Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав и структура расходов федерального бюджета.






Статьи расходов федерального бюджета.

1) Государственное управление 3%

2) Федеральная судебная система 0, 9%

3) Международная деятельность 6, 5%

4) Национальная оборона 3, 4%

5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 9, 3

6) Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 1, 9%

7) Промышленность, энергетика и строительство 2, 3%

8) Сельское хозяйство и рыболовство 1, 3%

9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 0, 4%

10) Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 0, 2%

11) Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 1, 1%

12) Образование 3, 7%

13) Культура, искусство и кинематография 0, 5%

14) Средства массовой информации 0, 7%

15) Здравоохранение и физической культуры 1, 9%

16) Социальная политика 7, 4%

17) Обслуживание государственного долга 25, 7%

18) Пополнение государственных запасов и резервов 0, 02%

19) Финансовая помощь бюджетам других уровней 8, 1%

20) Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам 0, 2%

21) Мобилизационная подготовка экономики 0, 06%

22) Исследование и использование космического пространства 0, 4%

23) Прочие расходы 0, 6%

24) Целевые бюджетные фонды 7, 1%

  • 15/Состав и структура доходов Федерального бюджета.

Доходы государственного бюджета – это денежные отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами (в виде уплаченных налогов) в процессе формирования бюджета страны.

 

Структура доходов бюджета

I. Налоговые доходы.

1. Налоги на доходы:

- налог на прибыль организации (10-15 %);

- НДФЛ (подоходный налог с физических лиц 2 - 4 %).

2. Налоги на товары и услуги:

- НДС (40-46%);

- акцизы (15-20%);

- лицензионные и регистрационные сборы.

3. Налоги на имущество:

- на имущество организаций;

- на имущество физических лиц;

- платежи за пользование природными ресурсами (платежи за пользование недрами, водный налог, земельный налог).

4. Налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции

5. Прочие налоги, пошлины, сборы:

- прочие федеральные налоги;

- налоги субъектов РФ;

- местные налоги и сборы;

- государственная пошлина.

 

II. Неналоговые доходы

1) Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2) Доходы от реализации государственных запасов

3) Доходы от продажи земли и нематериальных активов

4) Административные платежи и сборы

5) Штрафные санкции и возмещение ущерба

6) Доходы от внешне экономической деятельности

7) Прочие неналоговые доходы

III. Безвозмездные перечисления.

1) Из бюджетов других уровней.

2) Из государственных внебюджетных фондов.

3) От государственных организаций.

4) От нерезидентов РФ.

Ведущее место среди налоговых поступлений занимает НДС, а вместе с таможенными пошлинами и акцизами они составляют 4/5 налоговых доходов федерального бюджета.

Сумма неналоговых поступлений в 15-17 раз меньше суммы налоговых доходов, среди неналоговых доходов почти половина приходится на доходы от внешне экономической деятельности.

  • 16/Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами, что ведет к образованию гос.долга.

Причинами образования бюджетного дефицита могут выступать:

- рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

-чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

- кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

- за счет эмиссии денег; Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

- за счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

Внутренние источники финансирования дефицита бюджетов бывают следующих

видов:

--государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и субъектов РФ, и муниципальные займы;

--бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

--кредиты, полученные от кредитных организаций;

--поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, собственности субъектов РФ;

--изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.

- за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. Достоинства подобного метода:

1. Возможность получения крупных сумм;

2. Неинфляционный характер.

  • 17/Сущность и функции государственного кредита.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство представляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими лицами, оно является гарантом.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет функции финансов: регулирующую, контрольную распределительную.

Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности:

- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

- охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В современных условиях поступление от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета, что объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений

  • 18/Классификация государственных займов.

Государственные займы - это денежные средства, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключенных договоров.

 

Классификация государственных займов:

1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.

2) В зависимости от субъектов заемных отношений:

· займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы);

· займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом

3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:

рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;

нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков

4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);

беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).

5) В зависимости от срока привлечения средств:

· краткосрочные (до года) (векселя); Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций на основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.

· среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации);

· долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет). На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.

7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге:

проценты (плавающие либо фиксированные);

купонный доход (постоянный или переменный);

доход в виде дисконта от номинальной стоимости;

доход в виде выигрыша в лотерею и др.

8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске:

· обязательства с правом долгосрочного погашения;

· без права долгосрочного погашения.

9). В зависимости от метода определения дохода:

· долговые обязательства с твердым доходом:

· с плавающим доходом.

10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:

· погашение единовременным платежом;

· частями:

в том числе равными долями;

возрастающими;

снижающимися долями.

11). По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен заём от 19 февраля 1992 года, который назывался «О государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 1992 года»;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.

12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

  • 19/Государственная бюджетная система Российской Федерации. Межбюджетные отношения.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов, действующих на территории страны.

До 1991 года бюджетная система страны была централизованной, т.е. все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете СССР.

В октябре 1991 года был принят Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» №1734-1. По этому закону в бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней, т.е. бюджеты стали самостоятельными.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Принципы бюджетного устройства:

1) принцип единства;

2) принцип полноты;

3) принцип реальности (достоверности);

4) принцип гласности;

5) принцип самостоятельности;

6) принцип разграничения доходов и расходов;

7) принцип сбалансированности;

8) принцип эффективности и экономности;

9) принцип адресности и целевого характера.

 

Структура бюджетной системы РФ:

1 уровень - федеральный бюджет.

2 уровень - территориальные (региональные) бюджеты:

- 20 республиканских бюджетов в составе РФ;

- 55 краевых и областных бюджетов;

- городские бюджеты Москвы и Санкт – Петербурга;

- 10 окружных бюджетов автономных округов;

- бюджет автономной Еврейской области.

3 уровень - около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

 

  • 20/Основы организации бюджетного процесса в России.

Продолжительность бюджетного процесса – более года:

- год – исполнение бюджета;

- около полугода – составление отчёта об исполнении бюджета и его утверждение.

  • 21/Этапы бюджетного процесса в России

1) Разработка планов – прогнозов развития территории и целевых программ, на основе которых создаётся сводный финансовый баланс государства. В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны.

2) Непосредственная работа по составлению проектов-бюджетов проводится Министерством финансов РФ, ФТС РФ, ФНС РФ.

3) Составленный и согласованный проект Федерального бюджета Правительство РФ в сентябре вносит на рассмотрение в Госдуму.

4) Рассмотрение и утверждение бюджетов в Парламенте РФ:

- проект Федерального бюджета направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам

- далее направляются на рассмотрение в различные комитеты (по отраслям экономики), и с полученными замечаниями и предложениями возвращаются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам

- далее проект бюджета рассматривается Госдумой в 3-х чтениях

5) Принятый Госдумой Федеральный бюджет в течение 5 дней передаётся на рассмотрение Совета Федерации, который в течение 14 дней должен его утвердить.

Закон о бюджете считается одобренным Советом Федераций, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если за 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации бюджета, обе палаты парламента создают Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный бюджет подлежит повторному рассмотрению Госдумой.

В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации, закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы (ст. 105. Конституции РФ)

6) Принятый Федеральный закон о бюджете в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

На подписание закона президенту отводиться 14 дней. Если в этот срок президент не подписал закон и отклонил его, то Госдума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голос от общего числа членов Парламента, он подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию в течение 7 дней (ст. 107 Конституции РФ.)

В случае непринятия Федерального бюджета до начала финансового года Госдумой принимается Федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.

7) Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета парламентом и подписи президента РФ. Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на структуру Минфина РФ - Федеральное Казначейство РФ

8) Составление отчёта об исполнении бюджета возложено на Минфин, ФНС, ФТС. Отчёт о Федеральном бюджете утверждает Парламент РФ. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счётная палата РФ.

  • 22/Внебюджетные фонды Российской Федерации. Социально – экономическая сущность внебюджетных фондов.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.