Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значимость взаимосвязи учебных курсов социальной истории и социальной работы в подготовке специалистов для служб труда и занятости






Для зарубежной практики организации социальной работы, подготовки и переподготовки социальных работников значение связи учебных курсов по социальной истории и социальной работе очевидно. Так, переведенные нами на русский язык учебные планы подготовки социальных работников на базе Института социальной работы Гетеборгского университета (Швеция) включают обширный материал по социальной и экономической истории, социальному праву, теории и методике психосоциальной работы.

Аналогичное содержание мы нашли в учебных планах и программах Высшей школы социальной работы г. Эскильстуны (Швеция), готовящей специалистов для муниципальных служб социальной поддержки, домов-интернатов и медицинских учреждений, служб труда и занятости. Весьма похожей оказалась и выявленная нами картина в учебнометодическом оснащении планов факультета социальной работы Университета г. Калгари (Канада), готовящего, в частности, специалистов для служб занятости.

Серьезно ориентированы на изучение социальной истории в связи с социальной работой планы обучения социальных работников, специализирующихся в области труда и занятости, в Германии и США, в Великобритании. Это позволяет говорить о соответствующей закономерности и формировании программ обучения социономов данного профиля.

Осмысление причин формирования такой традиции в подготовке специалистов для служб труда и занятости приводит к констатации, как минимум, следующих из них:

а) эволюция форм занятости, социальной политики государств в сфере производственно-трудовых отношений является важнейшей

частью социальной истории каждого общества, государственные структуры которого постепенно формируют спою систему поддержки безработных, их вовлечения в общественно-полезную деятельность4;

б) история развития форм социальной работы в каждой стране в значительной мере связана именно с поддержкой безработных и их семей. Во многих государственных программах социальной защиты эта часть социальной работы является важнейшей;

в) эволюция ряда общественных, групповых и частных форм защиты трудящихся, социальной поддержки нуждающихся, особенно в профсоюзном движении, также ориентирована на оптимизацию трудозанятости, поддержку частично и полностью безработных. Социальная история и история социальной работы дают на эту тему богатейший материал;

г) в чисто операциональном, технологическом плане социальный работник, занятый в службах труда и занятости, сегодня не может не опираться на знание специфики современного этапа социальной истории его страны, особенностей современной ему социальной политики, системы работы учреждений социальной работы в конкретных территориальных условиях, определенного социального пространства;

д) особое значение имеет поиск оптимального сочетания государственной и частной благотворительности в поддержке безработных, с одной стороны, и активизации самозащитных действий трудоспособного населения, оказавшегося временно безработным. При этом социальные работники не могут не учитывать исторической ситуации социального развития и возможностей учреждений социальной работы в защите безработных, их взаимодействия с органами управления и хозяйственными структурами каждого региона, страны в целом;

е) важным оказывается и учет сложившегося менталитета работника, трудящихся слое' данного общества, их ориентации в выборе средств социальной защиты при потере места работы, в целом при

4 Так, полезный для будущих социальных работников в сфере труда и занятости материал о системе поддержки разновозрастных групп безработных в дореволюционной России содержит раздел " История социальной работы в России" как часть курсе " социальная история". Он связан с малоизученной и потому малоизвестной пока деятельностью Комитета Государыни Императрицы Александры Федоровны, Попечительства о Трудовой Помощи, домов трудолюбия различных типов, которые должны были оказывать " срочную, по возможности, недолговременную помощь бездомным, выпущенным из больниц и не имеющим еще заработка, освобождаемым из мест заключения и вообще впавшим в крайнюю бедность... до момента их прочного постоянного устройства" (при таких домах создавались трудовые пункты с мастерскими или распределением заказов, с выдачею ссуд на приобретение инвентаря и материалов, посреднические конторы для устройства на постоянную работу, различные вспомогательные учреждения - столовая, ночлежный приют, убежище для престарелых и увечных с применением посильного для них трупа, кассы взаимопомощи и т.д.); Ольгинских детских приютов трудолюбия для подростков, где проходило не только обучение профессиональным навыкам, но и грамоте, мастерству и рукоделию; детских яслей различных типов, контор для регистрации беспризорных детей, занимавшихся посредничеством в их устройстве на работу и учебу и др. Отделы трудовой помощи существовали также при Благотворительном обществе.

переходе к рынку. При этом существенно значимы, как показали наши исследования, национально-этнические, возрастные, половые, региональные, образовательные различия. Для России важно учитывать массовость ориентации работников в решении социальных проблем на благотворительную помощь государства, благотворительность вообще. Активные формы самозащиты здесь привлекают незначительные по численности слои населения. Переориентация на них идет медленно, особенно - у русских. И для практической деятельности социономов в сфере занятости, и в подготовке их к труду данное обстоятельство имеет сегодня первостепенное значение.

Разумеется, успех подготовки социальных работников для системы труда и занятости в России невозможен без учета отмеченных особенностей, тенденций, выявленных опытом и требованиями дня сегодня. Игнорирование их - верный путь к разрушению социальноэкономической структуры общества, его деградации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.