Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования затрат в сфере транспортной логистики






 

Транспорт – это своеобразный связывающий элемент, который находится между самими звеньями великой логистики и большая часть операций по доставке груза осуществляется с помощью него. Это привело к возникновению отдельной отрасли в системе логистики – так называемой транспортной логистики – перемещение заказанного товара за требуемое время, оптимальным маршрутом в нужную точку с минимальными денежными затратами.

Транспортная логистика в целом охватывает три основных области:

контроль над операциями с товаром, возникающими на маршруте следования груза, с применением различных средств коммуникации и новейших информационных технологий;

процесс организации и планирования доставки груза с минимальными финансовыми расходами;

предоставление необходимой информации для товаровладельца.

Транспорт, как неотъемлемая часть логистики, потребляет около пятидесяти процентов всех затрат, выделенных на логистику. Он участвует во многих логистических процессах, поэтому требует согласованности между всеми участниками транспортного процесса. Давайте рассмотрим основные задачи транспортной логистики:

согласование транспортно-складского процесса;

создание рабочих систем транспортировки товаров;

выбор нужноготипа и вида транспорта;

определение оптимальных по времени и затратам маршрутов доставки товара;

Для успешного решения вышеописанных задач, необходимо соблюдать основные принципы транспортной логистики: требуемый грузнужного качества необходимо перевозить малейшими затратами, и должен он прибыть к заказчику в установленное время и в должном объеме.

С развитием системы логистики, роль транспорта в этой системе значительно меняется. В наше время транспортное обслуживание определяется оптимальным соотношением прибыли и расходов с учетом пожеланий отправителя и (или) получателя.

Транспортировка может быть внутренней и внешней, все зависит от варианта ее использования. Данные виды транспортировки связаны между собой и составляют общую систему транспортного типа.

Таким образом, транспорт становится основной частью процесса транспортирования товара. В этой системе функции транспортной логистики заключаются в успешном процессе хранении и перемещении груза. Этот процесс должен быть выгоден как во временном варианте, так м и в экономическом. В случае экономии финансов на повторной погрузке и выгрузке товара используется функция хранения груза, при этом необходимо учесть увеличение времени, необходимое на доставку товара к потребителю.

Выделение транспорта в отдельную область логистики способствовали такие факторы:

наличие огромного числа экспедиционных предприятий, которые играют основную роль в процессе оптимальной доставки груза;

способность транспорта создавать устойчивую, надежную и стабильную систему реализации товара;

высокая цена транспортирования, которая в отдельных случаях может достигать пятидесяти процентов от общих логических затрат на доставку груза;

решение большого количества транспортных проблем.

Логистика – это соединенная в одно целое: экономика, технологии и современная техника. Задача транспортной логистики это вообще отдельный сложный процесс. Среди задач и целей можно отметить обеспечение технологического и экономического характера.

Технологическое единство достигается путем использования единой технологии транспортировки.

Экономическое единство – это построение тарифной системы по результатам исследования конъюнктуры рынка.

Техническое единство подразумевает согласованность всех характеристик транспортной системы, как в межвидовом резерве, так и внутри отдельных видов.

Основным принципом логистики является сведение расходов к минимуму. На транспорте экономии можно добиться за счет дальности и масштабов перевозки груза.

Экономия финансов за счет дальности перевозимого расстояния достигается тем, что при увеличении маршрута уменьшается стоимость использования транспорта при расчете на единицу расстояния. Например, транспортировка одного товара на 1 000 километров выйдет дешевле, чем транспортировка двух товаров (или товаров того же веса) на 500 километров.

Экономия денежных средств за счет масштабности перевозимого товара достигается тем фактом, что чем больше груз, тем меньшие расходы на единицу товара (веса), или же, использование мощных видов транспорта (водный или железнодорожный), будет дешевле, чем использование воздушного или автомобильного транспорта.

Вышеизложенные принципы нужно брать во внимание при поиске альтернативных видов транспортирования. Следует добиваться максимальной дальности перевозки и максимальной загруженности транспортных средств, учитывая также все пожелания заказчика.

Оптимальность транспортных издержек должна быть такова, чтобы совокупность всех логистических издержек была минимальной. Это можно достичь путем установления равновесия между качеством доставки и транспортных расходов.

При составлении модели транспортного обслуживания необходимо учитывать график доставки товара и маршрут движения транспорта. Создание оптимального маршрута позволит точно вычислить количество транспортных средств, которые необходимы для успешной перевозки груза. При определении и соблюдении сроков доставки и выбранных маршрутов, можно сэкономить запасы потребителя в несколько раз.

Этого можно достичь при соблюдении таких операций:

составление карты размещения потребителей;

прогнозирование необходимого количества товаров и объема перевозок;

передача информации о заказчиках;

составление графиков поставки товара по времени;

фиктивная работа;

выбор подвижного состава;

составление оптимальных маршрутов.

Основой транспортной логистики являются именно транспортные средства, они обязаны соответствовать заявленным требованиям и владеть определенными свойствами. Транспорт должен обладать такой способностью: в соответствии с небольшими запасами продукции пользователя, через небольшие интервалы времени перевозить необходимые партии грузов на установленные расстояния. Самым популярным и основным критерием при выборе типа перевозки считается максимальное использование их грузоподъемности и вместимости, сохранность грузов, а также уменьшение финансовых затрат на саму перевозку.

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием — это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие — это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства — все эти задачи также относятся к транспортной логистике. [5]

Транспортировка - одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т.е. " связывают" капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.

В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:

‒ способность транспорта реализовать основную идею логистики - создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему: " снабжение - производство - распределение - потребление";

‒ неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;

‒ высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;

‒ высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);

‒ наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта - железнодорожный и водный - обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные - автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.

Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же при-1 чин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.

Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.

Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

Транспортные предприятия, участвующие в цепи распределения готовой продукции, так же, как и другие партнеры, должны обеспечивать сокращение времени на транспортировку, повышение уровня сервиса. В целом это означает движение навстречу потребителю транспортных услуг. Такая ситуация конкретно выражается в предоставлении различных нетрадиционных дополнительных услуг, а также в широкомасштабном использовании новейших достижений в области коммуникации и информатизации.

Предоставление транспортными фирмами новых дополнительных услуг позволяет расширить круг их клиентуры, увеличить прибыль от реализации продукции, облегчает и ускоряет внедрение новых транспортных технологий, повышает стабильность и прочность связей на рынке транспортных услуг.

Новые стратегии транспортных фирм в области коммуникаций ведут к расширению круга клиентуры, к появлению новых и к переходу на более высокий уровень старых заказов, к сокращению рутинной работы и к внедрению в повседневную практику новых форм документооборота, к снижению уровня ошибок, связанных с неправильным сбором и анализом учетных данных, а также с несвоевременным или неверным документированием.

Новые направления в стратегии транспортных фирм ведут к повышению экономической эффективности всей производственно-сбытовой деятельности компании, пользующейся их услугами.

При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, - либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех - воздушный транспорт. Доступность - это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видом транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота - это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место.

Некоторые основные эксплуатационные характеристики транспортных средств различных видов рассматриваются ниже.

1. Эксплуатационные показатели водных судов:

- водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

- грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;

- дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;

- грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).

Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

2. Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:

- коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;

- коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость вагона;

- техническая норма загрузки - это согласованное с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный. вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.

3. Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоемкость и др.

Привлекательность автотранспорта отчасти объясняется его относительным превосходством над другими по всем пяти характеристикам за исключением грузоподъемности. Это обстоятельство позволяет рассмотреть эксплуатационные характеристики (показатели) автотранспорта более подробно.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:

- коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;

-коэффициенты использования грузоподъемности и пробега,

- среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки,

- время простоя под погрузкой-разгрузкой;

- время в наряде;

-техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава:

- число ездок;

- общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

- объем перевозок и транспортная работа.

Наличие в автотранспортном предприятии автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным парком подвижного состава.

Снабженческо-сбытовые организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т-км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов.

С увеличением технической скорости и сокращением времени простоя под погрузкой и разгрузкой возрастают пробег и производительность автомобиля при неизменной сумме постоянных расходов, что позволяет снизить себестоимость перевозок, приходящихся на 1 т-км.

При повышении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т-км.

Поскольку себестоимость перевозок зависит от объема выполненной работы и затраченных на нее средств, основным условием ее снижения являются рост производительности труда водителей и других работников автотранспортных предприятий, экономия материальных ресурсов (снижение затрат топлива, материалов, запасных частей и т.п.), а также сокращение административно-управленческих расходов путем рационализации управления автотранспортными предприятиями.

Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъемность автомобилей и обеспечить минимальный их простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.

 

2 Анализ управления затратами в системе транспортной логистики ОАО «Красный пищевик»

2.1 Организационно- экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»

Открытое акционерное общество «Красный пищевик» (далее - Общество) создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики от 26 июля 1994г. № 279 путем преобразования государственного предприятия «Бобруйская кондитерская фабрика «Красный пищевик» в соответствии с законодательством об акционерных обществах, разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица решением Бобруйского городского исполнительного комитета от 16 августа 1994г. № 73-18, перерегистрировано в Реестре общереспубликанской регистрации за № 29 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 29 августа 1996 года № 12-21.

Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700067279 решением Могилевского областного исполнительного комитета от 24 апреля 2000 года № 9-2.

ОАО «Красный пищевик» является юридическим лицом – коммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Уставный фонд Общества составляет 2635020000 (Два миллиарда шестьсот тридцать пять миллионов двадцать тысяч) белорусских рублей. Он разделен на 175668 штук простых акций номинальной стоимостью 15000 белорусских рублей каждая.

ОАО «Красный пищевик» действует на основании Устава, согласно которому общество осуществляет следующие виды деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006:

52242 розничная торговля кондитерскими изделиями;

52621 розничная торговля через палатки, ларьки и киоски;

52622 розничная торговля на рынках и т.д.

Основная цель деятельности - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

Юридический адрес: 213800, Республика Беларусь, г. Бобруйск, ул. Бахарова, 145. предприятие размещено на одной площадке в центральной части города. Земельный участок площадью 69, 0 тыс. м. кв., согласно государственному акту передан фабрике в постоянное пользование.

Вся продукция изготавливается по классическим технологиям с использованием натурального сырья, поэтому обладает уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. Некоторые виды выпускаемой продукции обогащаются витаминами. В настоящее время предприятие специализируется на производстве драже, зефир, ирис, мармелад, конфеты с желейным корпусом, шоколад, халва. Ассортимент продукции различен.

ОАО «Красный пищевик» неоднократно участвовало в выставках, ярмарках, конкурсах и имеет многочисленные награды и премии.

Общество имеет филиал «Пищевик-Агро», расположенный по адресу: 213850, Могилевская область, Бобруйский район, д.Телуша, который занимается предпринимательской деятельностью, направленной на производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции на основе эффективных форм хозяйствования и управления. Филиал «Пищевик-Агро» осуществляет оперативный, бухгалтерский и налоговый учет, имеет текущий (расчетный) счет, составляет и представляет в установленные сроки и адреса отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, выделен на отдельный баланс, который включается в сводный баланс Общества, в порядке установленном законодательством, по соответствующим объектам налогообложения исполняет налоговые обязательства.

Органами управления акционерного общества являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет АО, директор.

Положение о филиале и его организационная структура утверждаются директором Общества.

Бухгалтерский учет в Обществе осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением.

Бухгалтерия выполняет задачи и функции в соответствии с законодательством и положением о бухгалтерии, утвержденным директором Общества 08.01.2004г.

Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме счетоводства с применением автоматизированной формы учета, принятой в Обществе. Предусматривается постоянное совершенствование автоматизации бухгалтерского учета.

ОАО «Красный пищевик» в 2013 году выпустило в натуральном выражении 14476 тонн кондитерских изделий, что на 155 тонн больше, чем в 2012 году.

Наибольшую долю в выпущенной продукции занимает зефир-41, 2%, мармелад-26, 9% и халва – 21, 2%.

В 2013 году было отгружено 14553 тонн кондитерских изделий, что на 323 тонн меньше, чем в 2012 году. Из них 11996 тонн отгружено в Республику Беларусь, что на 297 тонн больше, чем в 2012 году и на экспорт. Общая отгрузка всей продукции в РБ на протяжении последних четырех лет ежегодно возрастает.

Лидирующими предприятиями по потреблению продукции в 2013 году являются г.Минск (22, 56%) и Могилевская область (17, 19%). За ними- Минская (14, 25%) и Брестская (14, 20%) области. Потом Витебская и Гомельская (11, 83% и 11, 24% соответственно) области. Наименьшее потребление в Гродненской области – 8, 73%.

Реализацию кондитерских изделий можно проследить в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Реализация кондитерских изделий в РБ, кг

Продукция 2012 год 2013 год
Драже 926299, 90 985209, 20
Зефир 4322318, 60 4944003, 20
Халва 3655739, 82 2951942, 60
Ирис 573187, 40 519714, 64
Мармелад 2221338, 10 2555108, 40

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации

 

Из таблицы видно, что темп роста реализации продукции в 2013 году относительно 2012 года в РБ по ассортименту составил: драже-106, 36%; зефир-114, 38%; халва-80, 75%; ирис-90, 67%; мармелад-115, 03%.

Увеличению отгрузки на внутренний рынок способствовали следующие мероприятия:

- проведение дегустаций в городах Республики Беларусь;

- проведение рекламных компаний в СМИ;

- проведение рекламы на бортах личного транспорта предприятия, в городском транспорте и т. д;

- распространение каталогов и листовок о продукции через фирменную торговлю предприятия и организации торгующие продукцией предприятия.

В августе 2013 года ОАО «Красный пищевик» выиграл тендер по закупке кондитерских изделий в Белгосздранницы: санаторий «Рассвет» г.Минск-1, 8 тн., детский санаторий «Росинка»-0, 5 тн., санаторий «Радон»-0, 8 тн., детский санаторий «Случ»-0, 5 тн.

Осуществляемая на предприятии маркетинговая и сбытовая деятельность направлена на сохранение установленных связей с покупателями и предполагает дальнейший поиск новых потенциальных покупателей за счет полного завоевания сектора национального рынка и тщательного зондирования рынков стран СНГ и дальнейшего зарубежья.

Отдел маркетинга как самостоятельное структурное подразделение был создан в октябре 2005 года. Каждый сотрудник отдела выполняет определенные обязанности в соответствии с должностными инструкциями, в целях совершенствования организации работы в отделе маркетинга.

За время своего существования отдел маркетинга осуществлял свою деятельность в направлении повышения конкурентоспособности продукции предприятия на кондитерском рынке, совершенствовании ассортиментной линейки предприятия, укреплении имиджа предприятия и торгового знака «Красный пищевик».

В 2013 году на экспорт было отгружено 2557 тонн кондитерских изделий, что на 620 тонн меньше, чем в 2012 году. Направления экспорта можно проследить в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Направления экспорта

Направление экспорта Реализация продукции на экспорт, кг Доля в общем объеме экспортируемой продукции, %
2012 год 2013 год 2012 год 2013 год
Отгружено продукции на экспорт 3177497, 437 2556527, 792 100, 0 100, 0
Всего на Россию, в т. ч.: 2854360, 142 2248144, 945 89, 8 87, 9
- Санкт-Петербург 526516, 400 771598, 100 16, 6 30, 2
- Москва 1039500, 652 623164, 595 32, 7 24, 4
- Регионы России 1288343, 090 853382, 250 40, 5 33, 3
Дальнее Зарубежье, в т.ч.: 323137, 295 308382, 847 10, 2 12, 1
- Пибалтика, в т. 206733, 000 178431, 910 6, 5 7, 0
Эстония   11312, 200   0, 4
Латвия 169797, 000 152575, 710 5, 3 6, 0
Литва 36936, 000 14544, 000 1, 2 0, 6
- Израиль 63477, 620 81530, 197 2, 0 3, 2
- Германия 34752, 750 27210, 490 1, 1 1, 1
- США 18173, 925 21210, 250 0, 6 0, 8

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации

 

Из таблицы видно, что наибольший объем реализации продукции составляет отгрузка в РФ (87, 9% в 2013 году). Общая отгрузка продукции в РФ в 2005-2013 гг. значительно сократилась по отношению к 2003-2004 гг.

ОАО «Красный пищевик» непрерывно работает над разработкой и внедрением новых видов продукции. В 2013 году в Обществе освоено 20 новых видов продукции (ирис «Ночка», ирис «Клубника с молоком», зефир «Крем-брюле в шоколаде», зефир «Воздушные замки», Мармелад «Фруктовые забавы», конфеты «Люкс клубника» и др.

Уровень рентабельности реализованной продукции в 2013 году составил 9, 9% и по сравнению с 2012 годом (9, 8%) увеличился на 0, 1%.

Дебиторская задолженность за отгруженную кондитерскую продукцию на 01.01.2014г. составила 9434 млн.руб., в том числе РБ-7752 млн.руб. (82, 2%), РФ- 1216 млн.руб. (12, 9%), Латвии -70 млн.руб. (0, 7%), другие государства -396 млн.руб. (4, 2%).

Кредиторская задолженность за отгруженную кондитерскую продукцию на 01.01.2014г. составила 6545 млн.руб., в том числе за товар в РБ - 5977 млн.руб. (91, 3%), в РФ 494 млн.руб. (7, 5%), в Украине -73 млн.руб. (1, 1%), в других государствах – 1 млн.руб. (0, 1%). Кредиторская задолженность за отгруженный товар увеличилась на 499 млн.руб. по сравнению с началом 2013 года (или на 8, 2%).

Информация об общем состоянии показателей ОАО «Красный пищевик» представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Изменение основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Красный пищевик» за 2011 – 2013 гг

  Показатель   Ед.изм. Год Темп роста 2012г. к 2011г., % Темп роста 2013г. к 2012г., %
  2011г.   2012г.   2013г.
             
Производство продукции в фактических ценах млн р.       222, 0 162, 0
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг   млн р.         215, 3   166, 6
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации   млн р.         202, 6   148, 2
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налогов и сборов из выручки   млн р.         217, 1   168, 9
Себестоимость реализованной продукции млн р.       172, 1 184, 3
Управленческие расходы млн р. -     - 175, 0
Расходы на реализацию млн р.       169, 8 248, 2
Прибыль от реализации млн р.       493, 9 120, 2
Рентабельность реализованной продукции % 14, 29 39, 45 25, 20 + 25, 16 - 14, 25
Рентабельность продаж % 11, 02 25, 12 18, 24 + 14, 10 - 6, 88
Чистая прибыль млн р.       398, 5 143, 4
Экспорт тыс. дол. 12614, 80 19097, 53 25400, 50 151, 4 133, 0
Удельный вес экспорта % 16, 1 18, 9 23, 8 + 2, 8 + 4, 9
Импорт тыс. дол. 26282, 1 34398, 09 32373, 90 134, 3 94, 3
Сальдо тыс. дол. - 13667, 4 - 15300, 6 - 6973, 4 -1633, 2 + 8327, 2
Дебиторская задолженность млн р.       187, 4 193, 6
в т.ч. просроченная млн р.       155, 9 105, 0
Уд.вес просроченной задолженности % 9, 4 7, 8 4, 2 - 1, 6 - 3, 6
Кредиторская задолженность млн р.       308, 4 85, 3
Запасы готовой продукции млн р.       189, 5 164, 8

 

Продолжение таблицы 2.3

             
Затраты на рубль товарной продукции руб. 0, 773 0, 658 0, 665 83, 4 101, 1
Коэффициент текущей ликвидности (норматив не менее 1, 7)   х   1, 279   1, 921   2, 471   + 0, 642   + 0, 550
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив не менее 0, 3)     х     0, 165     0, 468     0, 298     + 0, 303     - 0, 170
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (норматив не более 0, 85)   х 0, 390 0, 240   0, 203   - 0, 150   - 0, 037

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных организации

 

За 2011г. объем производства СП ОАО «Спартак» в действующих ценах составил 266 455 млн.руб. В расчете на 1 человека производственно-промышленного персонала (ППП) производительность труда составила 130808, 2 тыс.руб.

По итогам 2011г. уровень среднемесячной заработной платы составил 1297, 6 тыс. руб., удельный вес заработной платы с отчислениями в затратах на производство продукции равен 17, 8%, в объеме выпуска – 13, 7%. Всего на оплату труда с отчислениями на социальные нужды израсходовано 36, 6 млрд. рублей или 13, 6% в выручке от реализации продукции.

Удельный вес экспорта составил 16, 1%. Основной страной -экспортером продукции была Российская Федерация, доля которой в общем объеме экспорта в натуральном выражении 68, 8% и в стоимостном выражении составила 60, 8%.

На 01.01.2012г. запасы на складах составили 22898 млн р.

Выручка от реализации продукции 268326 млн р., удельный вес просроченной дебиторской задолженности 9, 4%.

Результатом финансово- хозяйственной деятельности является получение прибыли отреализации в размере 29563 млн р. и получение чистой прибыли в размере 21956 млн р.

Структура бухгалтерского баланса за 2011г. неудовлетворительная, предприятие - неплатежеспособно, так как коэффициенты текущей ликвидностии обеспеченности собственными оборотными средствами одновременно имеют значения меньше нормативных. Коэффициент текущей ликвидности на конец периода (на 01.01.2012г.) 1, 279, что не позволило своевременно оплачивать срочные обязательства. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамина конец периода равен 0, 165, что свидетельствует о недостаточной величине собственных оборотных средств, необходимых для поддержания финансовой устойчивости организации. Значение этих коэффициентов ниже нормативного значения обусловлено политикой организации, направленной на обновление и техническое перевооружение основных производственных фондов в целях повышения конкурентоспособности продукции. Однако, отнести предприятие к устойчиво неплатежеспособному оснований нет, так как значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на 1.01.2012г. не превышает 0, 85, оно составляет 0, 39.

В 2012г. объем производства СП ОАО «Спартак» в действующих ценах составил 591656 млн р. Это 222, 0% темп роста объема производства в действующих ценах относительно 2011г. В расчете на 1 человека ППП производительность труда в фактических ценах составила 349885, 1 тыс. руб. (в 2011г. – 148277, 7). По итогам 2012г. уровень среднемесячной заработной платы составил 2120, 6 тыс. руб. Рост зарплаты за 2012г. к уровню прошлого года составил 163, 4 %, при росте объема производства в действующих ценах 222, 0%. Удельный вес заработной платы с отчислениями в затратах на производство продукции составил 16, 8 %, в объеме выпуска – 10, 9 %. Всего на оплату труда с отчислениями на социальные нужды израсходовано 65, 4 млрд. рублей или 11, 3 % в выручке от реализации продукции.

Важнейшим моментом деятельности организации являлась политика в области реализации продукции. В 2012г. СП ОАО " Спартак" удалось сохранить уровень продаж 2011 г. Удельный вес экспорта составил 18, 9%. Основной страной экспортером продукции продолжала оставаться Россия, доля которой в общем объеме экспорта в натуральном выражении 82, 5% и в стоимостном выражении составила 79, 9%.

На 01.01.2013г. запасы на складах организации 34081 млн р. (148, 8% к уровню предшествующего года).

Выручка от реализации продукции составила 577953 млн р., сократился удельный вес просроченной дебиторской задолженности с 9, 4% на 01.01.2012г. до 7, 8% на 01.01.2013г.Кредиторская задолженность возросла до 88620 млн р. (темп роста относительно 2011г. 308, 4%).

Результатом финансово-хозяйственной деятельности является получение прибыли от реализации в размере 145211 млн р. (темп роста к 2011г. 493, 9%) и получение чистой прибыли в размере 87500 млн р. (темп роста к 2011г. 398, 5, 0%).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.