Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания в юношеском возрасте






Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, этому способствует появление новых вопросов о себе. Многим старшеклассникам свойственно преувеличение собственной уникальности. В юности расширяются временные представления, включающие будущее, личные и социальные перспективы.

Социальная ситуация развития определяется стремлением к взрослости и самостоятельности. Старшеклассник стремится удовлетворить эту социально значимую потребность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следовательно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятельности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к самосовершенствованию. Таким образом, самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.

Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, В.А. Крутецкий) утверждают, что самосознание этого периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетическую линию самосознания. Это центральное новообразование возраста. Усложняется структура самосознания юноши, в ней оформляются следующие элементы: своя тождественность; образ " Я"; психические; психические свойства и качества; социально - нравственные самооценки (В.С.Мерлин). Между элементами самосознания устанавливается функциональная и генетическая связь, благодаря чему обогащение одного из элементов видоизменяет другие, да и все самосознание в целом. Возрастает интерес к своему внутреннему миру и потребность в самоанализе. В этом возрасте формируется достаточно устойчивый многокомпонентный образ «Я», включающий: " Я" -реальное (есть сейчас); " Я" -динамическое (стараюсь быть) Я" -идеальное (должен стать); " Я" - фантастическое (мог бы быть). Следует отметить, что указанные компоненты довольно динамичны: юноша самоопределяется. Показателем нормального развития является расхождение «идеального» и «реального Я». Это свидетельствует об адекватной самооценке юноши. В целом, образ «Я» есть результат апробации юношей своих самооценок, притязаний и социально-психологических ожиданий. Формирующийся образ «Я» влияет на самоуважение юноши.

Отмечается дифференциация юношеского самоуважения по уровням: высокий - характеризуется принятием себя, социальной активностью, самостоятельностью, положительным отношением к окружающим;

Низкий – проявляется в недовольстве собой, внушаемости, напряженности, трудностях обращения, ранимостью. Надо помнить, что пониженное самоуважение психологически опасно!

Уровень самосознания тесно связан с развитием интеллекта. Умственная деятельность становится устойчивой и эффективной, возрастает потребность теоретизирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.