Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые формы.






Организация - систематизированное, сознательное объединение людей, преследующее достижение определенных целей.

Признаки организации: 1. У организации есть цель и смысл существования.

2. Обособленность организации.

3. Связи между элементами организации: целя, ресурсы, культура, техника, канал обмена информацией.

4. Способность к саморегулированию (самостоятельное решение внутренних и возможность реализовывать внешние команды)

5. Организационная культура

б. Устойчивость (способность сохранять равновесие при внутренних и внешних изменениях).

Классификация организаций: по способу возникновения: естественные — возникают сами по себе, гибкие и независимые; искусственные - создаются под поставленную цель, люди объединяются исхода из этой цели. Структуры хорошо прогнозир., но не являются гибкими.

по правовому положению: официальные и неофициальные (юридически неоформленные).

по характеру внутренних контактов: формальные (естественные) к неформальные (искусственные).

по отношению к членам организации: первичные - когда организация существует вне людей, вторичные - организуются самими людьми.

по характеру распределения власти между людьми: унитарные - единая, командная работа, жесткая власть; плюралистические - жестких распределений ролей между людьми нет, добровольное объединение людей (естественные, неформальные, вторичные).

по целям: деловые и общественные. по особенностям функционирования: механистические и органические.

Механистический подход характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. Этот подход используется в рутинной технологии, и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Органический подход характеризуется - слабым и умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определенной ответственностью, гибкостью структур власти и небольшим количеством уровней иерархии.

Механистические функции (основы): линейная — построена на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности нижестоящего звена управления вышестоящему.

функциональная -процесс деления на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко определенные конкретные задачи и обязанности.

линейно-функциональная – основой являются линейные подразделения осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения созданные на ресурсной основе.

дивизионная - соединение организационных звеньев, обслуживающих определенный рынок и управляемых централизованно, сочетание автономии подразделений с центрально контрольным процессом распределения ресурсов в оценки результатов.

Организационно-правовые формы. Коммерческие:

1) Хозяй-е товарищества в общества: полное (управление осущ-ся по общему согласию всех участников, или большинством голосов участников); товарищество на вере (коммандитное) осущ-ся полными товарищами; ООО - осущ-ся общим собранием участников. Исп орган — коллегиально или единолично; Общество с доп-й ответственностью; Акционерное общество: ЗАО, ОАО - осуш-ся единогласным или квалифицированным большинством голосов, высший орган упр-я — общее собрание.

2) Производственные кооперативы (артель). Упр. осуществляется общим собранием участников.

3) Гос. мун. унитарные предприятия орг. явл. руководитель который назначается собственником, либо уполномоченным собственником.

Некоммерческие организации: потребительский кооператив - решения принимаются единогласно, или большинством голосов. Общественные и религиозные объединения* Объединения ю.л., ассоциации и союзы - высший орг. общее собрание ее членов, испол. орг. коллегиальный или единоличный орг. упр. Так как орг. имеют разные организационно-правовые формы, то и упр. осуществляется с учетом особенностей этих форм.

 

 

ч.3. 3. Цели в системе управления.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Цепи направлены внутрь орг.

Миссия - ориентированное существование орг. Стратегическое устремление. Миссия не является конкретной программой, а даёт внешней среде представление о ценностях, которые разделяют и которыми обладают окружающие нас экономические субъекты. Функции цели: Составляют основу для выделений критериев, принятия решения и оценки результатов деятельности. Становятся ориентиром организации и её участников. На целях базируется система мотивов. Классификации целей:

- по источникам: внутренние и внешние.

- по степени важности: стратегические и тактические.

- по времени: долговременные (3-5 лет), среднесрочные (2-3 года) и краткосрочные (1-2 года с конкретной детализацией).

- по форме выражения: количественные и качественные.

- по содержанию: технические, экономические, социальные, производственные, административные, маркетинговые и т.д.

- по направленности: на осуществление деятельности, на получение результата.

- по особенностям взаимодействия: дополняющие друг друга комплиментарные), конкурирующие, безразличные по отношению друг к другу (индифферентные), исключающие друг друга (антагонистические), совпадающие (аналогичные).

- по уровню: миссия организации - создает представление о предназначении организации, её философии, ценностях; общие цели – отражают важнейшие направления деятельности организации в целом; специальные цели - разработанные в каждом подразделении и определяют их основные направления деятельности в свете реализации общих целей.

Иерархия целей: цели более высокого уровня носят широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения, цели более низкого уровня выступают средством для достижения целей более высокого уровня.

Требования к целям: достижимые, гибкие (корректные к изменениям), измеримые, конкретные, совместимые, приемлемые, амбициозные.

Вывод: организация не может функционировать без целевых ориентиров. Цель должна пронизывать систему управления для сосредоточения ресурсов на опред приоритетах. Разработка и внедрение целей доказало свою состоятельность.

 

ч.3. 4. Функции управления. Понятие, содержание, подходы к составу функций.

Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных цепей.

Важнейшие функции управленческого труда:

Функция упр - это относит самостоятельное, специализированное и обособленные участки упр-й деятельности. Успешная управленческая деят-ть опред-ся глубиной усвоения руководителем природы и содержания функций упр, уровнем их профессионального выполнения. Особый интерес представ состав и содержание функций упр производством. Кооперация и разделение труда в процессе производства предполагает расчленение, и разделение труда в процессе производства, предполагает расчленение и специализацию работ в области управления по отдельной его функции. Достаточно точное опред характера и объема этих функций составляют основную предпосылку совершенствования управления данной системой и во многом предопределяют качество орг структур управления.

Принятая классификация должна отражать существование в объединении (на предприятии) взаимосвязи:

1) планирование (целеполагание) - деятельность по определению целей орг в текущих и перспективных планах и фиксирующая будущее состояние объекта упр в конкретные моменты, планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения;

2) организация - функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий. Регулирование деятельности по устранению отклонений от заданного режимом функционирования и приведения объекта упр в заданное состояние посредством оперативного упр производственными процессами;

3) мотивация-стимулирование - это побуждение работников к эффективному достижению целей;

4) контроль-проверка полученных результатов, деятельность характеризующая состояние объекта упр в заданные моменты.

Под специфическими функциями понимаются функции по упр кадрами, мат обеспечение, тех и технологическая организация производства и т.д. Специализированные функции по упр конкретными процессами производственно-хозяйственной деятельности.

Подходы: Файоль(Франция) - планиров, орг, руководство, координация и контроль. Гулик (США) - планиров, орг, руководство, координация, управл кадрами, учет и бюджетирование. Кунц (США) - планиров, орг, руководство, управление кадрами, контролинг.

 

 

ч.3. 5. Организационная структура. Структура управляемой и управляющей системы. Проектирование организационной структуры управления.

Организационная структура - это упорядоченная совокупность подразделений. Организационная структура определяет результативность взаимодействий подразделений и функциональную эффективность всей системы. Она должна быть направлена на успешное достижение целей организации с минимальными затратами ресурсов. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде.

Процесс формирование орг структуры управления:

1. Формирование общей структурной схемы предусматривающей определенные главные характеристики организации и направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование организационной структуры (характеристики - цели системы, проблемы подлежащие решению, централизация и децентрализация полномочий и ответственности).

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними, предусматривает решение организационных моментов не только по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

3. Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедуру управленческой деятельности (распределение задач, работ между конкретными исполнителями, установление ответственности за их выполнение). Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления разрабатывается

Органиграмма - графическая (документ) интерпретация процесса выполнения функций, их этапов и входящих в них работ, описывающая распределение организационных процедур разработки и принятие решения между подразделениями.

Проектирование организационных структур. Структура любой организации должна разрабатываться с мах учетом требований.

При разработке структуры организации рекомендуется принимать во внимание общие принципы проектирования:

1. Ограничение числа подчиненных у руководителя (диапазон контроля).

2. Количество звеньев в управлении.

3. Единство подчинения.

4. Каждая функция должна быть закреплена только за одной службой.

5. Отраслевая принадлежность, особенности данной отрасли и подотрасли.

6. Объем производства.

7. Характерные особенности производственного процесса, уровень автоматизации и механизации.

8. Район и место сосредоточения производства, состояние внешней среды.

9. Изменение организационных форм, в которых функционируют предприятия, например при входе предприятия в состав некого объединения. Существенную помощь в этом может оказать использование системного подхода, который заключается в том чтобы: Определить или уточнить соц-экон роль организации в развитии общества, при этом не упустить ни одной задачи. Выявить и увязать применительно к данным задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления. Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления. Обеспечить оптимальное для данных условий соотношения централизации и децентрализации. Разработка ОСУ может осуществляться различными методами: аналогия, структуризация целей и задач управления и т.д. При этом большей частью достичь гибкости ОСУ с помощью какого- либо одного метода не представляется возможным. Одновременное использование для этой цели нескольких методов позволяет создать структуры, наиболее приспособленные к самоадаптации. Подходы к построению организации зависят от сложности выполняемой работы, от стиля руководителя, от уровня управления, от количества решений. В зависимости от факторов, миссии, цели, структуру нужно изменять.

 

ч.3. 6. Управленческое решение. Проблема как предпосылка принятия решений. Сущность, классификация решений.

Управленческое решение - нахождение путей по решению проблемы.

Объектом управленческого решения выступает управленческая проблема, т.е. практическое или теоретическое затруднение которое не позволяет получить желаемого результата. Проблема формируется как разность между целью и соответствующей ситуацией.

Принятие решения - сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий.

1) Признание проблемы является необходимым условием для ее решения.

2) Интерпретация и формулировка проблемы. Интерпретация - это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, (необходимо обнаружить и раскрыть) как кризис или рутинная проблема (появляются сами и требуют вмешательства менеджера). Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных (решение типа программированные), возможности и кризис к категории неструктурированных (непрограммированные решения).

Определение проблемы предполагает получение ответа на:

а) что действительно происходит в организации?

б) каковы причины происходящего?

в) что за всем этим стоит?

Определение и формулирование позволяет ранжировать по факторам:

- последствия проблемы (эффективность, влияние и т.д.).

- воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы). - срочность проблемы и ограничение по времени.

- внимание к проблеме (мотивировать я наличие способностей у участников).

- жизненный цикл проблемы (может ли проблема, решиться сама собой или в ходе решения других проблем).

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер т.к. решение касается не только одной личности, а подразделения или всей организации в целом. Каждое управленческое решение затрагивает экономические, социальные, организационные, правовые и технологические интересы компании. Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные затраты. Разработанное и эффективное управленческое решение приносит доход, а ошибочное - убыток.

Организационная сущность управленческого решения - к работе привлекается персонал. Для эффективной работы необходимо сформировать коллектив, наделив его рабочими полномочиями (обязанности, права, ответственность) наладить систему контроля, координировать работу.

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который представляет собой методы и средства воздействия на человека (организационные, экономические, социально-психологические, правовые). Социальная сущность управленческого решения проявляется в цели управленческого решения — оно должны быть ориентированно на создание комфортной среды для человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.