Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления и перспективы взаимодействия России и ЕС






Среди основных направлений взаимодействия России и Европейского Союза можно выделить следующие:

3.1 Экономика

В октябре 2000 было принято решение о начале регулярного энергодиалога. Решение было принято на Парижском саммите, однако еще не решены вопросы увеличения поставок газа и ядерного топлива. Помимо этого направления отношений, разрабатываются и другие. Например, в 2001 была принята концепция общего европейского экономического пространства. Разработка этой концепции предполагает возможность тесного сотрудничества в секторах энергетики, науки и техники, транспорта, экологии. При этом подобное сотрудничество будет возможно только в условиях общей либерализации торговли и упрощения торговых процедур, а также гармонизации их режимов.

Программа действий в экономической сфере предусматривает:

содействие развитию торговли и инвестиций;

создание более благоприятных условий для деятельности экономических операторов - европейских, действующих в России и российских, которые начинают активно действовать на внутреннем рынке ЕС;

сближение законодательства (на основе норм ВТО и с учетом законодательства ЕС) в области развития торговли и инвестиций, создания благоприятных условий для деятельности экономических операторов.

Европейский Союз готов помогать России в проведении экономических реформ, особенно путем предоставления финансовой и технической поддержки через программу ТАСИС, которая с 2004 г. называется Программа сотрудничества ЕС и России. Она содействуют использованию в странах СНГ западноевропейского know-how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

3.2 Политика

ЕС и Россия ведут на регулярной основе политический диалог на всех уровнях двусторонних отношений, от встреч на высшем уровне между Главами государств до встреч дипломатов высокого ранга и политических экспертов. С 2001 года Россия является единственной страной-партнером, с которой Комитет ЕС по политике и безопасности проводит ежемесячные консультации на уровне послов. Член Европейской Комиссии, отвечающая за внешние связи, г-жа Бенита Ферреро-Вальднер, Верховный Представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности г-н Хавьер Солана и Министр иностранных дел России также проводят регулярные консультации по международным событиям и вопросам управления кризисами.

Политический диалог между ЕС и Россией сосредоточен на обмене мнениями и сотрудничестве в решении международных кризисов и конфликтов (включая Грузию, Украину, Молдову, Ближний Восток, Ирак, Иран, Западные Балканы и Афганистан). ЕС и Россия также согласны с необходимостью укреплять многосторонние механизмы для разрешения конфликтов, особенно с учетом центральной роли ООН и ОБСЕ. Растет взаимопонимание в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения. Все большее внимание в двусторонних консультациях уделяется борьбе с терроризмом.

Что касается сотрудничества в сфере безопасности, разработка Политики Европейского Союза в области безопасности и обороны (ПЕСБО) придает новый импульс стратегическому партнерству между Европейским Союзом и Россией. Начавшаяся в 1999 году ПЕСБО нацелена на то, чтобы предоставить Европейскому Союзу возможности в гражданской и военной сферах, необходимые для проведения целого ряда гуманитарных операций и миссий по поддержанию мира, часто называемые «миссиями Петерсберга». С момента создания ПЕСБО была открыта для участия партнеров Европейского Союза в проводимых ЕС гуманитарных операциях и миссиях по поддержанию мира. С самого начала (с 2000 года), ЕС рассматривал Россию в качестве своего основного партнера, который должен быть приглашен к участию в предстоящих операциях под эгидой ЕС.

Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспективой. Его строительство требует не только нового политического мышления и особой степени доверия, определенного временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня пока только можно говорить о программе конкретных совместных действий в области внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или по линии российского МЧС в сфере гуманитарного разминирования, в сфере совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные катастрофы, техногенные и др.).

Первое, что необходимо предпринять сейчас, - это реформирование ООН и создание новой системы безопасности, отвечающей постбиполярным реальностям. Второе - сотрудничество и теснейшее взаимодействие на пространстве Большого Ближнего Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так и Кавказский регион), как в противодействии распространению ядерного оружия, так и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза обеспечить более полную интеграцию России в развивающиеся международные структуры и институты.

3.3 Безопасность и правосудие

Общее пространство в области свободы, безопасности и правосудия включает направления сотрудничества, ориентированные на переход к свободному движению людей и обеспечение их прав на территории стран ЕС и России, вопросы применения Шенгенского визового режима и соглашения о реадмиссии, задачи и условия перехода к безвизовому режиму и свободному движению людей, сотрудничество в борьбе с трансграничной преступностью, торговлей наркотиками, отмыванием денег, торговлей людьми, сотрудничество в области юстиции, свобода правосудия, верховенство права, внутренней безопасности. Сотрудничество также включает в себя содействие развитию пограничной и другой инфраструктуры, модернизацию таможенных и пограничных постов и повышение профессионального уровня их сотрудников.

Отношения в этой сфере основаны на Плане действий против организованной преступности (2000), Совместном заявлении о борьбе с терроризмом (2002), резолюции 1373 (2001) СБ ООН, Соглашении о сотрудничестве между Европолом и Россией (2003).

В то же время ЕС и Россия твердо убеждены, что усилия, направленные на обеспечение большей безопасности и улучшение охраны границ, не должны привести к возведению барьеров на пути взаимодействия в рамках закона между нашими экономиками и обществами. Граждане должны иметь большую свободу передвижения. Именно в этом и заключается смысл начавшихся переговоров по упрощению визового режима на взаимной основе. Эти переговоры, которые начались во второй половине 2004 года, активно продолжаются параллельно с двусторонними переговорами по соглашению реадмиссии. В более длительной перспективе ЕС и Россия надеются создать необходимые условия (в частности, безопасность проездных документов, охрана границ), которые позволят устранить на взаимной основе визовые ограничения.

3.4 Исследования, образование и культура

Создание общего пространства в сфере образования на сегодняшний день является самой перспективной областью в отношениях России и ЕС. Практически единственной крупной инициативой, осуществленной на уровне ЕС в сфере образования, является программа ТЕМПУС, цель которой состоит в содействии сотрудничеству между университетами стран СНГ и ЕС.

Менее развито, но постепенно расширяется сотрудничество в области среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Более развито сотрудничество в сфере высшего образования. Здесь необходимо выделить участие России, формализованное в 2003 г., в Болонском процессе. В 1999 г. в Италии была принята Болонская декларация, в которой 33 европейские страны заявили о намерении создать к 2010 г. единую европейскую систему высшего образования. Сам процесс проходит под эгидой Совета Европы, но при активном содействии Евросоюза. Формирование общего пространства в области высшего образования идет достаточно интенсивно при содействии Европейской Комиссии. Для России один из важнейших вопросов на этом направлении - вопрос о взаимном признании дипломов, что является стимулом для гармонизации систем образования России и ЕС.

Общее пространство исследований, образования и культуры имеет своей целью развитие сотрудничества в области науки, образования и культуры, в частности через программы обмена. Такие программы помогут укрепить общий экономический и интеллектуальный потенциал, и в то же время будут содействовать развитию контактов между людьми и лучшему взаимопониманию между нашими обществами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.