Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Использование интернет-технологий в преподавании правовых дисциплин






Современные интернет-технологии занимают прочное место в преподавании различных дисциплин. На сегодняшний день ни у кого не возникает сомнений в необходимости их использования. Состояние современного образования говорит нам о том, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, которая подлежит усвоению. Данный фактор приводит к значительной перегруженности учебных программ. В таких условиях качество образования прямопропорционально зависит от правильной организации учебного процесса, а также от профессионализма и компетентности педагога.

Главной задачей при использовании интернет-технологий в образовании является расширение интеллектуальных возможностей студента.[38] Интернет-технологии выступают средством связи между студентом и педагогом.

Особо актуален вопрос использования интернет-технологий в преподавании правовых дисциплин. Современные компьютерные технологии позволяют организовать индивидуальную работу, работу в группах, а также самостоятельную работу студентов.

Кроме того, использование современных интернет-технологий дает возможность проведения интегрированных занятий:

· в процессе подготовки к занятиям, студент получает задание, выполнение которого требует использования определенных интернет-технологий;

· на занятиях организуется работа в группе, но, получая индивидуальные занятия, начинается активная работа с компьютером, принтером, сканером, получение информации по сети Интернет. А также поиск самостоятельных решения, дабы проявить себя оперативнее остальных учащихся.

Компьютер – друг молодежи, но мнение, что студенты владеют им лучше педагогов ошибочно. Современная молодежь, чаще всего, использует компьютер для игры и общения в сети Интернет. С учебным процессом компьютер ассоциируют крайне редко.

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.[39]

Использование современных интернет-технологий позволяет педагогу повысить эффективность обучения, а также рационально использовать учебное время.

Можно выделить несколько основных вариантов использования интернет-технологий в преподавании правоведения:

· разработка дидактического материала для занятия;

· применение готового программного обеспечения по правоведению;

· применение программного обеспечения, созданного педагогами и студентами с использованием редактора презентаций и каких-либо определенных офисных средств.

При подаче какой-либо новой информации педагог использует один из методов:

· рассказ, объяснение, лекция, беседа (вербальные методы);

· метод иллюстрации при устном изложении изучаемого материала.

Стоит отметить, что восприятие информации на слух – дело отнюдь не легкое, требующее должного внимания и определенной силы воли.[40] Предупредить пассивность студентов возможно. На помощь приходят уникальные интернет-технологии, позволяющие представить всю необходимую информацию в виде сводных текстовых таблиц, схем или конспектов.

При восприятии новой информации, компьютер представляет собой мультимедийный источник, частично или полностью заменяющий педагога.

· Информация, представленная на компьютере, воспринимается студентом с огромным интересом. Это, в свою очередь, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.[41]

· Объяснение нового материала на компьютере происходит для каждого студента индивидуально. Всегда есть возможность вернуться назад и просмотреть или прослушать объяснение снова.

· При изучении нового материала посредством электронной книги, встречаются различные термины и понятия, выделенные цветом и представляющие собой гиперссылки. Гиперссылка – это прямая связь между различными частями информационного ресурса.[42] При изучении книги, студент всегда может обратиться к справочнику, чтобы найти определение незнакомого термина. Именно это свойство дает преимущество электронным книгам перед полиграфическими.

· Большинство электронных книг содержат некую анимацию, представляющую собой картинку, которая «оживает» при нажатии на кнопку мыши. Анимация позволяет продемонстрировать определенное понятие на конкретном примере. Она, фактически, демонстрирует студенту то, что без компьютера он мог бы только представить.

Компьютер помогает сделать лекцию продуктивной, т.к. заранее подготовленный и организованный материал, несомненно, дает возможность задать темп занятию.[43] Подготовка презентаций представляет собой серьезный творческий процесс со стороны педагога. Каждый элемент должен быть продуман и осмыслен.

Использование интернет-технологий в преподавании правоведения имеет и свои минусы. Наиболее существенный из них – необходимость следовать заранее выработанному плану. И, конечно же, немаловажный недостаток – большое время на подготовку к занятию.

Тем не менее, использование интернет-технологий в преподавательской деятельности эффективно и с каждым днем набирает все большую популярность.

В качестве закрепления пройденного материала можно использовать определенные тестовые задания. На сегодняшний день они являются самым популярным способом проверки знаний среди студентов. Задания отображаются на экранах мониторов, и студенты выбирают и указывают правильные ответы. При оценке правильности ответа учитывается только первая попытка ответа на вопрос. Компьютер самостоятельно оценивает способности студента и фиксирует количество неверных ответов. Это в некотором роде облегчает работу педагога, которому не приходится делать дополнительных расчетов и проверок результатов проделанных студентом работ. Кроме того, система показывает вопросы, в которых были допущены ошибки, что позволяет студенту обратить внимание именно на определенные моменты, нежели на весь курс полностью.

Отказаться от интернет-технологий в процессе обучения невозможно: разнообразные иллюстрации, дикторское сопровождение занятий, игровые элементы подачи материала, несомненно, превращают процесс обучения в увлекательное занятие.[44] Лучше всего обучающиеся воспринимают информацию зрительно, а также в процессе определенной игровой подачи. Благодаря этому происходит не только наиболее эффективное усваивание материала, но и дальнейшее успешное его воспроизведение.

Ну и, конечно же, нельзя не затронуть вопрос о правовых системах. На практике студенты делают сравнительный анализ систем, так как у каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Так, например, поиск конкретного документа по реквизитам проще и удобней осуществлять в системе «Консультант плюс», а в системе «Гарант», например, есть функция поиска документа «По ситуации», что гораздо удобнее и предпочтительнее для поиска информации в конкретном случае и т.п.[45]

Во время практических занятий студенты изучают правила составления запросов, синтаксис составления команд.[46] Затем выполняют определенные задания, ориентированные на поиск документов. Обязательно представлен ряд самостоятельных заданий по изученной тематике. Итогом пройденного курса является определенная интегрированная работа, состоящая из ряда юридических ситуаций, которые нужно решить, используя полученные знания правовых дисциплин.

В компьютерных классах проводятся занятия по правовым дисциплинам, что, в свою очередь, значительно повышает эффективность обучения студентов при использовании большого количества нормативно-правовых актов. Здесь любой обучающийся имеет возможность использовать любую необходимую ему правовую систему, найти ответы на интересующие вопросы. Важно, чтобы студенты умели эффективно пользоваться правовыми системами, знать, где именно можно найти необходимую информацию в кратчайший срок.

Практическое применение интернет технологий в преподавании права можно увидеть, разработав план-конспект занятия. Я хочу продемонстрировать его на примере вводного занятия по трудовому праву у студентов 3 курса ВУЗа.


План-конспект вводного занятия по трудовому праву

Учащиеся: 3 курс ВУЗа.

Время занятия: 3 часа.

Место проведения: компьютерный класс.

Тема: Трудовое право. Введение в предмет.

Цели:

- формирование у студентов умения осуществлять исследовательскую деятельность;

- применение интернет - технологий с целью закрепления умений и навыков;

- введение учащихся в новый предмет.

Задачи:

· Образовательные:

- познакомить студентов с системой трудового права в РФ;

- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения в РФ;

- расширить кругозор, введя в их сознание новые термины и понятия.

· Развивающие:

- развитие умения анализировать большой объем информации;

- развитие умения применять полученные знания на практике;

- умение работать со справочными правовыми системами;

- умение получать новые знания, применяя интернет – технологии.

· Воспитательные:

- воспитание патриотизма и уважения к своему государству;

- повышение правовой грамотности студентов.

Оборудование: персональный планшетный компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, мини-экран.

Форма занятия: комбинированная – лекция, беседа, практическое задание.

План занятия:

1. Введение в трудовое право РФ. Понятие и предмет трудового права.

2. Цели и функции трудового права.

3. Признаки и источники трудового права.

4. Практическая работа с применением интернет-технологий для закрепления полученных знаний.

5. Подготовка к семинару.

Ход занятия:

Организационные моменты. Занятия проходят в компьютерном классе. Каждый студент имеет доступ к персональному планшетному компьютеру (ППК).

В начале занятий, преподаватель приветствует студентов и предлагает познакомиться. Для этого они должны авторизоваться: ввести свои фамилию, имя, отчество, группу и пароль. После этого имя высветится на небольшом экране, расположенном на каждой парте. После авторизации, компьютер запомнит пользователя и сохранит все его операции. На последующих занятиях студент сможет воспользоваться ими снова.

После знакомства преподаватель озвучивает тему урока. На большом экране, также как и на экранах ППК, отображается презентация, где определены: тема, план занятия и его ключевые моменты. Все основные моменты студенты конспектируют в тетрадь.

В ходе лекции и беседы, учащиеся разбирают такие понятия, как предмет, цели, признаки, функции и источники трудового права.

Вторая часть занятия практическая. Для ее выполнения, студентам необходимо на своих ППК зайти в раздел: «Задания» и выбрать: «№1».

На экране располагается следующая таблица:

 

 

Предмет    
Цели    
Признаки    
Функции    
Источники    

 

Ниже расположен ряд слов и определений:


ü Трудовой кодекс РФ

ü трудовые и иные, связанные с ТП отношения

ü Конституция РФ

ü Закон РФ о занятости населения

ü установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан

ü Гражданский кодекс РФ

ü создание благоприятных условий труда;

ü трудовой договор

ü защита прав и интересов работников и работодателей

ü Отношения наёмного труда

ü В трудовом праве присутствуют отношения субординации с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка.

ü специальные юридические (регулятивные и охранительные)

ü Работник выполняет работу по определённой должности, специальности, квалификации.

ü В трудовом праве оплачивается процесс труда, а не его результат.

ü общесоциальные (воспитательные, информационно-ориентировочные, социального контроля и др.)

ü Работнику предоставляются социальные гарантии (нормирование труда, выходные, праздничные, отпуск, оплата больничного листа, социальное страхование).

ü Основные направления правового регулирования общественных отношений по поводу применения наемного труда.


Задача студентов при помощи сенсорного экрана и пальцев рук «перетащить» определения в нужную колонку. По окончании необходимо нажать кнопку: «Готово».

После того, как задание выполнено, компьютер его автоматически проверяет.

Все работы попадают на большой экран и формируются в список, где указаны фамилия, имя, время выполнения, а так же количество допущенных ошибок. Таким образом, студенты и преподаватель могут провести работу над ошибками. А преподаватель может быстро оценить лучшую работу.

Использование персонального планшетного компьютера позволяет экономить огромное количество сил и времени как преподавателя, так и студентов. Также, нет необходимости проверять задания «вручную».

Еще одним важным плюсом такой работы является то, что можно отследить явку студентов на занятия на 100%.

В конце занятия, преподаватель совместно со студентами делает выводы, каждый из которых отображается в презентации: на ППК и большом экране. Студентам необходимо записать их в тетрадь.

Следующее занятие трудового права на тему: «Коллективный и трудовой договор. Охрана труда» будет проходить в форме семинара, к которому студентам необходимо подготовится дома.

Для этого необходимо разбиться на две группы, одна из которых возьмет тему: «Коллективный договор», другая - «Трудовой». Задача каждой из групп:

1. Подготовить презентации по выбранным темам, которые должны включать в себя: понятия и виды; как заключаются договора; стороны договора; процедура оформления и основания прекращения.

2. Найти в интернете не менее 5 для каждой группы случаев, где были нарушены права работников или работодателей. Используя справочные правовые системы (гарант, консультант и др.) указать, какие нормы трудового права были нарушены.

3. Творческое задание. Может быть представлено наглядно в любом виде (презентация, фильм, фото, рассказ и др.) Разработать собственную систему охраны труда. Задача студентов представить себя работником любой организации и составить «идеальные» для себя условия труда. На семинаре учащимся необходимо будет поменяться работами и при помощи правовых систем, определить нарушения норм и правил охраны труда с точки зрения трудового права. Об этом студенты узнают только на следующем занятии.

Студенты задают все интересующие их вопросы по подготовке к семинару. Преподаватель дает разъяснения. На этом занятие заканчивается.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.