Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 21






1. Средства и основные черты методики воспитания осанки. Правила нормирования нагрузок в упражнениях «на осанку» в период её становления.

2. Биомеханические факторы, определяющие эффективность техники в легкоатлетических прыжках.

 

3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в спортивной ходьбе. Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.

 

1 Средства и основные черты методики воспитания осанки. Правила нормирования нагрузок в упражнениях «на осанку» в период ее становления.

 

Осанка –это индивидуальная манера и типичные черты фиксации основной вретикальной позы, ряда производных от нее и частично видоизмененных поз, достаточно часто воспроизводимых в жизни.

Различают: основную осанку(основную форму проявления осанки, выраженную в позе прямостояния) и оперативную осанку(вариативные проявления осанки в условиях трудовой, спортивной и других видов деятельности)

Факторы определяющие осанку можно разделить на внешние и внутренние.Возможные дефекты осанки:

1. Круглая осанка характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые.Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи свисают вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.2. При сутулой осанке ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.3. Лордотическая осанка характеризуется увеличением поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается вперед.4. При кругловогнутой спине увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен. Ягодицы резко выпячены назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.5. При плоской спине недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены назад. Передне-задний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.6. Косая спина (асимметричная Осанка) возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, характерные для очень тяжелого заболевания - сколиоза.Основную роль в формировании осанки играет равномерное развитие мышц и правильное распределение мышечной тяги. Обычно причиной нарушения осанки является слабое развитие мышц спины (которые не могут длительное время удерживать позвоночник в прямом положении) и живота. Поэтому в школьном возрасте их развитию необходимо придавать большое значение. Дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному сидению за партой и за столом, из-за усталости меняют позу, находят наиболее удобное положение, которое постепенно закрепляется и переходит в привычное.Нарушения осанки возникают также в результате отклонений в состоянии здоровья, вызванных различными инфекционными заболеваниями, развитием косоглазия и др.

Причины нарушения осанки Согласно новой концепции, внутренней причиной возникновения нарушения осанки и сколиозов у детей служит недостаточная устойчивость у них общего центра тяжести тела. Осанке же при этом отводится роль системы, обеспечивающей равновесие организма в пространстве.Дома детям необходимо создавать все условия для правильного физического развития и устранять все, что может быть причиной нарушения осанки. Важно систематически следить за правильным положением детей во время занятий, отдыха и выполнения физических упражнений. Родители должны напоминать детям, чтобы в положении стоя они равномерно распределяли тяжесть тела на обе ноги, держали бы голову и туловище прямо, не горбились, не стояли наклонив голову вперед или выпятив живот.Необходимо систематически следить за осанкой и во время ходьбы. Девочки должны ходить легко, изящно и грациозно. Следует им напоминать, чтобы во время ходьбы они держали плечи на одном уровне и слегка отводили их назад, нижние углы лопаток чуть-чуть сводили, мышцы живота подтягивали. Вид у идущей девочки должен быть нерасслабленный, но и ненапряженный. При ходьбе нельзя сгибать туловище вперед и раскачиваться в стороны. Правильная осанка воспитывается путем тренировки.При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид человека (неуклюжая походка, асимметричное положение плечевого и тазового пояса), но и возникают серьезные отклонения от нормы. Так, изменение грудной клетки (куриная и плоская грудь), поясничного изгиба, выпячивание живота, укорочение грудных мышц и другие дефекты осанки затрудняют работу внутренних органов, отражаются на психическом и физическом развитии детей, приводят к снижению их работоспособности. Своевременное выявление вредных привычек, порождающих неблагоприятные изменения, позволит предотвратить возникновение изменений в опорно-двигательном аппарате. Всестороннее физическое развитие предупреждает нарушение осанки.

 

 

Задачи по воспитанию осанки: основные из них заключаются в том, чтобы обеспечить в процессе физического воспитания своевременное формирование и многолетнее сохранение нормальной осанки путем выработки и закрепления необходимых навыков и воспитания качеств, определяющих ее характер. Один из главных аспектов-профилактический. Вместе с тем предусматриваются и задачи по исправлению дефектов осанки.

Упражнения, являющиеся спецефическими средствами воздействия на формирования и состояния осанки, принято обозначать термином упражнения на осанку.

Для формирования нормальной осанки у новорожденного нужна заблаговременная подготовка к переходу в основную стойку прямостояния. Привычку удерживать ее обычно начинают систематически вырабатывать у детей с конца 1-го –начала 2-года жизни. Используют упражнения моделирующие фрагменты основной позы прямостояния(актуален игровой метод).

Необходимой тенденцией в обеспечении стабилизирующих воздействий на осанку является постепенное увеличение суммарного времени удержания основной стойки и ее модификации в строго регламентированных положениях. По мере того как создаются необходимые предпосылки закрепления правильной осанки, ведущими линиями в воспитании ее становятся детальная отработка навыка соблюдения параметров нормальной осанки, качественное совершение ее основ предепреждение вероятных нарушений ее статуса.

 

2. Биомеханические факторы, определяющие эффективность техники в легкоатлетических прыжках.

 

Прыжок - способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. Цель - прыгнуть возможно дальше или выше. Все прыжки в л/а можно разделить на 2 вида: соревновательные виды и различные прыжки, имеющие тренирующее значение. Характерной особенностью прыжка является полет. Дальность и высота полета тела зависит от начальной скорости и угла вылета. Траектория ОЦМТ определятся формулами:

S-CW* * sin(2a)) | g Н=(Уол2 * sin(a)A2) 12g+h,

где S - длина, H - высота траектории ОЦМТ, Vo—начальная скорость» а—угол вектора скорости к горизонтали в момент вылета, g - ускорение свободного падения, h - высота ОЦМТ в конце отталкивания.

Каждый прыжок условно делится на разбег, отталкивание, полети приземление. Самое важное для прыжка - отталкивание. В отталкивании во время выпрямления звеньев тела прыгуна действуют две силы, равные по величине н направленные в противоположные стороны. Одна из них направлена вниз и приложена к опоре, другая приложена к телу прыгуна и направлена вверх. На опору действует и сила тяжести. Силы. воздействующие на опору, вызывают реакцию опоры. Однако реакция опоры не является движущей силой, она лишь уравновешивает силы, воздействующие на опору. Другая сила, направленная вверх, приложена к подвижным звеньям. Это сила напряжения мышц. При достаточно большой силе мышечной тяги, превышающей силу веса тела и проявляющейся в кратчайшее время, создается ускоренное перемещение тела вверх, придающее ему нарастающую скорость. При ускорении подъема тела возникают силы инерции, направленные противоположно ускорению и увеличивающие напряжение мышц. В отталкивании первыми начинают разгибание тазобедренные суставы, затем коленные. Заканчивается выпрямление нот подошвенным сгибанием голеностопных суставов. При этом все группы мышц включаются в активную работу последовательно» а заканчивают сокращаться одновременно.

Разбег. В разбеге решаются две задачи: приобретение скорости, необходимой для прыжка, и создание условий для выполнения отталкивания. В прыжках в длину, тройным и с шестом, необходимо стремиться к достижению максимальной, но контролируемой скорости (16-22 шагов). Направление разбега прямолинейное. В прыжках в высоту скорость разбега оптимальная (7 —11 шагов). Прыгуны начинают разбег с места и с подбежки. Разбег производится о ускорением, наибольшая скорость достигается на последних шагах. Необходимо стремиться к тому, чтобы подготовка к отталкиванию не привела к снижению скорости разбега. Чем быстрее последние шаги, тем быстрее отталкивание. Разбег обеспечивает накопление кинетической энергии, необходимой для взлета после отталкивания: E=(m* VA2) / 2.

Отталкивание. Отталкивание продолжается от момента постановки толчковой ноги на грунт до момента отрыва. Задача отталкивания - изменение направления ОЦМТ прыгуна, В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога испытывает большую нагрузку. Характерным является стремление к постановке толчковой ноги движением, похожим на беговое. При любом отталкивании с большого разбега скорость вылета тела всегда меньше скорости разбега. Угловые параметры, характеризующие отталкивание: угол постановки, угол отталкивания, угол амортизации. Отталкивание осуществляется за счет резкого разгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, быстрого взмаха маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивания тела вверх.

Полет. После отталкивания прыгун отделяется от земли и ОЦМТ описывает определенную траекторию полета. Траектория зависит от угла вылета, начальной скорости и сопротивления воздуха. Угол вылета образуется вектором начальной скорости полетной фазы и линией горизонта. Полет в прыжках характеризуется параболической формой траектории ОЦМТ прыгуна. В первой половине полета ОЦМТ равно замедленно поднимается, а во второй половине - равноускоренно падает. Наибольшая дальность полета достигается при угле 45 градусов, но на практике этот угол меньше вдвое вследствие того, что горизонтальная составляющая скорости всегда значительно выше вертикальной. В полете никакие внутренние силы прыгуна не могут изменить траекторию ОЦМТ. Движениями в полете прыгун может только изменить расположение таив И его отдельных частей относительно ОЦМТ (компенсаторные движения). Компенсаторные перемещения частей тела о1тределяются по формуле: Х=(Р • 1) / (Р - р% где Р - вес прыгуна, р - вес перемещаемой части тела, I-путь центра тяжести перемещаемой части тела. Перемещение отдельных частей тела вниз вызывает компенсаторные движения других частей тела вверх, что позволяет повысить эффективность прыжка

Приземление, В разных прыжках роль и характер приземления неодинаковы. В прыжках в высоту и с шестом оно должно обеспечивать безопасность. В прыжках в длину и тройным эффективное приземление
позволяет улучшить спортивный результат. Окончание полета с момента соприкосновения с землей сопряжено с кратковременной но значительной нагрузкой на весь организм спортсмена. Нагрузка при приземлении
равна: F-(P*H)/ S, где F-нагрузка при приземлении, Р- вес спортсмена, Н - высота падения, S - путь торможения.

Критерии оценки техники прыжков. Высота: Для расчета технической эффективности определяется двигательный потенциал по формуле: W=L*fот*H*k, где W-двигательный прыжковый потенциал, гот -

относительная сила стопы, Н - прыжок вверх с места без участия рук, L - рост прыгуна, к - коэффициент 1гропорцнональностн (отношение даны ног к длине туловища). Уровень технической подгеговки учитывается по формуле: n-W / h, где г) - коэффициент технической экономичности, h - величина превышения высоты планки над собственным рост прыгуна. По данным Дьячкова техническая эффективность

Уценивается в относительных единицах и должна приближаться и быть меньше 12.

Шест; И нтегральным критерием техники Прыжка является уравнение: Т = (Н /1) + h, где Т - индекс техники прыжка в уеденных единицах. Н - высота хвата на шесте, 1 -рост спортсмена с поднятыми руками,

превышение высоты планки над уровнем хвата.

Длина: Оценка уровня подготовленности производится по коэффициенту технического мастерства: K-R/V, где R - результат прыжка в длину, а V - максимальная скорость разбега перед отталкиванием.

Тройной: 1) Показатель специальной подготовленности ПСП (равен удвоенному результату прыжка в длину минус результат тройного прыжка). 2)Критернй оценки пространств

ройного прыжка: результат тройного прыжка принимается за 100%, затем производится расчет каждой части прыжка.

 

3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в спортивной ходьбе. Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.

 

 

Ходьба относится к циклическим движениям. Циклом движения в ходьбе является двойной шаг. Особенность -постоянная опора (отличает ходьбу от бега). Каждая нога в ходьбе бывает опорной и маховой. Время, в течение которого нога является опорой тела, больше времени переноса ноги. Время двухопорного периода всегда короче времени одноопорного. С увеличением скорости ходьбы увеличивается частота и длина шагов, а время двухопорного периода уменьшается. С увеличением темпа до 215 шагов в минуту ходьба переходит в бег. Движение рук и ног строго перекрестны. При ходьбе таз движется по трем осям: поперечной, саггитальной и вертикальной. Для анализа весь цикл можно разделить на периоды и фазы движения. В одном цикле имеется два периода одиночной опоры и два двойной опоры. Период одиночной опоры включает две фазы - задний и передний шаг. Задний шаг начинается с момента снятия ноги с опоры и заканчивается моментом вертикали. Передний шаг начинается от момента вертикали и заканч-ся моментом постановки ноги на опору. Третья фаза соотв-ет двухопорному периоду. Только в результате взаимодействия внутренних сил (сокращение мышц) и внешних (сила реакции опоры) возможно перемещения в пространстве. Сила реакции опоры равна по величине силе действия на грунт (мышечной силе) и противоположна по направлению. При отталкивании, в фазе переднего шага, сила реакции опоры направлена вверх-вперед. Эту силу можно представить как равнодействующую двух составляющих - вертикальной и горизонтальной. Горизонт-ая составляющая обуславливает движение тела вперед. Чтобы увеличить горизонт, сосст-ую в фазе переднего шага, нужно увеличить силу отталкивания и выполнить отталкивание под более острым углом. В фазе заднего шага, наоборот, сила реакции опоры действует навстречу движению и является тормозящей. Тело идущего продвигается по инерции, заметно снижается скорость передвижения. Чтобы уменьшить горизонтальную составляющую, нужно ставить ногу ближе к проекции ОЦМТ. Во время двухопорной фазы происходит переход опоры с одной ноги на другую. В ходьбе движение ОЦМТ происходит по кривой - поднимается и опускается. Высокое положение ОЦМТ занимает в момент вертикали, а самое низкое - в период двойной опоры. Размах вертикальных колебаний - 4 - б см. С начала приземления ноги мышцу амортизируют движение, производя уступающую работу, затем, когда ОЦМТ находится над опорой, поддерживают тело, противоборствуя силе тяжести и, наконец, в фазе переднего шага происходит преодолевающая работа, с продвижением вперед. Движение рук при ходьбе способствует сохранению равновесия. Вместе с движением рук происходят повороты верхней части туловища, что уравновешивает поворот таза вокруг вертикальной оси. Угол плечо-предплечье не остается постоянным, в момент вертикали руки более всего разогнуты. С увеличением скорости ходьбы увеличивается и длина, и частота шагов.

Критические параметры перехода ходьбы в бег: скорость - до 4, 45 м/с, длина шага - до 125см, частота - до 214 шаг/мин. Угол постановки ноги на грунт равен 63 - 70 градусов, угол отталкивания всегда меньше - 43 - 57 градусов. Сгибание рук: в крайне переднем положении- 90 -100 градусов, в крайне заднем - 103 - 109, в момент вертикали - 117 - 120.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.