Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сопряженность учебных курсов социальной истории и социальной работы при подготовке специалистов для работы с семьей






Специализация социальных работников по проблемам оказания помощи семье, подготовка специалистов данного профиля в России чрезвычайно важна по целому ряду обстоятельств. Прежде всего потому, что внимание к индивидуально-личностным, семейным аспектам социальной защиты в бывшем СССР уделялось явно недостаточно, Эта работа страдала чрезмерно общим характером, унификацией, недооценкой конкретного подхода к нуждам каждой семьи, отдельного ее члена.

Характерной была и распространенность ряда стереотипов в определении задач оказания помощи семье. Например, главной и единственной задачей этой работы провозглашалась помощь материнству и детству, матерям и детям. При этом явно недооценивались превентивные ступени такой помощи, из поля зрения выпадал отец, положение и роль которого исключалась из круга актуальных задач социальной работы. Очевидными были и пробелы в подготовке специалистов данного профиля, фактически отсутствовала ориентация на целостный подход в формировании социально-профессиональной группы оказания помощи семье. Недостатком можно считать и то, что семья, как социальный институт, не рассматривалась в контексте различных этапов социальной истории, специфики социального времени и социального пространства, среды ее обитания. Не учитывалась эволюция положения и ролей членов семьи всех половозрастных групп: детей, отцов и матерей, бабушек и дедушек, мужчин и женщин.

Парадоксальным было и то, что на фоне декларирования коллективистских ценностей, ориентации на всестороннее и гармоничное развитие личности постепенно девальвировалась ценность семьи, отсутствовала систематическая подготовка личности к жизнедеятельности в этом первичном социально-бытовом коллективе. Мало изменилась эта ситуация и в последние годы, хотя осознание важности данной группы проблем продвинулось вперед весьма значительно. При этом социальная и образовательная практика России последних лет поставила и новые сложные вопросы, большая часть которых носит явно нетрадиционный характер.

Последнее связано прежде всего с резким падением уровня жизни населения, благосостояния абсолютного большинства семей, ростом социальной дифференциации, изменением стратегий жизнеобеспечения различных групп семей. Не менее важно отметить и сексуальную революцию, свершившуюся в России в последнее десятилетие, поставившую семью в совершенно новые морально-этические условия отношения полов, половозрастных групп, господствующих стандартов сексуального поведения. Свои проблемы породило и легализуемое богатство состоятельных семей, их образ жизни, практика наследования и др.

Поиск оптимальной модели (моделей) образовательных программ для подготовки социальных работников, специализирующихся на оказании помощи семьям, с учетом содержания проблематики взаимозависимости учебных курсов социальной истории и социальной работы требует учета нескольких существенных аспектов. Среди них прежде других следует учесть такие обстоятельства: во-первых, практика требует подготовки социальных работников, способных понять и учесть специфику развития семьи на различных этапах в филогенезе и d онтогенезе. Иными словами, они обязаны в планировании своей стратегии и тактики оказания помощи конкретной семье опираться на знания об особенностях эволюции, характерных чертах конкретной семьи от момента ее создания до конца жизни супругов, отношения которых составляют основу ее бытия.

При этом они обязаны учесть особенности социального времени и социального пространства существования конкретной семьи, что также должны предусматривать учебные планы по социальной истории и социальной работе. Не менее важно предусмотреть и характеристику основных этапов развития семьи как социального института, специфики современных условий ее бытия, типичных черт, а также особенностей оказания помощи при наличии основных проблем, с которыми сталкивается семья в современных условиях.

Во-вторых, принципиально важно в программах обучения учесть анализ состава семьи: национальный, поколенческий, возрастной, состав но наличию в семье или отсутствию одного из супругов, количеству детей, иждивенцев и др. Это позволяет при работе с отдельными членами семьи и с семьей в целом учитывать ее внутреннее строение, " несущие конструкции", роли отдельных членов, их возможности в содействии защите интересов каждого из них в отдельности и всех вместе,

В-третьих, существенное значение имеет освоение материала, характеризующего специфику распределения ролей, функциональных обязанностей членов семьи в различных временных и социальных условиях, возможности и механизмы использования этого распределения в социальной работе, в активизации самопомощи, взаимной поддержки членов семьи друг другу и семьи себе самой.

В частности, решение любой проблемы в семье с помощью социального работника не может не учитывать характера лидерства в семье: лидерства супруги, лидерства супруга, паритетных отношений лидерства, когда в одних вопросах главенствует муж, в других - жена, доминирует стремление супругов к согласованию важных для семьи действий, более или менее посильному и равному распределению тягот при решении семейно-бытовых проблем. При этом, конечно, программы обучения должны ориентировать студентов на учет социального опыта каждого из супругов, а также опыта их совместного проживания, социально-экономического положения семьи в целом и вклада в экономику семьи каждого из ее членов.

Материалы учебных курсов по социальной истории и социальной

работе должны содержать с точки зрения интересов профессиональной подготовки специалистов по оказанию помощи семье данные об особенностях структуры различных типов и видов семей, функциональноролевой характеристике отношений их членов, социальном опыте, динамике развития семейного коллектива, социокультурных, экономических и социально-бытовых условиях его бытия, социально-исторический контекст развития. Самостоятельное значение имеет изучение показателей здоровья членов семьи, их психологических характеристик, а также развитости форм оказания помощи семье на различных этапах эволюции общества.

Особенности программ подготовки социальных работников для здравоохранения и взаимосвязь учебных дисциплин " социальная история" и " социальная работа"

Здравоохранение в России традиционно всегда стояло, как, впрочем, в большинстве зарубежных стран, наиболее близко к проблематике социальной работы, защите и реабилитации жизненных сил человека. Однако в подготовке социальных работников для системы здравоохранения России проблем существует, пожалуй, больше, чем в большинстве из основных направлений образования для учреждений социальной защиты. Этот круг проблем подготовки социальных работников актуален и в ряде зарубежных государств, в том числе с развитыми традициями подготовки и переподготовки социономов (Швеция, Германия, Канада и др.).

Причины такого рода парадоксальной ситуации нередко кроются как раз в близости задач, которые решает медицина и социальная работа. Так или иначе это касается каждой страны, развивающей социальную работу, особенно на первых этапах ее становления в социуме как относительно самостоятельной общественной практики.

Во многих обществах и сегодня распространенным является стереотип, обладатели которого полагают, что для системы здравоохранения готовить социальных работников нецелесообразно, так как работающий в медицине обязан выполнять функции социального работника по совместительству. Еще более категорично утверждение, согласно которому медицинский работник есть разновидность социального работника.

В этой связи весьма показательна дискуссия о различии - отождествлении психосоциальной работы и психотерапии, например, в шведской литературе, посвященной природе социальной работы и основаниям ее дифференциации, а также структуре содержания программ обучения социономов [35, 36 и др.]. Очевидно, однако, что большинство аргументов в пользу доказательства принадлежности психотерапии медицине, а психосоциальной работы - теории, методике и практике социальной работы не оставляют места для разночтений. Следовательно, дифференцированной должна быть и соответствующая профессиональная подготовка, образовательная практика.

В чем же заключается с этой точки зрения специфика взаимосвязи учебных курсов социальной истории и социальной работы о подготовке социономов для системы здравоохранения?

Во-первых, в обосновании вывода, доказательства естественноисторической неизбежности дифференциации по мере углубления и расширения сферы влияния социального прогресса таких общественных институтов, как здравоохранение и социальная работа. Рассмотрение логики и основных тенденций социально-исторического процесса в рамках учебной программы по социальной истории неизбежно должно привести к такому выводу. Этот вывод может быть подтвержден и в ходе освоения материала по истории социальной работы, а также в связи с осмыслением закономерностей ее усложнения по мере роста сложности общественной и индивидуальной жизни, обострения глобальных проблем поддержания жизни человечества на Земле, распространения опасности экологических катастроф.

Во-вторых, заслуживает внимания организаторов образования, подготовки социальных работников диалектика взаимосвязи увеличения возможностей человека в решении социальных проблем, роста богатств, социальных благ, которыми располагают люди, с ростом опасности, риска для жизкеосуществления человека, утратой им индивидуальной и социальной субъектности. Так, избыток продуктов питания в ряде индустриально развитых стран, дефицит двигательной активности населения, в том числе и в бывшем СССР, породили проблему ожирения, культуры питания, ставшей для медицины и социальной работы серьезной задачей. Известным является и пример с полным обеспечением вузов студенческими общежитиями и квартирами, когда студенты стали поселяться по одному человеку в комнату. Это породило обострение проблем одиночества, общения, роста суицида среди студенческой молодежи.

Хрестоматийно известным стал и пример со строительством в 50-е - 60-е годы в Москве нескольких домов коммунистического быта с общими холлами, столовыми и коридорно-секционной системой размещения жилых помещений квартир. Эти дома вскоре были отданы под общежития, так как семья в квартирах подобного типа оказывалась при избытке жилой площади в стесненных обстоятельствах внутрисемейного общения. По существу, это были дома - коммуналки усовершенствованного типа, возникшие с появлением новых возможностей жилищного строительства в стране.

При этом самостоятельное значение имеют новые проблемы социальной защиты, возникающие на каждом более высоком уровне социального прогресса, новом этапе социальной истории, что требует и новых форм социальной работы, а также подготовки и переподготовки кадров социальных работников вообще и для системы здравоохранения в частности.

В-третьих, не могут игнорироваться в программах обучения социальных работников, в том числе учебных курсах социальной истории и социальной работы, экологические аномалии, вызванные техно

генными последствиями развития человеческого общества, загрязнением окружающей среды. На различных этапах индустриального развития в каждой стране и в планетарном, глобальном масштабе в целом это обстоятельство требует от медицины и социальной работы новых подходов, предъявляет новые требования к подготовке кадров социальных работников и работников здравоохранения.

В-четвертых, программы учебных курсов по социальной истории и социальной работе должны в специфическом контексте своей тематики отражать проблемы ускорения темпа общественного развития, его дифференциацию для различных этапов социальной истории, условий определенного социального пространства и времени. В этом плане подготовка социального работника для системы учреждений здравоохранения должна предусматривать обучение умению снимать психические перегрузки у людей, испытывающих на себе наиболее сильно воздействие ускорений и смены темпов общественного развития, динамики изменений в общении, социальных отношениях. Значимость этого аспекта рассматриваемой проблемы очевидна и в связи с возрастанием ситуаций риска по мере усложнения индивидуальной и общественной жизни, чего также не могут не учитывать программы учебных курсов социальной истории и социальной работы, сама стратегия современной подготовки социального работника для системы здравоохранения.

Наконец, чрезвычайно важны в подготовке социономов данного профиля и те разделы учебных курсов социальной истории и социальной работы, что связаны с социально-философскими и этническими проблемами смысла жизни и смерти человека. Это определяется непосредственной близостью социальной работы и здравоохранения к проблематике жизни и смерти человека на всех этапах его индивидуальной и общественной жизни, исторической эволюции.

В этом смысле медицина, все более наполняясь гуманистическим содержанием, усложняясь вместе с обществом, получая все более эффективные средства для поддержания жизни человека, объективно не может не опираться на практику социальной работы, соответствующую времени и социально-территориальным условиям подготовки социальных работников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.