Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Активными усилиями ряда ассоциаций общественности России, Министерства социальной защиты, многих вузов в начале 90-х годов в стране при участии зарубежных






Активными усилиями ряда ассоциаций общественности России, Министерства социальной защиты, многих вузов в начале 90-х годов в стране при участии зарубежных специалистов проделана масштабная работа по реконструкции старой и строительству новой системы социальной работы, подготовке и переподготовке кадров социальных работников. Социальная работа стала рассматриваться обществсннocтью, государством и как объективно необходимое явление, практика социальной жизни, и как учебная, образовательная дисциплина, и как вполне определенная теория, методолия и методика, т.е. специальная отраслевая наука. Существенно возросло значение теоретикометодологической работы, освоения того научного богатства, которым сегодня обладает человечество.

При этом все более осложняющаяся социально-экономическая обстановка в России, политическая нестабильность и снижение уровня жизни абсолютного большинства населения, разрушение традиционной инфраструктуры социальной сферы, соответствующей командно-директивной системе управления, без создания новой ставят и в ближайшем, и в отдаленном будущем перед российским социальным работником все более сложные практические проблемы. Социальная работа в России нуждается в дальнейшем развитии, оптимизации с учетом требований практики, специфики социального развития страны, а также передового зарубежного и отечественного опыта.

В центре ее внимания все более отчетливо просматривается, вопервых, отдельный человек, личность с ее непростыми проблемами жизнеобеспечения. Во-вторых, объектом внимания социальной работы, забот социального работника выступают устойчивые общности, в которых проходит жизнь человека, прежде всего - семья как первичная ячейка социальной жизни и трудовой коллектив как ассоциация, профессиональное объединение работников. В-третьих, можно говорить о различных социальных группах населения, имеющих специфические условия жизни, способы ее поддержания, характерные черты социального облика, специфику проблем, которые они вынуждены решать и которые являются основой для разработки и осуществления программ социальной помощи на региональном и федеральном уровнях.

С точки зрения решения проблем практики социальной работы ближайшая перспектива ее совершенствования всовременном российском обществе связана прежде всего с формированием системы учреждений социальной помощи и нового социального механизма защиты

благосостояния, обеспечения условий жизни " слабых" общественных групп в связи с воссозданием рыночной экономики, возрождением предпринимательства. Главное, что предстоит осуществить в решении этой группы проблем социальной работы в России, сводится, с одной стороны, к смене акцентов с государственного монопольного права и ответственности за организацию социальной защиты нуждающихся на ее полисубъектную организацию, активизацию самозащитных потенций различных групп населения, каждого человека.

Стратегически важнейшими на этом по существу главном направлении оптимизации социальной работы в России в начале 90-х годов оказались следующие задачи:

а) завершение коренной реформы пенсионного обеспечения, переход к более гибкой системе формирования и осуществления гарантий пенсионного обслуживания, при котором государство берет на себя ответственность только и главным образом за пенсии больным, инвалидам, нуждающимся семьям, а также за организацию деятельности, осуществление системы пенсионного обслуживания в целом, совершенствование правовых основ пенсионного обслуживания. Весь спектр других проблем пенсионной поддержки решается отраслевыми профсоюзами, отдельными фирмами, фондами, частными лицами. Формируется разветвленная сеть пенсионного страхования;

б) реконструкция системы медицинского обслуживания населения, в котором также сокращается доля полномочий и ответственности государственного сектора и возрастает роль частной практики, страховой медицины, кооперации частных, государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуждающихся;

в) повышение эффективности и завершение модернизации практики социального обеспечения, опирающегося пока по преимуществу на систему учреждений государственного управления социальным обслуживанием. В нем тоже постепенно возрастает доля участия отдельных фирм, частных и акционерных предприятий, коллективных хозяйств. Этот процесс в России отчасти начался еще в годы административнодирективного управления (1965-1985 гг.), когда, например, в колхозах развернулось массовое строительство домов для престарелых, интернатов, открытие других учреждений социального обслуживания;

г) оптимизация налоговой политики, в которой дифференцируется и специализируется налогообложение " слабых" социальных групп, а также расширение льгот для предприятий, работающих на социальную сферу, поощрение спонсорства нуждающихся;

д) создание эффективной системы помощи безработным, их переподготовки, повышение квалификации, перепрофилирования.

С другой стороны, к числу коренных проблем развития практики социальной работы в России в ближайшие годы относится совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления в вопросах социальной защиты населения. В основе своей это определяется новыми подходами к формированию бюджетов

отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России, которые большую часть прибыли от хозяйственной деятельности и сумм налогов начинают оставлять в регионах. При этом сокращаются объемы по централизованным формам финансирования, дотациям, возрастает значимость целевых программ социальной помощи, социальной, экономической и медицинской реабилитации.

В этой связи особого внимания заслуживает ситуация в зонах экологического, социально-экономического неблагополучия или даже бедствия. Например, проблемы социальной работы в тех районах России, что пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в золе влияния многолетних испытаний оружия на Семипалатинском полигоне, в Волгоградской, Челябинской и Ленинградской областях, и районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Такая ситуация, при всей незавершенности начавшегося процесса реформ, создает для различных уровней управления учреждениями социальной работы в России принципиально новую ситуацию. Ее главная особенность заключается в том, что происходит расширение полномочий и возможностейкак местного (поселенческого, районного), так и регионального (областного, краевого) уровней управления социальной работой, организации помощи отдельным учреждениям, практикующим социальным работникам и их клиентам.

В этой связи перед ученым и социальным работником в России встает целый ряд актуальных задач, решение которых осложнено экономическим спадом, ростом конфликтности, социальной напряженности в обществе. В основе своей эти задачи сводятся к следующему:

а) необходимо разработать правовую основу разграничения полномочий и ответственности, сфер практического влияния на осуществление социальной помощи населению между различными уровнями управления ею - от местного до федерального;

б) не менее важно на всех уровнях управления принять эффективные меры для предотвращения разрушения инфраструктуры социальной сферы, начавшейся в ходе радикальной экономической реформы, массовой приватизации;

в) весьма актуальным и новым представляется комплекс задач формирования механизмов взаимодействия различных уровней управления с развитием социальной сферы не только между собой, по и с различными субъектами социальной защиты, учреждениями социальной работы частного, кооперативного, акционерного, государственного и смешанного статуса;

г) существенно значимы и весьма актуальны вопросы национальнорегиональной и поселенческой дифференциации социальной работы как на концептуальном, так и на прикладном, технологическом уровне;

д) нельзя не отметить и такого аспекта рассматриваемой стороны проблемы перспективного развития социальной работы в России, как подготовка кадров профессиональных работников различного профиля, координация их деятельности, а также соответствующего просвещения

управленческого актива, администраторов от местного до отраслевого и федерального уровня;

е) наконец, принципиально важно будет решать и проблему согласования подходов и практики деятельности ряда ассоциаций общественности, ученых и практиков, оказывающих существенное влияние на развитие социальной работы в России: Ассоциации школ социальной работы, Ассоциации работников учреждений социальной работы, Ассоциации социальных педагогов и социальных работников и др.

Полезным было бы уточнение соотношения, дифференциации и взаимозависимости таких явлений и понятий, как " социальная работа" и " социальная педагогика", " социальная защита" и " социальное обеспечение", " социальное обслуживание" и " социальная поддержка" населения. Это тем более важно подчеркнуть, что первая половина 90-х годов в России стала временем интенсивных дискуссий и активной организационно-научной, образовательной, учебно-методической деятельности, когда более двух десятков вузов страны начали подготовку социальных работников и социальных педагогов, было создано несколько крупных научных коллективов, начавших специализированную или комплексную разработку теоретических и практических проблем развития социальной работы в России, возникли новые формы практической деятельности социальных работников.

При этом возрастает значимость оптимизации взаимодействия государственной системы учреждений социальной работы с общественными организациями социальных работников, волонтеров, нуждающихся, их объединений, координация усилий последних. Эффективность деятельности социальных работников в ближайшем будущем в России не может не иметь тесной связи с политическими процессами, политической конъюнктурой, во многом зависит от нее в условиях сохранения социальной напряженности и острой политической борьбы.

Весьма важное направление оптимизации социальной работы в России ближайшего будущего формируется также в контексте значительного расширения сферы задач социальных работников, дифференциации видов социальной работы, их институционализации и поисков путей интеграции, взаимодействия. Вполне определенно в качестве самостоятельных видов социальной работы в России уже выделились и совершенствуются: социальная работа в семье, социальная работа и образовании, социальная работа в здравоохранении, социальная работа в службах труда и занятости, социальная работа в экстремальных ситуациях и с группами риска, организация социальной работы. Эти направления деятельности социальных работников определены как основные для подготовки специалистов в вузах.

Все более глубоко осознается актуальность проблемы растущей социальной дифференциации в российском обществе, а также развития смысложизненных ориентаций разных возрастных групп населения.

В этой связи как наиболее важные стороны возникшей группы вопросов встают задачи, с одной стороны, социального оправдания,

определения масштабов дифференциации благосостояния, богатств представителей разных общественных групп, а с другой, - сохранение стимулирующего потенциала социальной дифференциации как важного фактора повышения жизненной активности бедных и средних слоен населения, овладения ими цивилизованных стандартов смысложизненных ценностей, соответствующих им стратегий жизнеосуществления.

Активно распространяется такой вид социальной работы, как оперативная социальная и психологическая помощь в службах " телефон доверия", " бытовых консультаций", волонтерство и др. Получает все более широкое распространение как профессиональная, так и непрофессиональная, добровольческая социальная работа.

В начале 90-х годов в ходе глубокой реконструкции и формирования новых звеньев социальной работы в России произошло первоначальное организационно-идеологическое оформление названных видов социальной работы, обозначены некоторые пути их взаимодействия, оптимизации, финансового и материально-технического, а также политического обеспечения. Признана целесообразность использования лучшего зарубежного и отечественного опыта социальной работы, сохранения преемственности в ее развитии с учетом региональной, поселенческой и национально-культурной специфики России.

Однако практический эффект от уже проведенной и продолжающейся модернизации пока невелик. Значительная часть социальной работы осуществляется хотя и в новых формах, но на основе традиционных структур жизнеобеспечения населения: государственной системы социального и пенсионного обслуживания, учреждений медицины, образования, охраны правопорядка, армии. Многие из проблем социальной защиты не решаются вообще либо это делается явно неэффективно. Новые структуры, учреждения социальной работы лишь развертываются, формируется механизм их взаимодействия с государством и населением.

Вместе с тем очевидно, что система социальной работы в России уже приобрела новый облик. Она в значительной степени опирается на новые концептуальные, идеологические и правовые основы, обновляющийся кадровый потенциал, новую социальную политику государства. Отсюда очевидна и огромная значимость корректного осмысления теории и методологии социальной работы для России. В значительной степени этому может помочь данное учебное пособие, в котором обобщены важнейшие современные подходы к пониманию существа и возможностей социальной работы, формированию ее эффективных технологий.

Особенность этого научно-методического издания в главном сводится к следующему: во-первых, оно дает систематическое изложение существа, краткий обзор важнейших теоретических концепций социальной работы, чего в отечественной учебной и научной литературе до недавнего времени не было. Во-вторых, ого спецификой является и то, что группировка по ряду оснований наиболее известных

и новых теорий социальной работы осуществлена в контексте выявления их практической полезности, эвристической перспективы, а также особенностей использования в образовательном процессе. В-третьих, следует отметить последовательное соотнесение в учебном пособии теории социальной работы с целым рядом наук о человеке и обществе: философии, социальной истории, психологии, социологии, конфликтологии. Это позволило более четко определить не только специфику теории социальной работы как учебной и научной дисциплины, ее научный статус, но и структуру рассматриваемой отрасли социального знания.

Еще одной особенностью пособия является широкое использование в нем наиболее известных зарубежных и отечественных трудов по социальной работе, опубликованных до 1993 г. В собственно методическом плане следует иметь в виду такую его специфику, как наличие не только обширных списков литературы, сгруппированных по главам и позволяющих уже в учебно-научном плане значительно повысить потенциал каждого из тех, кто стремится углубленно освоить теоретико-методологические основы социальной работы, но и проблемных заданий для самоконтроля, а также опорных терминов, базовых категорий каждого из разделов (глав) пособия.

Авторы пособия стремились избежать идеологической предвзятости в оценке возможностей различных концепций социальной работы, а также условий их использования. Важнейшим исходным принципом в оценке возможностей той или иной теории социальной работы здесь последовательно используется объективность, а также приоритетность гуманистических ориентации. Наконец, следует отметить последовательное соблюдение принципа учета национально-региональной и социокультурной специфики России, определяющей подходы к возможному осмыслению и практическому использованию здесь различных концепций социальной работы.

Авторство и соавторство различных частей учебного пособия, подготовленного в рамках участия ученых Алтайского госуниверситета в конкурсе Комитета по высшей школе России и Фонда Сороса " Гуманитарное образование в высшей школе", распределилось так: С.И. Григорьев - введение, заключение, главы первая, четвертая, пятая; Л.Г. Гуслякова - главы вторая, третья; В.А. Ельчанинов - глава третья; Г.А. Спицкая - глава четвертая; Л.Д. Демина - глава шестая; Ю.Е. Растов - глава седьмая.

В подготовке пособия к публикации, его оформления принимали участие работники УНПК " Социология, психология и социальная работа" АГУ, а также сотрудничающие с ним специалисты: Н. Чекамасова, Г. Говорухина, Н. Лихоманова, М. Горлова, С. Марковкина и др.

 
Разрешение автора на интернет-публикацию получено
 

 

Назад Оглавление | Скачать книгу Вперед
 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.