Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии






 

Дифференциальная психофизиология - это научная дисциплина, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология (термин введен немецким психологом В. Штерном в 1900 году) изучает индивидуальные (присущие индивидуальности) и типические (присущие группе людей, объединенных по какому-то характерному для них признаку) различия между людьми. Психофизиология изучает нервные механизмы психической деятельности. Следовательно, дифференциальная психофизиология (термин введен В. Д. Небылицыным в 1963 году) изучает зависимость индивидуальных психологических особенностей человека, проявляемых в поведении, деятельности, общении от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.).

Фундаментальной для этих наук является проблема способностей и одаренности.

Обсуждение этой проблемы невозможно без рассмотрения вопроса о роли в проявлении и развитии способностей и одаренности социальных условий и врожденных задатков. В качестве последних выступают типологические особенности свойств нервной системы и темперамента, отражающие индивидуально-типические различия в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы). Эти различия проявляются в особенностях протекания центрально-нервных процессов (интенсивности, быстроте возникновения и исчезновения, соотношении величины возбуждения с величиной торможения), которые, с легкой руки И.

П. Павлова, стали называться свойствами нервной системы. Определенное сочетание типологических особенностей этих свойств, как считал И. П. Павлов, обусловливает проявление у животных и человека того или иного типа высшей нервной деятельности (темперамента).

изучение этой дисциплины имеет практическую пользу, которая может найти выражение в индивидуальном подходе к человеку в процессе выполнения им учебной и профессиональной деятельности, в процессе общения, коррекции поведения индивидума.
Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, связанных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделение людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу.

Этот вопрос, как правило, не обсуждается в рамках ни общей, ни дифференциальной психологии и психофизиологии. Между тем он тоже имеет практическое значение, в частности - в понимании того, что есть гармоническое развитие человека и какими путями следует его обеспечивать.
Рассмотрение проблемы функциональной асимметрии в рамках дифференциальной психофизиологии обусловлено еще и тем, что межполушарная асимметрия связана не только с проявлением способностей человека, но и с особенностями его эмоциональной сферы, когнитивными стилями. Не случайно эта проблема начинает привлекать внимание не только физиологов и клиницистов, но и специалистов по дифференциальной психофизиологии (В. В. Суворова, 1975).
В круг проблем дифференциальной психофизиологии должны входить и возрастно-половые различия между людьми. Однако изучение этих вопросов привело к выделению самостоятельных направлений психологии, вышедших за рамки дифференциальной психологии и психофизиологии (психологии развития, возрастной психологии, гендерной психологии),

Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социального в развитии человека), знание проблем дифференциальной психофизиологии имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

 

Итак, к основным проблемам отечественной дифференциальной психофизиологии можно отнести:

1. методология изучения свойств нервной системы

 

2. общие для фундаментальной психологии и дифференциальной психофизиологии вопросы: способности и одаренность;

 

3. теоретические и методические вопросы изучения темперамента и свойств нервной системы (в т. ч. раскрытие физиологической сущности типологических особенностей проявления свойств нервной системы);

 

4. эффективность и особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы и темперамента (частности, речь идет о стилях деятельности и руководства, об обусловленности свойств личности, темперамента и волевых качеств типологическими особенностями свойств нервной системы);

5. рассматривается влияние типологических особенностей на эффективность профессиональной (производственной), учебной, педагогической и спортивной деятельности;

6. проблемы функциональной асимметрии, и в частности - делению людей на право- и леворуких, роль функциональной асимметрии в развитии человека, ее происхождение, методы диагностики.

 

12.6 Проблемы развития психик и вклад А. Н. Леонтьева в её изучение

 

Советский психолог А. Н. Леонтьев (1903 - 1979) автор наиболее разработанного

Варианта деятельностного подхода в психологии. Исследования Леонтьева касаются едва ли не всех проблем психологической науки: проблемы возникновения и развития психики в филогенезе и рол деятельности животных в этом процессе, проблемы возникновения сознания в антропогеезе в связи с развитием трудовой коллективной деятельности человека, проблем психического развития в онтогенезе, структуры деятельности, структуры сознания, методологии и истории психологии.

А. Н. Леонтьев выделял следующие стадии возникновени психики:

1. Стадия элементарной сенсорной психики. Появляется способность отражения организмами воздействий окружающей действительности в их объективных связях и отношениях - психическое отражение. Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Деятельность животных на первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций. Общий путь изменения организмов, с которым связан развитие в пределах стадии элементарной психики, заключается в развитии органов чувствительности (дифференциация), органов движения, нервной системы.

2. Стадия перцептивной психики. Характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами, а в форме отражения вещей. Переход к этой стадии связан с изменением деятельности животных, которое заключается в том, что " уже наметившееся ранее содержание её, объективно относящееся не к самому предмету, на которой направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Происходит выделение в деятельности операций. На стадии перцептивной психики находится большинство позвоночных животных. Переход к этой стадии, по - видимому, связан с переходом к наземному образу жизни. Анатомо - физиологические изменения: развитие и изменение роли дистантных органов чувств, развитие органов внешних движений, развитие коры головного мозга. Появляется способность закрепления нового опыта путём формирования двигательных навыков. На этой стадии у животных впервые возникают чувственные представления. У животных возникает дифференциация и обобщение образов вещей.

3. Стадия интеллекта. (Характерна для человекоподобных обезьян). Опытным путём Кёлер выделил следующие характеристики интеллктуальной деятельности, присущие данному этапу развития психики: осуществление множества попыток, не приводящих к успеху, а затем внезапное нахождение операции, которое почти сразу приводит к успеху; способность воспроизводить успешную последовательность действий без предворительных проб; найденное решение очень легко переносится в другие условия; способность решать двухфазые задачи. Единый процесс деятельности на этом этапе теперь разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Появляется способность решать одну и ту же задачу разными способами. Анатомо - физиологические изменения: развитие лобной коры.

4. Высший этап развития психики. Формирование сознания (Человек). Причина, лежащая в основе очеловечевания предков человека, заключается в возникновении труда и образовании на его основе человеческого общества и следовательно произошло изменение и очеловечивание мозга, органов чувств и органов внешней деятельности. Сложная деятельность высших животных, естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношения изначально общественным. Это и составляет непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека. Деятельность людей теперь отделяется для их сознания от предметов. Она начинает осознаваться ими именнно как отношение.

Человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной

Деятельности животных переходить в подлинное мышление. Происходит возникновение языка.

Непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей-основное условие под влиянием которого они развивались как носители сознательного отражения действительности.

Сознание человека представляет собой конкретно -историческую форму его психики. Оно приобретает разные особенности в зависимости от общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием их экономических отношений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.