Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклоняющееся поведение подростков.






Отклоняющееся поведение получило название девиантного (девиация - отклонение). Если н ормальное поведение предполагает взаимодействие детей и подростков с социумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям их развития и социализации, то отклоняющееся поведениеможет быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с социумом, нарушающее его развитие и социализацию, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. При подобной лексической дифференциации девиантное поведение можно охарактеризовать как антидисциплинарное. Его типичными проявлениями являются: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста уголовной ответственности. Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

—агрессивно-насильственное поведение (включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против человека);

—корыстное поведение (мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства);

— распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение как правило связано с личностной деформацией (искажение ценностных ориентаций, ослабление внутренней регуляции).

Криминальное поведениеопределяется как противоправные поступки, которые квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

К контингенту детско-подростковой дезадаптации относятся следующие категории детей:

-дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около полутора миллионов);

-дети-сироты, общее число которых превысило полмиллиона;

-социальные сироты.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. В качестве основных можно выделить биологические факторы, личностные особенности, социально-педагогические факторы, социально-экономические факторы.

1. К биологическим факторам относятся:

- генетические (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы). Особенно страшна наследственность, отягощенная алкоголизмом. Очень метко по этому поводу выразился И.М. Сеченов «алкоголь не промахивается».

- психофизиологические (связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды);

-физиологические (включающие в себя дефекты речи, недостатки конституционно-соматического склада человека).

2.Возрастные и личностные особенности. В каждый период развития ребенка, формируются определенные психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение к ней. При недостатке родительской любви, развивается отчуждение в виде невротических реакций, эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, различных психических патологий. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. При несформированности системы нравственных ценностей подростка мотивы его действий принимают корыстную или потребительскую направленность. Такие подростки обычно инфантильны, примитивны в суждениях, неустойчивы, что лишает их самостоятельности и превращает в «легкую добычу» асоциальных и криминальных структур. Подростковый возраст, по мнению Л.С. Выготского, объединяет совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. И самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему.

3.Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в разрыве связей со школой (пе­дагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

- учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении отдельных предметов при сохранении общего интереса к школе;

- школьной дезадаптации — на этой стадии наряду с возрастающими трудностями в обучении возникают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами и одноклассниками, учебных прогулов;

- социальной дезадаптации — на этой стадии отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

-криминализапии среды свободного времяпрепровождения. Эта стадия наступает, например, при отчисление из школы детей пятнадцатилетнего возраста (что допускается законом «Об образовании»). По сути, отчисление из школы выбрасывает детей на улицу, где они не могут легально трудоустроиться. Появившаяся озлобленность толкает их в группы, где они получают подтверждение своим чувствам, несправедливое по их оценке отношение к ним бумерангом возвращается к окружающим. Знание последовательности стадий наступления социальной дезадаптации и внимательное отношение к каждой детской судьбе способно предупредить скатывание ребенка в пучину девиации.

Существенным социально-педагогическим фактором является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений:

- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликты или двойную мораль: для семьи — одни правила поведения, для общества — другие;

- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

-асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями мало мотивированной «семейной жестокости» и насилия.

4.Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества, обнищание значительной массы населения, неподкрепленность образованности и честности людей уровню их достатка, безработицу, инфляцию, незащищенность большей массы населения и, как следствие, социальную напряженность. Указанные социальные явления деформируют сознание и нравственность молодежи и юношества, пагубно влияя на выбор ими способов поведения.

Последнее десятилетие обнажило и ужесточило проявление целого ряда деструктивных явлений в детско-юношеской среде.

Наркомания и токсикомания выступают как тупиковые варианты зависимостей, приводящие к личностной деградации. Рабская зависимость от наркотиков заставляет человека совершать аморальные, саморазрушающие поступки.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. В качестве главных причин наркомании и токсикомании можно выделить:

-любопытство относительно действия наркотического вещества;

- стремление принадлежать определенной группе;

- стремление к независимости, а иногда враждебное настроение по отношению к окружающим;

-возрастной авантюризм;

-достижение «творческого вдохновения»;

-достижение чувства полного расслабления;

-уход от чего-то гнетущего.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Появление хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно влияет на окружающих.

Пьянство и алкоголизм. Для молодежи алкоголь является средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки. Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека Алкоголизм - это поступательное заболевание. Влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму необходим спирт для обменных процессов.

Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирова­ние «алкогольного мышления». Обследовании детей дошкольного возраста в детских садах Тюмени показало, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.

Суицидальное поведение ( связанное с попыткой уйти из жизни) - это самое разрушительное поведение из всех анализируемых. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины:

-потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

-уязвленное чувство собственного достоинства;

-крайнее переутомление;

-разрушение защитных механизмов личности б результате алкогольного опьянения, употребления психотропньгх средств;

- токсикоманкя и наркомания;

-отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

-состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением;

- аффективность и акцентуации характера.

Принятие на себя роли девианта может привести ребенка к социальной изоляции, за которой следует этап формирования девиантной структуры личности, которая определяется девиантным самосознанием, не позволяющим ребенку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.