Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеальный образ женщины






После первой мировой войны в Германии появились так называемые «новые женщины». Активная трудовая деятельность слабого пола, повлияла на женскую моду и образ женщины. Работающим дамам нужен был более удобный и лёгкий гардероб. Девушки стали носить брюки, короткие юбки и платья, остригали волосы под мальчика. Они совсем отказались от сложных причесок и длинных юбок, когда до республики такой образ мог вызвать скандал. Сборы по утрам теперь занимали меньше времени, одежда и прическа не стесняли движений, тогда как до войны по воспоминаниям немецкой журналистки Клэр Голль утренние сборы занимали всё утро: «церемонии не был конца: бесчисленные складки юбок, корсетные шнурки, приведение всего в порядок».

Вместе с модой изменилось и поведение: женщины стали более, раскованные, они открыто курили длинные сигареты, употребляли спиртные напитки, водили автомобиль, самостоятельно отправлялись на танцы. Такой образ наблюдается во многих романах Эриха Ремарка. Серьёзные изменения произошли в представлении идеальной фигуры и макияжа. В моду вошла стройность женского тела, именно такой была героиня романа, «Три товарища», Патрисия Хольман. В период 20-х годов XX века, для женщин было оскорбительно, если её называли полной. Также, девушки стали наносить броский яркий макияж, ярко красили губы, тонко выщипывали брови, а некоторые вообще сбривали. Ученные, считают, что на возникновение столь утонченного и лёгкого образа повлиял технический прогресс. Они утверждают, что телефоны, фотография, воздушное сообщение, автомобиль олицетворяют быстроту движения, и тем самым, повлияли на тело, заставив, его быть стройным и лёгким. Геббельс в своем дневнике писал: «Мужчины обабились. Мы, немногие мужчины, можем поэтому принести немало пользы». «Чем меньше немецкие мужчины стремились самоутвердиться в общественной жизни, тем больше женщин пыталось выполнить вместо мужчины его задачу. Мужчина при этом приобретал женские качества, а женщина маскулинизировалась. Упорств, суровость, решительность и другие «мужские» добродетели постепенно забывались, и мужчины постепенно передавали руководство государством женщине».

Эмансипация, прежде всего, отразилась на женщинах, которые вели богемный образ с жизни: журналистках, писательницах, художницах. Именно среди этих женщин сосредоточился образ «новой женщины» в брюках. Но кроме них эмансипация затронула молодых, незамужних, и работающих жительниц крупных городов: Берлина, Кёльна, Мюнхена. Так же частично новые тенденции задели продавщиц, служащих бюро, домохозяек мегаполисов. Интересен в этом плане семейный альбом чиновника из Кёльна, будущего канцлера ФРГ, Конрада Аденауэра. Конрад был женат дважды, обе его жены занимались ведением домашнего хозяйства. Первый брак был заключён до войны, а второй после. На семейных снимках первая жена консервативно одетая дама в длинном глухом платье с воротом до подбородка и высокой причёской. Фотографии со второй женой, сделанные до войны, показывают совершенно другой образ: перед нами женщина, которая явно испытала влияние моды, одетая в лёгкое платье с декольте и открывающее ступни и часть ног. Волосы у неё средней длины с низкой укладкой, что напоминает стрижку.

Большой вклад в популяризацию нового имиджа внесли средства массовой информации и кино. В фильмах героини носили короткие стрижки и юбки. Немки копировали своих кумиров – эмансипированных див немого кино: Колин Мур, Асту Нильсен, Луизу Брукс. Главная героиня романа Имград Койн, «Шёлковая девушка» 1932, выглядела, подобно, Колин Мур: «с шестимесячной завивкой и элегантностью до кончиков ногтей». Профессиональная занятость и активный образ жизни сблизили манеру поведения женщин с мужской манерой. Девушка перестала быть скромной, робкой и недоступной. Гендерная модель: «охотник-добыча» уходила в прошлое и заменялась принципом «равный и равная». В результате чего мужчина и женщина вели схожий образ жизни, вплоть до поведения и внешности, имели общие интересы. В этой ситуации сексуальная привлекательность уже не воспринимается как основной критерий, определяющий взаимоотношения полов, её место всё чаще стали занимать дружба и товарищество. Цвейг писал в воспоминаниях: «в наше время юноша и девушка, оба высокие и стройные, с чистыми лицами и короткой стрижкой, внешне похожи друг на друга и уже одно это располагает их к товариществу». Писатель Генрих Манн в 1926 году утверждал: «мужчины и женщины ладят сейчас гораздо лучше, чем во многие другие периоды истории». В отношениях возлюбленных также заметны элементы товарищества. Одним из проявлений этого наблюдается в романе Ремарка «Три товарища», где главные герои Роберт и Пат, совместно курят сигареты, что, считалось сугубо мужским актом дружеского единения.

Широкое распространение в Веймарской Германии получили физкультура и спорт. Самыми распространенными видами спорта были легкая атлетика, футбол, гимнастика. Особенно популярным видом стало плавание, возможно, это способствовало в 20-ые годы появлению новых купальников, облегающих фигуру, которые заменили бабушкины купальные костюмы, вызывающие, теперь лишь смех.

В 1933 году повседневная жизнь женщины и её образ вновь меняются, нацисты проводили политику возращения женщин к семейному очагу. Расовая теория национал-социалистической Германии включала в себя культ биологически здорового женского тела, культ деторождения и приумножения нации. В качестве идеального тела был выбран античный образ, с пышными совершенными формами. Большое значение нацисты уделяли теме семьи и материнства. Женщина была исключительно продолжательницей рода, носительницей семейных добродетелей и хранительницей домашнего очага. Как заявил Гитлер: «Немецкие женщины хотят быть жёнами и матерями, они не хотят быть товарищами, как призывают красные. У женщин нет стремления, работать на фабриках, в бюро, в парламенте. Хороший дом, любимый муж и счастливые дети ближе её сердцу".

Ещё в 1925 году Геббельс записал следующее: «Женщины могут быть героинями только в исключительных случаях». Героизм этот сводился к тому, чтобы подарить детей нации. Министр пропаганды признавал, что в годы первой мировой войны и после в Германии образовалось «новее поколение женщин», «суровое, решительное, мужественное и жертвенное». Но и наделенные такими «мужскими» качествами женщины не могли подменить собой мужчин, а были для министра пропаганды не более чем «настоящими спутницами мужчины». Женщина, рассуждал он, ещё в «стародавние времена» помогала мужчине в его крестьянском труде, потом вместе с ним переселилась в города, пришла в конторы и фабричные цеха, где взяла на себя часть работы, «которая более всего соответствовала ещё сущности и была ближе её предназначению». Геббельс, подражая Гитлеру, подчеркивал первенство мужчин над женщинами вербально. Нацистский вождь однажды пояснил: «Политическое собрание нельзя открывать словами «Уважаемые дамы и господа». В первую очередь идут мужчины и только потом женщины.

Свои представления об общественных функциях мужчины и женщины Геббельс представил в своём романе «Михаэль». Один из отрывков звучит так: «Мужчина – директор, а женщина – режиссер жизни. Он дает линии, а она цвета. Задача женщины быть красивой и производить на свет детей. Это вовсе не так грубо и несовременно, как звучит. Птица прихорашивается для самца и высиживает для него птенцов. Самец же берет на себя заботу о добыче пищи и защите гнезда, прогоняя врагов. Настоящая женщина любит орла. Жёнушка обрезает ему крылья и превращает в домашнюю птицу. Я ненавижу буйных женщин, которые вмешиваются во всё и вся, не имея об этом ни малейшего понятия. При этом они чаще всего разучиваются выполнять свою настоящую задачу – воспитывать детей. Если быть современным равнозначно искусственности, морали и планомерному разложению, то моё сознание – реакционное. Каждый отец, который производит на свет ребенка, тем самым делает политику. Каждая мать, которая делает из мальчиков мужчин, уже является политическим существом».

Однажды возлюбленная Михаэля Герта Хольк попыталась оправдать феминистскую позицию, заявив: «Женщина…вынуждена выполнять самую жалкую работу. В то время как мужчина осваивает жизнь, женщина осваивает кастрюлю. Многие лучшие женщины сегодня против этого. Но им ничто не помогает. В конце концов, они опять возвращаются к кастрюле. Это ужасно».

Однако Михаэль не терпит вторжения в «исконные» мужские сферы и возражает: «Но есть и отважные женщины, которые выходят за эти рамки, и потом: давать жизнь детям – это высшая профессия, которую могут выполнять люди».

В итоге Герта дает себя убедить и признает зависимость женщины от мужчины: «Мы, женщины, не можем жить без веры в какого-либо мужчину…Нам, женщинам, нужен кто-то, на кого мы могли бы опереться». Геббельс занимал антифеминистскую позицию, отводя женщине роль матери, домохозяйки, спутницы и помощницы мужа.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Веймарский период после первой мировой войны многие женщины были вынуждены работать, так как многие остались без кормильцев, а также большинство девушек не могли выйти замуж, так как численность женщин превышала количество мужчин. Безусловно, не маловажную роль сыграли феминистские идеи, женщины просто не хотели больше сидеть дома, особенно, те, кому пришлось работать уже в годы первой мировой войны. Женщины работали в сельском хозяйстве, в текстильных отраслях наравне с мужчинами, но заработная плата женского пола была в разы меньше. Причем, многие организованные рабочие мешали устройству женщин на работу, что приносило им психологический дискомфорт и вынуждало постоянно вести борьбу за свои права.

Помимо всего прочего, женщины активно участвовали в политике, особенно с предоставлением веймарской конституцией права избирательного голоса. Был создан германский женский союз, с помощью которого женщины выдвигали требования в области образования, труда, брачно-семейных отношений. Постепенно слабый пол достигал своих целей и становился независимым от мужчин.

Девушки, теперь, свободно посещали кино, танцы, рестораны без сопровождения мужчины. Сменилась мода, поведение и образ женщины, одежда стала более удобной, всё это было необходимо при столь активном образе жизни.

В веймарской период жизнь женщин, конечно, стала насыщенной и интересной, но все эти изменения имели свой минус для страны в целом. Во-первых, страдала брачная система, в моду вошли свободные отношения и гражданские браки, что приводило к разложению семьи, девушки не хотели выходить замуж и заводить детей пока не получат образование и не сделают успешную карьеру. Во-вторых, это привело к низкой рождаемости и ухудшило демографическую ситуацию в стране.

В 1933 году нацисты изменили ситуацию в стране, так как они были настроены против феминистских идей, начали освобождать места руководящих должностей для мужчин. Национал-социалисты увольняли не только сотрудниц учреждений, но и женщин-врачей, так как считали, здоровье нации нельзя доверять женскому полу. Были случаи, когда дамы, потеряв, высокую должность, заканчивали жизнь самоубийством, многие покидали страну. Нацисты считали обязанность женщин быть матерями, но, в то, же время лояльно относились и к тому, что женщина работала на производстве, где труд был не из легких. Также не тронули продавщиц и тех, кто работал домашними помощницами, наоборот считали это чисто женскими профессиями. Если в период Веймарской республики женщина стала раскрепощенной, наносила яркий макияж и т.д., то при нацистах все это было запрещено.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.