Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическое значение бухгалтерского баланса в оценке финансового положения организации.






Горизонтальные взаимосвязи балансовых статей позволяют осуществлять экономический анализ финансового состояния субъекта непосредственно по бухгалтерскому балансу. Наиболее простейшим представляется анализ ликвидности баланса, направленный на установление возможностей погашения текущих пассивов, срок которых истекает в отчетном году. Величина краткосрочных кредиторских обязательств (КП) определяется по итогу раздела VI Пассива " Краткосрочные пассивы", уменьшенному на размер резервов предстоящих расходов и платежей, фондов потребления и доходов будущих периодов (строки 640, 650, 660).
Первоначально рассчитывается коэффициент моментальной ликвидности (КМЛ), т.е. способность предприятия погасить текущую задолженность (КП) денежными средствами (ДС) - статья 260: КМЛ=ДС/КП
Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) исследует возможность погашения текущей задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (КФВ) - статья 250: КАЛ= (ДС + КФВ) /КП
Промежуточный коэффициент покрытия (ПКП) расширяет числитель показателя на дебиторскую задолженность (ДЗ). При этом в целях анализа в дебиторскую задолженность включаются не только денежные авансы, выданные и размер ожидаемых поступлений от покупателей и пользователей за товары, продукцию и услуги, право собственности, на которые перешло к покупателям или пользователям (статьи 230-240), но и себестоимость продукции и товаров отгруженных, находящихся под контролем экономического субъекта (продавца) до перехода права собственности (статья 216). Последнее вполне оправдано, так как при необходимости распродажи имущества организации для текущих активов, учитываемых по этой балансовой статье, нет необходимости устанавливать рынок сбыта, он уже определен договором на поставку и подтверждающими документами на отгрузку и в ближайшее время с некоторой степенью вероятности ожидается переход права собственности к покупателю и последующая оплата. При анализе покрытия необходимо из величины числителя исключить просроченную дебиторскую задолженность. ПКП рассчитывается по формуле: ПКП= (ДС+КФВ+ДЗ) /КП
Перечисленные показатели числителя коэффициента ПКП составляют балансовые статьи, включенные в раздел II актива баланса “Оборотные активы”.
Последний показатель из этой серии (общий коэффициент покрытия - ОКП) раздвигает границы объектов бухгалтерского наблюдения до уровня всех оборотных активов (ОА), которые сопоставляются с текущими обязательствами (КП).
В числитель показателя включаются все краткосрочные активы, учитываемые в разделе II актива баланса, за исключением балансовой статьи 217 “Расходы будущих периодов”, которая отражает текущий низколиквидный актив и просроченную дебиторскую задолженность: ОКП= (ОА - РБП) / КП
Рассмотренные показатели не только характеризуют аналитические функции бухгалтерского баланса, но и подтверждают логичность вертикальных и горизонтальных взаимосвязей его статей и разделов.

30 .Варианты консолидации бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках при различной доле головной организации в уставном капитале дочерних обществ. Доля меньшинства.

Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово–хозяйственных взаимоотношениях. Данные консолидированной бухгалтерской отчетности показывают финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.
Консолидированная отчетность состоит только из баланса и отчета о прибылях и убытках.

Порядок составления консолидированного отчетного баланса по консолидируемой группе организаций следующий:
1. Построчное сложение всех статей консолидируемых балансов основного и дочерних обществ, входящих в данную сферу консолидации.
В тех случаях, когда доля участия основного общества в уставном капитале дочернего менее 50%, все статьи баланса такого дочернего общества для включения в сводный бухгалтерский баланс пересчитывают. Каждую статью баланса умножают на понижающий коэффициент (менее единицы), определяемый из показателя удельного веса участия основного общества в уставном капитале дочернего. Допустим, такой удельный вес для первого дочернего общества составляет 43%, для второго – 44, 8%. Коэффициент пересчета статей баланса для включения в сводный консолидированный баланс: для первого общества 0, 86 (43: 50), для второго – 0, 896 (44, 8: 50).
2. Статья «Долгосрочные финансовые вложения» консолидированного баланса уменьшается на сумму инвестиций основного общества в акции и доли уставного капитала дочерних обществ. Одновременно статья «Уставный капитал» сводного баланса уменьшается на номинальную стоимость акций и долей в уставном капитале, находящихся в собственности основного общества. Превышение фактических затрат на инвестиции над номинальной стоимостью акций и долей по каждому дочернему обществу указывают в статье «Деловая репутация дочерних обществ» баланса.
3. Статья «Долгосрочные финансовые вложения» консолидированного баланса уменьшается на сумму займов, выданных дочерним обществам. На ту же сумму уменьшается статья «Долгосрочные займы» либо статья «Целевые финансирование и поступления».
4. Статья «Краткосрочные финансовые вложения» консолидированного баланса уменьшается на сумму займов, выданных дочерним обществам. На ту же сумму уменьшается статья «Краткосрочные займы».
5. Статья «Прочие внеоборотные активы» консолидированного баланса уменьшается на сумму арендных обязательств дочерних обществ по долгосрочной финансовой аренде.
6. Статьи «Товары отгруженные», «Расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги» и «Расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги» консолидированного баланса уменьшаются на сумму взаимной задолженности основного и дочерних обществ, входящих в консолидируемую группу. Из–за разной оценки отгруженных товаров и расчетов с поставщиками и подрядчиками дебетовые и кредитовые сальдо взаимных расчетов не совпадают. Возникшую разницу целесообразно оставить в сводном балансе как неотфактурованные поставки по статье «Расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги».
Возможен иной вариант. Возникшую разницу в консолидированном балансе записывают по статье «Прочие оборотные активы» либо в уменьшение статьи «Доходы будущих периодов», а при ее недостаточности – в уменьшение статьи «Нераспределенная прибыль отчетного года».
7. Из актива и пассива консолидированного баланса исключают «Расчеты с дочерними организациями». Сальдо этих расчетов предварительно выверяют. Дебетовое сальдо по ним обязательно должно равняться кредитовому сальдо в сумме всех сводимых балансов.
8. Сальдо векселей полученных и векселей выданных уменьшается на сумму взаимной задолженности консолидированных обществ по операциям с векселями.
9. Статьи «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам», «Авансы, полученные от покупателей и заказчиков» консолидированного баланса уменьшаются на сумму взаимной задолженности по авансам, которая возникла внутри консолидируемой группы организаций между основным и дочерними обществами.
10. По статье «Расчеты с учредителями» консолидированного баланса уменьшается кредитовое сальдо за счет увеличения статьи «Нераспределенная прибыль отчетного года» на сумму дивидендов, начисленных дочерними обществами в пользу основного общества.

В консолидированный отчет о прибылях и убытках не включают:
1) выручку от реализации продукции товаров (выполнение работ, оказание услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;
2) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам, а также головной организацией дочерним обществам;
3) любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;
4) финансовый результат дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности группы, когда головная организация имеет 50% и ниже голосующих акций в АО или 50% и ниже уставного капитала в ООО. В этом случае финансовый результат деятельности дочернего общества в части доходов и расходов для включения в сводный отчет о прибылях и убытках определяют исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.

 

31.Значение и целевая направленность отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) относится к числу основных форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Он дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Годовой отчет о прибылях и убытках обобщает информацию о финансовых результатах отчетного года и входит в состав годовой отчетности, отчет, формируемый нарастающим итогом за каждый месяц (квартал), — в состав промежуточной отчетности. Отчет о прибылях и убытках, как и бухгалтерский баланс, составляется на основе двух основополагающих принципов - метода начисления и допущения непрерывности деятельности организации.Значение отчета о прибылях и убытках определяется ролью прибыли как показателя оценки эффективности хозяйственной деятельности коммерческой организации, а также источника финансирования расширенного воспроизводства. На формирование прибыли оказывают воздействие производственные и финансовые факторы, а также содержание учетной политики в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Показатели финансовых результатов хозяйственной деятельности организации отражают компетентность руководства и качество управленческих решений. Поэтому отчет о прибылях и убытках в современной аналитической практике рассматривается как источник информации об уровне экономической эффективности хозяйственной деятельности организации. Он используется для выявления и анализа тенденций формирования финансовых результатов и оценки управленческих решений за отчетный период «Представление финансовой отчетности» определяет минимальный объем информации, отражаемой в отчете о прибылях и убытках: выручка; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, учитываемой по методу участия; прибыль или убыток до налогообложения, признанные в связи с выбытием активов или погашением обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности; расходы по уплате налога; прибыль или убыток.В соответствии с МСФО 1 все статьи доходов и расходов, признанные в отчетном периоде, в обязательном порядке включаются в отчет о прибылях и убытках, в том числе результаты оценочных бухгалтерских операций.Исключение составляют: исправление ошибок и последствия изменений в учетной политике; прирост стоимости имущества от переоценки; отдельные прибыли и убытки, озникающие в связи с пересчетом валюты финансовой отчетности зарубежной; прибыли и убытки от переоценки финансовых активов, имеющихся в наличии для продажи.МСФО 1 прямо указывает на необходимость аналитического представления информации, что достигается введением в отчет дополнительных линейных статей, заголовков и промежуточных сумм, т. е. посредством классификации статей доходов, расходов и финансовых результатов.Каждая существенная статья должна быть представлении отдельно. Статьи доходов и расходов могут быть взаимно зачтены только в случае, если это разрешается МСФО или же прибыли, убытки и сопутствующие расходы, возникающие в результате таких же или аналогичных операций и событий, не являются существенными.К числу обстоятельств, которые предопределяют раздельное отражение статей доходов и расходов, относятся: списание стоимости запасов до величины возможной чистой стоимости реализации или основных средств до возмещаемой суммы, а также возвращение этих списаний; реструктуризация деятельности организации и возвращение любых оценочных обязательств по затратам на реструктуризацию; выбытие объектов основных средств; выбытие инвестиций; прекращаемая еятельность; урегулирование судебных споров.Составитель отчетности должен исходить из интересов пользователей, поэтому компоненты финансовых результатов следует представлять таким образом, чтобы можно было сделать выводы о стабильности прибыли, предсказуемости формирования финансовых результатов (получение прибыли или убытка в будущем), о потенциале компании генерировать прибыль. В связи с этим рекомендовано использовать один из двух подходов к представлению информации.Первый подход предусматривает раскрытие состава произведенных в отчетном году расходов, сгруппированных по видам расходов, второй - расходов, сгруппированных по видам деятельности. Представление расходов на основе выбранной их классификации рассматривается как анализ расходов. В первом варианте анализа расходов они объединяются в соответствии с их характером (амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, вознаграждения работникам, затраты на рекламу) и не перераспределяются между функциональными направлениями внутри компании, что делает отчет более подходящим для небольших компаний. Второй вариант анализа расходов дает разбивку расходов в соответствии с их назначением. Как минимум, организация раскрывает отдельно от других расходов (затрат на сбыт и ведение административной деятельности) себестоимость продаж.. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы организации за отчетный период отражаются с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности (выручку) и прочие доходы и расходы. Расходы организации показываются в отчете в круглых скобках. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» к ним относятся все вычитаемые статьи отчета о прибылях и убытках, кроме текущего налога на прибыль.Образцом формы № 2 предусмотрено обязательное приложение к отчету о прибылях и убытках расшифровки наиболее Четкое представление о характере доходов и расходов дает возможность организации правильно оценивать их структуру и динамику, генерировать доходы и контролировать расходы, а также позволяет увязывать выводы об изменениях в финансовом состоянии организации с оценкой финансового результата.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.