержит показатели, характеризующие наличие и движение тех или иных объектов учета [6]. Оформляющая часть регистров предназначена для придания документу юридической силы. Она включает подписи должностных лиц (с расшифровкой), ответственных за оформление регистра; даты подписания указанных документов; должность, подпись (с расшифровкой) и телефон непосредственного исполнителя. Форматы регистров бюджетного учета, приведенные в Инструкции номер 25н и Приказе номер 123н, носят рекомендательный характер и, при необходимости, бюджетные учреждения могут самостоятельно вносить в них изменения [6]. Инструкция по ведению бюджетного учета устанавливает только перечень рекомендуемых регистров с указанием обязательных реквизитов и показателей. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. При этом можно руководствоваться положениями Приказом номер 123н [6]. К регистрам бюджетного учета относятся: 1) Инвентарные карточки; 2) Описи; 3) Инвентарные списки - оборотные ведомости; 4) Накопительные ведомости; 5) Книги учета; 6) Карточки накопительного и суммового учета; 7) Книги регистрации; 8) Реестры; 9) Книги аналитического учета; 10) Карточки учета средств и расчетов; 11) Ведомости учета; 12) Журналы учета; 13) Инвентаризационные описи; 14) Журналы операций; 15) Главная книга. Одним из важнейших регистров бюджетного учета является Главная книга. В ней обобщаются данные всех учетных регистров бюджетного учреждения [6]. В главной книге в хронологическом порядке отражаются записи по счетам бюджетного учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания [6]. Главная книга формируется на основании данных журналов операций в автоматическом режиме с применением соответствующих программных средств. Для этого, Приложением номер 3 к Инструкции номер 25н утвержден «Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей». В этом перечне приведены все Журналы операций с подробным описанием состава реквизитов и показателей каждого из Журналов [6]. Всего таких журналов восемь: 1) Журнал операций по счету «Касса»; 2) Журнал операций с безналичными денежными средствами; 3) Журнал операций расчетов с подотчетными лицами; 4) Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; 5) Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам; 6) Журнал операций расчетов по оплате труда; 7) Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; 8) Журнал по прочим операциям. Сама Главная книга содержит следующие показатели: 1) Номер счета бюджетного учета; 2) Остатки на начало года по дебету и кредиту соответствующих счетов; 3) Остатки на начало периода по дебету и кредиту соответствующих счетов; 4) Обороты за период по дебету и кредиту соответствующих счетов; 5) Обороты с начала года по дебету и кредиту соответствующих счетов; 6) Остатки на конец периода по дебету и кредиту соответствующих счетов; 7) Номер журнала операций; 8) Итоговые данные за период и сначала года. Бюджетные учреждения заполняют Главную книгу ежемесячно, а организации, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органы, организующие исполнение бюджетов, - ежедневно [6].
2.2 Состав отчетности в бюджетных учреждениях
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты [6]: 1) Год - с 1 января по 31 декабря; 2) Квартал - не позднее пятнадцатого числа следующего за отчетным периодом; 3) Месяц - с 1 по 31 число месяца. Годовая отчетность включает следующие формы [21]: 1) Баланс исполнения сметы доходов и расходов - форма номер 1 (код 0503001) со справкой о движении сумм финансирования из бюджета; 2) Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 1-1 (код 0503003). 3) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - форма номер 2 (код 0503004); 4) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - форма номер 2-в (код 0503018); 5) Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда - форма номер 2-4 (код 0503008); 6) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 4 (код 0503055); 7) Отчет о движении основных средств - форма номер 5 (код 0503051); 8) Отчет о движении материальных запасов - форма номер 6 (код 0503053); 9) Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях - форма номер 15 (код 0503078); 10) Справка о полученном финансировании из федерального бюджета (код 0503057); 11) Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058); 12) Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060). Квартальная отчетность бюджетных учреждений включает в себя следующие формы [21]: 1) Баланс исполнения сметы доходов и расходов - форма номер 1 (код 0503001) со справкой о движении сумм финансирования из бюджета; 2) Баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 1-1 (код 0503003); 3) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - форма номер 2 (код 0503004); 4) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - форма номер 2-в (код 0503018); 5) Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам - форма номер 4 (код 0503055); 6) Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058); 7) Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503060). В состав годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений и организаций включается объяснительная записка об исполнении сметы доходов и расходов [21]. В объяснительной записке приводятся основные факторы, оказавшие влияние на исполнение смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, суммы недоиспользованных бюджетных средств, данные о результатах инвентаризации, состоянии расчетных статей баланса (дебиторской, кредиторской задолженности и другое). При этом в объяснительной записке следует приводить таблицы с данными, имеющимися в форме годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. В состав месячной бухгалтерской отчетности учреждения включаются следующие формы [21]: 1) Для учреждений и организаций, получающих финансирование из федерального бюджета и не переведенных на обслуживание через лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, - отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам - форма номер 2 (код 0503004) и отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте - форма номер 2-в (код 0503018); 2) Для учреждений и организаций, состоящих на бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, - отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - форма номер 1 (код 0503010). В состав годовой и квартальной отчетности по согласованию Министерством финансов Российской Федерации могут вводиться специализированные формы, отражающие специфику деятельности учреждений [21]. Вывод по главе 2. В состав учета бюджетных учреждений входят регистры бюджетного учета, которые предназначены для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных документах, принятых к учету. К ним относится: инвентарные карточки, описи, инвентарные списки - оборотные ведомости, накопительные ведомости, книги учета, карточки накопительного и суммового учета, книги регистрации, реестры, книги аналитического учета, карточки учета средств и расчетов, ведомости учета, журналы учета, инвентаризационные описи, журналы операций, Главная книга, которая является одним из важнейших регистров бюджетного учета. Главная книга в бюджетных учреждениях заполняется ежемесячно. Конкретные формы указанных регистров и правила их ведения должны разрабатывать и утверждать органы, организующие исполнение бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов. Завершением полного цикла бухгалтерской обработки данных, которая содержится в учетных регистрах, является составление отчетности. Бюджетная отчетность подразделяется на годовую, квартальную и месячную. Каждая из которых имеет свои формы. Формы бюджетного учета и отчетности утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. Все формы выдаются и контролируются финансовой системой государства.
|