Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные предпосылки внедрения эксперимента в психологические исследования.






 

Среди основных предпосылок внедрения экспериментального метода в психологические исследования можно выделить следующие:

· Активное влияние естественных наук на эволюцию психологического знания

· заимствование эксперимента, из естествознания

· развитие собственно естествознания (физические, химические и др. теории жизни, концепция гомеостаза),

· возникновение психофизики и психометрии,

· огромный эмпирический материал, нуждающийся в обобщении и анализе средствами новой науки - психологии.

Родоначальником внедрения эксперимента в психологию был Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Выдающийся английский ученый Нового времени, формируя новую систему знаний, основное внимание сосредоточил на создании системы научного мировоззрения. Он полагал, что психологическая наука в сложившемся к XVII столетию виде не способна и не в состоянии решать позитивные задачи - здание науки необходимо перестроить. Для этого ученый предлагает проделать два вида работ: критический и позитивный.

Центральная часть научной системы Ф.Бэкона - учение о методе. Метод - величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, указывает кратчайший путь познания, увеличивает власть человека над силами природы.

Как родоначальник английского эмпиризма, Ф.Бэкон признавал ведущую роль в методе за опытом. Познание, по его оценке, есть изображение внешнего мира в сознании человека, которое начинается с чувственных показаний. Последние нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении.

Применяя термин “отражение (reflexio)”, Ф.Бэкон приходит к выводу, что умозрительные науки должны быть теоретическим обоснованием практически “светоносных” опытов и слагаться под диктовку мира. Сами же опыты должны ставиться по определенному логическому приему. Так родилась формула нового научного метода: “логика + эксперимент”. Но в выборе логических приемов в “Новом органоне” Ф.Бэкон отдал пальму первенства индукции (от лат. “inductio” - выведение), то есть толкованию множества эмпирических данных, позволяющему сделать их обобщение для предсказания (прогнозирования) явлений и тем самым овладеть их ходом.

Новая идея в методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью индукции и эксперимента, стимулировала развитие научной психологической мысли. Ф.Бэкон пытается изгнать из картин человека и его души схоластически “скрытые качества” и утвердить универсальный методологический подход объяснения и познания, основанный на механицизме - соединении, сцеплении, разделении, расчленении, группировке, комбинировании, классификации и т.д. А это, в свою очередь, порождало понимание преимущественной роли математики: “Лучше же всего подвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом”. Так, в содержании нового метода английского ученого появляется существенное дополнение, заключающееся в его математическом обеспечении. Сам же раздел математики в своей классификации наук Ф.Бэкон назвал “великим приложением к теоретической и практической естественной философии”.

В четвертой книге сочинения “О достоинстве и приумножении наук” дается довольно подробная классификация учения о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о “боговдохновенной душе”, о “чувствующей душе”, учение “о субстанции и способностях души”.

Фрэнсиса Бэкона по праву считают основателем науки Нового времени. Выдающийся мыслитель проложил “мостик” между наукой средневековья - Возрождения и научной мыслью Просвещения. Им основаны традиции эмпиризма и методологии опытно-экспериментирующей науки.

Ф.Бэкон дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм “знание - сила” до настоящего времени является символом науки. Ф.Бэкон впервые применил индуктивный метод не к абстракциям, а к эмпирическому исследованию. С этого периода все науки, опирающиеся на эмпирические исследования, используют метод эксперимента, разработанный великим мыслителем.

 

 

10.7 В.М. Бехтерев как основоположник комплексных исследований в российской психологии

Российский невропатолог, психиатр, физиолог, рефлексолог. Бехтерев получил учёную степень в Санкт – Петербургской Военной- Медицинской Академии в 1881 году. Он учился в Лейпцигском университете у Вильгельма Вундта, прослушал курсы в Берлине и Париже, и вернулся в Россию, чтобы вступить на должность профессора кафедры душевных и нервных болезней в Казанском Университете. В 1893 году Бехтерев был назначен заведующим кафедрой душевных и нервных болезней Военно - Медицинской Академии, где организовал психиатрическую лечебницу. В 1907 году основал Психоневрологический институт, который стал центром комплексного исследования человека.

 

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 1910-х гг.) Бехтерев говорил о равноправном существовании 2 психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии и считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т. е. поведения и физиологической активности нервной системы. На втором этапе творчества (с 1910-х гг.) Бехтерев создаёт учение, названное о рефлексологией.

Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения – например, отдёргивание пальцев от предметов, грозящих ударом электрического тока, - могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей, но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходными, - так, звук зиммера, звучащего во время удара электрического тока, вскоре заставляет испытуемого отдёргивать палец. Бехтерев считал эти реакции рефлекторными. Далее он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня.

 

 

10.9 Характеристика базовых идей святоотеческой (богословской, духовной) психологии

В настоящее время в психологическую науку в целом, и историю психологии в том числе, начинает проникать духовно-нравственная проблематика; делаются попытки осмысления основ духовной психологии, ориентированной на изучение нравственно-духовного потенциала человека. В этой связи в обширном массиве неосвоенного еще наукой материала выделяется особая тема историко-психологических исследований - духовно-нравственная традиция в отечественной психологии. Ее разработка продолжает прерванную после 1917 г. линию изучения особенностей религиозного сознания, закономерностей нравственного совершенствования личности, многовековой аскетической практики православного подвижничества в достижении святости. Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий существования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психической жизни человека.

К сожалению, этот богатейший материал пока слабо известен академической психологии. Его освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые происходят в современном российском обществе, когда особую актуальность приобретают задачи нравственного воспитания человека, без решения которых невозможны позитивные изменения ни в одной сфере жизни общества. И если учитывать, что христианский путь к святости означает, прежде всего, развитие в человеке добродетелей, имеющих ярко выраженную социальную ценность (таких, как любовь к людям, терпение, милосердие, сострадание, справедливость, взаимопомощь и т.д.), то становится очевидным, сколь значим этот опыт для нашего времени. Этим объясняется растущий интерес к данной проблематике, обоснование идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания в качестве ее полноправного объекта.

Указанные тенденции свидетельствуют о необходимости поиска новой парадигмы психологической науки, выходящей за границы узкосциентистского подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение проблемного поля психологии, ее категориального аппарата, источниковой базы. Важно осмыслить тот глубинный факт, что познание может осуществляться на разных уровнях существования психологического знания - обыденного, научно-академического, искусства, духовно-религиозного опыта.

Особенности познания психической реальности в православной святоотеческой традиции

Обращение к истории зачастую делает ясным то, что кажется сложным и непонятным с позиций современных представлений, позволяет най­ти в прошлом разрешение актуальных проблем. Православная психология, созидавшаяся на протяжении почти двух тысяч лет, содержит в себе ответы на многие, до сих пор не проясненные вопросы.

Рассмотрение человеческой личности и ее психики как системы, обладающей той или иной степенью сложности, позволяет ранжировать людей в зависимости от богатства спектра их внутренних состояний, что отражается в таких категориях, как «опытность», «развитость», «рефлексивность» и т.д. Говоря о познании одного человека другим - а из него и вырастает собственно научное психологическое знание - нельзя забывать, что в данном процессе особенно ярко проявляется прин­цип, согласно которому более простая система не способна в своем огра­ниченном наборе состояний отразить всю полноту состояний более сложной системы1. Это означает, что одной из насущных задач психолога должно быть расширение его собственных внутренних состояний как условия полноценного и неискаженного изучения разнообразия и глубин психических проявлений у объектов его исследования. Причем, внутреннее развитие психолога-исследователя предполагает не простую " арифметическую" сложность, т.е. увеличение количества его состояний, но и глубинные ка­чественные преобразования личности, путь достижения которых составляет одну из центральных проблем обсуждения в святоотеческих православных учениях.

Главный гносеологический принцип православной психологии - " чистые сердцем Бога узрят". Иными словами, " очищение" личности, ее духовное совершенствование является предпосылкой познания истины. Тем самым в качестве необходимого условия познания вводится новое измерение - этическое, что не всегда учитывается академической психологией.

У религии и науки - разные ориентиры в познании. Наука утверждает рациональный, рассудочный путь познания истины, религия считает, что истина - это " вера в высшей степени ее основательности". Ориентация на рациональное знание на личностном уровне соотносится святоотеческой традицией с понятиями гордости и прелести. Развитие гордости теснейшим образом связано с приобретением новых знаний и " прямо пропорционально" им. " Знание надмевает", - утверждает апостол Павел. Для верующего человека Бог и Истина - одно и то же. Поэтому слова апостола Павла о том, что гордыня есть “медная стена между Богом и человеком”, означают также, что гордость и тщеславие выстраивают барьер между истиной и ее исследователем. Гордый человек не признается в своих ошибках, а, значит, склонен обманывать и себя и других. Соответственно, для такого психолога закрыта возможность адекватного познания психического мира другого человека, ибо не исправен его собственный " познавательный аппарат". Т.е., основным гносеологическим принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи глубины познания и уровня нравственно-духовного развития познающей личности. Только высоко нравственная личность способна познать истину; только святому, как утверждает христианское вероучение, она открыта непосредственно, без организации особого исследования и использования специальных процедур. Характеризуя действие этого принципа в познании реальности, И.В. Киреевский писал: “Познание реальности есть функция Богопознания...Тот смысл, которым человек понимает Божественное, служит ему к разумению истины вообще.

Идея самосовершенствования в этическом отношении как условия достижения истинности познания составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. В то же время она остается недоступной для академической психологии, отодвинувшей на задний план проблему " власти внутренней” - власти человека над собой, своими душевными слабостями и недостатками. Усилиями Паисия Величковского, оптинских старцев, святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и других подвижников XVIII-XIX столетий, этот опыт самопознания и " самоделания" вновь стал доступен широкой научной общественности, обусловив возможности его изучения и освоения современной психологической наукой.

 

10.10 С. Л. Франк как известный психолог

 

Семен Людвигович Франк (1877-1950) был философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нельзя без теории знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?

Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним " слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления, относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше я " не только созерцает объект, но и живет им".

Философские основы психологии Франк развил в своей книге " Душа человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.

Учения, изложенные в книгах " Предмет знания" и " Душа человека", углублены и дополнены в книге " Непостижимое".

Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается путем различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть " либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть " и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.

В книге " С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на " встрече человеческого сердца с Богом", на живом " общении с Богом". Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к " положительному откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.

Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре " Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть " первичное свойство всякого сознания". Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Мысль о " Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова " творение", " творец", но понятий этих нет.

Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности на интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.